Найти в Дзене

Что такое измерение? От 1D до 4D — на пальцах и без формул

Когда мы слышим слово «измерение», у многих сразу всплывают в голове школьные формулы или трёхмерные фигуры. Но что именно мы имеем в виду, говоря: «одномерное пространство», «трёхмерная модель» или «четвёртое измерение»? На самом деле, измерение — это способ описания пространства, в котором может находиться объект. Это своего рода «ось» или направление, вдоль которого что-то может меняться. Давайте разберёмся, что такое 1D, 2D, 3D и 4D, и как это связано с нашей повседневной реальностью — простым языком, без сложных уравнений. Начнём с самого простого. Представьте себе прямую линию — например, нитку. У неё есть только одна характеристика: длина. Она не имеет ширины или высоты. Все точки на этой линии можно описать с помощью одного числа — расстояния от начала. Пример из жизни: Математически: чтобы определить местоположение точки на прямой, нужен один параметр (X). Теперь добавим ещё одно направление — например, вправо или вбок. Получаем плоскость. В 2D у нас есть длина и ширина, но вс
Оглавление

Введение: что мы вообще измеряем?

Когда мы слышим слово «измерение», у многих сразу всплывают в голове школьные формулы или трёхмерные фигуры. Но что именно мы имеем в виду, говоря: «одномерное пространство», «трёхмерная модель» или «четвёртое измерение»?

На самом деле, измерение — это способ описания пространства, в котором может находиться объект. Это своего рода «ось» или направление, вдоль которого что-то может меняться.

Давайте разберёмся, что такое 1D, 2D, 3D и 4D, и как это связано с нашей повседневной реальностью — простым языком, без сложных уравнений.

1D — одномерное измерение (длина)

Начнём с самого простого. Представьте себе прямую линию — например, нитку. У неё есть только одна характеристика: длина.

Она не имеет ширины или высоты. Все точки на этой линии можно описать с помощью одного числа — расстояния от начала.

Пример из жизни:

  • нить или провод
  • координатная ось
  • дорога без поворотов

Математически: чтобы определить местоположение точки на прямой, нужен один параметр (X).

2D — двумерное измерение (длина + ширина)

Теперь добавим ещё одно направление — например, вправо или вбок. Получаем плоскость.

-2

В 2D у нас есть длина и ширина, но всё ещё нет высоты.

Примеры:

  • лист бумаги
  • экран смартфона
  • карта

Чтобы определить положение точки на плоскости, нужно два параметра (X и Y). Например, если вы рисуете точку на экране, её положение определяется отступом слева и сверху.

3D — трёхмерное измерение (длина + ширина + высота)

Теперь добавим высоту — третье измерение. Мы получаем пространство, в котором мы живём и которое воспринимаем каждый день.

-3

Примеры:

  • комната
  • куб
  • человеческое тело
  • любые реальные объекты

Любая точка в 3D описывается тремя координатами (X, Y, Z) — по ширине, глубине и высоте.

Это — наш естественный мир. Наш мозг и органы чувств «запрограммированы» для восприятия трёхмерности. Мы различаем перед и зад, влево и вправо, вверх и вниз.

Что добавляет четвёртое измерение?

Теперь начинается самое интересное. Что такое 4D? Куда может двигаться объект, если он уже может перемещаться в трёх направлениях?

Ответ: четвёртое измерение — это время.

Но почему?

В физике (особенно в теории относительности Эйнштейна) время рассматривается как неотъемлемая часть пространства.

Это значит, что все события происходят не только в определённой точке в пространстве (X, Y, Z), но и в определённый момент времени (T).

Таким образом, для полного описания объекта — например, полёта птицы — нужно знать:

  • где она находилась (3 координаты),
  • когда она там была (время).

Так появляется термин «пространственно-временной континуум» — система из четырёх измерений (X, Y, Z, T).

Можно ли представить 4D в пространственном смысле?

Попытки представить четвёртое пространственное измерение (не время) часто встречаются в искусстве, математике и фантастике. Но у нас, как у трёхмерных существ, просто нет органов чувств, которые могли бы его воспринять напрямую.

Это как пытаться объяснить фотографию (2D) существу, которое всю жизнь видело только линию (1D).

-4

Гиперкуб (тессеракт) — это 4D-эквивалент куба. Мы не можем увидеть его целиком, но можем наблюдать проекции, как плоский чертёж куба.

Зачем нам это знать?

Понимание измерений важно не только в науке. Оно помогает нам:

  • понимать устройства GPS и 3D-моделирования;
  • разбираться в виртуальной и дополненной реальности;
  • осмысленно воспринимать концепции из физики, математики и философии;
  • шире смотреть на мир и наши представления о реальности.

А концепция времени как измерения — фундамент современного научного взгляда на Вселенную.

Заключение: измерения — это оси восприятия

  • 1D — длина
  • 2D — длина и ширина
  • 3D — привычное пространство с высотой
  • 4D — пространство + время (или — гипотетическое пространство за гранью восприятия)

Мы живём в мире, который кажется нам трёхмерным, но по факту каждое наше действие — это событие в четырёхмерной системе.

Если вам было интересно — ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие простые объяснения сложных вещей.

А в комментариях расскажите: вы бы хотели заглянуть в 4D-пространство?