Трагедия, случившаяся буквально две недели назад, а именно 27 марта 2025 года, в Египте, где потерпел крушение батискаф с нашими туристами-согражданами, отдыхающими на Красном море (погибло 6 человек), всколыхнула во мне различные чувства. И сострадание к близким погибшим, и возмущение, а еще захотелось разобраться в том, почему туристы такие легковерные и не осознают, насколько рискованным может быть слепое доверие «лихим организаторам экскурсий». Захотелось разобраться в том, почему чувство страха порой отключается напрочь именно в путешествиях.
Гибель наших туристов также всколыхнула во мне неприятные воспоминания о своей поездке в Египет. В Красном море меня чуть не смыло в море набежавшей волной, когда я, практически не умея плавать, зашла в глубину, чтобы видеть сказочный подводный мир. Там же в Египте, в аквапарке я чуть не захлебнулась в бассейне. А сколько страха я пережила, когда на утлой лодчонке мы полтора часа курсировали по реке Нил, не имея ни единого спасательного жилета на борту! Именно тогда, много лет назад, я осознала, что нашу безопасность никто не гарантирует, хотя в путешествиях для меня лично этот вопрос на первом месте. И сегодня за круглым столом вместе с моими экспертами: с Татьяной Долговой, психологом и заядлым путешественником, Светланой Муганцевой, психоаналитиком, гипнотерапевтом и НЛП-практиком — мы исследуем тему психологии туристов, страхов и поджидающих опасностей.
«Нет ничего более полезного для нервов, чем побывать там, где никогда не был».
— Тема у нас серьезная, но хочу начать издалека. С позитивного момента. «Нет ничего более полезного для нервов, чем побывать там, где никогда не был». Это цитата Анны Ахматовой. Прокомментируйте, пожалуйста, в чем эта польза конкретно выражается?
Татьяна Долгова: «Для каждого эта польза, как и мотивация к поездке, может быть сугубо индивидуальной. Кому-то интересно познание красот мира, кому-то новые знакомства. Кому-то важно, оторвавшись от суеты, побыть в тишине наедине с собой и предаться философским размышления. Эмоционально перегрузиться, вырвать себя из привычного контекста жизни, сменить ландшафт, получить новые впечатления, расширить свой кругозор, испытать острые ощущения. И все это действительно полезно для наших нервов. Не зря же говорится, что отдых — это смена занятий».
— Раньше я, как и многие, мечтала о путешествиях. Но, побывав в поездках по стране и за границей, не испытала ожидаемого восторга. Египетские пирамиды оказались не так величественны и монументальны, как представлялось. Не впечатлили ни древнегреческие амфитеатры, ни спящие вулканы, ни горбатые киты в Атлантическом море. Зато мне было в удовольствие отдыхать в комфортном отеле, купаться в прибрежных волнах, дегустировать новые блюда. Значит ли это, что кто-то из людей домоседы, а кто-то путешественники? Например, две мои знакомые дамы, даже если им заплатят деньги, не поедут ни в какие туры?
Татьяна Долгова: «Наверное, я повторяюсь, но, попадая на новое место, мы всегда приобретаем новый опыт. И он может быть классным. Например, именно тебе нравится открывать там, к примеру, европейскую или азиатскую кухню, познавать новые вкусы. Мне нравится кататься на горных лыжах. Надо просто идти за собой, за тем, что откликается именно тебе. Я бы не стала подразделять людей на такие категории. Каждый выбирает свое. Есть и домоседы. Но мне кажется, что они просто не испытали этого наслаждения, либо у них был негативный опыт. Но при этом нет категоричности и в том, что туризм обязателен для всех, у каждого свое представление о мире, и некоторым этого может вполне достаточно. И не все стремятся испытать какие-то новые ощущения.
А мне всегда хотелось лично своими глазами увидеть разнообразие этого мира. Для меня это и удовольствие, и возможность больше узнать о мире, узнать больше и о себе, испытать что-то новое. Как я это вижу? Так, как будто ты из определённого коридора событий, который постоянно повторяется в твоей жизни, вдруг обнаруживаешь, что есть ещё и другой мир. И взаимодействуя с этим новым миром, я понимаю в какой-то момент, что те вопросы, которые казались неразрешимыми, находят простые решения. Благодаря расширению восприятия мира ты находишь ответы внутри себя, и начинаешь реагировать на что-то совершенно по-другому».
«Спасение утопающих дело рук самих утопающих»
— Как вы знаете, к теме нашего исследования меня подтолкнула трагедия в Египте. Да и в целом, в лента новостей то и дело мелькают сообщения о том или ином происшествии, случившемся с туристами. Понятно, что это может происходить где угодно, как говорится, кому-то может просто кирпич на голову упасть. Но, как вы считаете, нет ли такой подоплеки в поведении туристов, что, путешествуя, они готовы рисковать жизнью, потому что им не хватает острых ощущений, драйва? Адреналиновая зависимость — это про них?
Светлана Муганцева: «Такой диагноз конкретному человеку могут поставить только специалисты, а в общем, мы можем рассуждать только гипотетически. Думаю, что причиной недавней гибели туристов в Египте было элементарное отсутствие мер предосторожности. Русский «авось». Увлеченные идеей погрузиться в море, они не удосужились даже выяснить данные о техническом состояния судна. А это нужно делать в первую очередь. Тем более что ты находишься в чужой стране, тем более что такое развлечение изначально связано с риском.
Что касается зависимых людей, то и такое имеет место быть. Спортсмены, например, в силу привычных наработанных реакций склонны к рисковому поведению. Подростки — из-за юношеской амбициозности. Возбуждение, страх и чувство опасности провоцируют у человека выработку адреналина. Опасность миновала, активность адреналина резко снизилась — повысилась концентрация дофамина, ответственного за чувство удовольствия и эйфории. И это проживается как удовлетворение от совершенного поступка, радость из-за отсутствия тяжелых последствий опасной ситуации. И такое привычное поведение изначально отключает критический подход и оценку возможных проблем.
Но, что касается туристов вообще, я думаю, что многие из них все же верно рассчитывают свои силы и возможности, когда пробуют заниматься чем-то новым. Я тоже стараюсь не блокировать свой интерес какими-то страхами или негативным опытом других людей. Иду за тем, что мне откликается. Каждый гоняется за чем-то своим: за драйвом, острыми ощущениями. Я могу сравнить свои ощущения с каким-то потоковым состоянием, которое захватывает тебя полностью, потому что ты не ставишь каких-то мысленных блоков, препятствий, не проявляешь сомнения в себе, и тогда всё происходит легко».
— Отдельно хочу затронуть тему туристов-селферов. Недавно мне на глаза попалась уже давняя заметка (https://www.mn.ru/smart/poslednee-selfi-s-kazhdym-godom-vse-bolshe-lyudej-pogibaet-pri-popytke-sdelat-effektnye-foto), из которой я узнала, что за 13 лет погибло 379 человек при попытке сделать незабываемое селфи. Может, кому-то эти цифры и не кажутся значительными. Но лично я вижу в этом нездоровое и при этом опасное увлечение — погоню за лайками. Такое, что селферы теряют ощущение опасности. Как ты объяснишь бесстрашие погибших, почему для них призрачная слава в соцсетях ценнее безопасности, почему у них отключается инстинкт самосохранения?
Светлана Муганцева: «Про селфиманию, могу сделать лишь собственные выводы, так как пока научных данных об этом не встречала. Она, как и любая другая мания является психологическим расстройством, формой психологической зависимости. Чтобы выяснить причины, нужно задаться вопросом: для чего им нужно селфи? Понятно, что для лайков в соцсетях, чтобы получить внимание к себе. Лайки и комментарии выступают суррогатом любви для подростков, недолюбленных родителями, да и для таких же взрослых. Таким образом, делая селфи и выкладывая их на всеобщее обозрение, кто-то завоевывает свою популярность среди своей аудитории. Экстремальные селферы — это в том числе руферы, зацеперы и паркурщики — они, я считаю, из разряда адреналиновых зависимых, про которых мы уже говорили. Помимо острых ощущений, это и возможность самоутверждения за счет своей уникальности. Могут быть и другие причины в комплексе. Случайное смертельное селфи, это когда туристы не соблюдали элементарных правил собственной безопасности, возможно происходит еще и от переоценки своих возможностей. И порой селферов настолько захватывает азарт фотосъемки, что отключаются «предохранители».
«Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!»
— Вновь процитирую Лермонтова: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»… В детстве я мечтала поскорее вырасти и уехать из родного города. Но со временем поняла, что, мечтая о переезде, пыталась убежать от себя. Не искать место, где лучше живется, а просто перечеркнуть все то, что не устраивало в моей жизни. Как ты считаешь, если у человека с родным городом связаны травмирующие воспоминания, может, действительно его покинуть и начать с чистого листа?
Татьяна Долгова: «Я думаю, что это может быть созвучно с моим предыдущим ответом. С одной стороны, да! Когда ты видишь и понимаешь, что мир такой большой, приуменьшается значимость твоих переживаний. Ты можешь отвлечься от них новыми знакомствами, новыми возможностями. Но, с другой стороны, и твои нерешенные психологические моменты переедут вместе с тобой в любой другой город в мире. От себя не убежать! А в родном городе также останется все то, что тебе близко и дорого, ведь там, где ты родился и вырос, находится место твоей силы. И когда ты наконец разрешишь свои внутренние проблемы, ты всегда будешь хотеть вернуться туда. И даже несмотря на то что там были пережиты сложные моменты твоей жизни, от которых остались нерадостные воспоминания. Мне повезло в этом отношении. Я, возвращаясь в родной город, понимаю, что именно здесь черпаю силы потому, что здесь было столько любви и столько всего хорошего. Это именно здесь я наполнилось всем тем, что есть внутри меня».
— Как ты можешь охарактеризовать явление «тревелливинга» (в пер. с англ. путешествие-жизнь) с психологической точки зрения? Фрилансеры все чаще переезжают из страны в страну, останавливаясь в отелях, работая на удаленке? Татьяна Долгова: «Возможно, тревелливинг может интересовать таких путешественников как вариант реализации свободы, вернее того, как эти люди это понимают. То есть это понимается как возможность находиться там, где мне интересно заниматься тем, что мне интересно. Но, на самом деле, с психологической точки зрения, свобода — это всё-таки внутренняя составляющая человека. Если в принципе человек чувствует себя свободным, то он будет свободен везде, где бы ни находился, и даже в камере одиночного заключения. А в том, что это явление начало стремительно развиваться и у нас потому, что долгое время такой возможности курсировать по разным странам не было. А тут вдруг такая свобода! Ведь не секрет, что такой феномен как удалённая работа в путешествиях исчисляется какими-то смешными годами. И это явление еще в самом начале развития. И если этому не помешают геополитическая ситуация в стране и в мире, то оно будет распространяться и дальше».
«У страха глаза велики», но и «В кривом глазу все криво»
— Татьяна, вопрос уже как опытному путешественнику… Никто не будет спорить с тем, что в дороге может произойти форс-мажор. Например, зимой может нагрянуть внезапный мороз или пурга, летом — наводнение или лесной пожар. А если учесть наши бескрайние просторы, когда можно находиться полдня в пути до ближайшего населенного пункта, то понятно, что надеяться на постороннюю помощь не приходится. Как все-таки можно подстраховаться от неприятностей в пути?
Татьяна Долгова: «Первое, что необходимо, это заранее просчитать все возможные риски и обезопасить себя в этом. Обеспеченность всем необходимым, источниками электроэнергии, едой, медикаментами и так далее. Далее, я уже говорила, что есть такое приложение, которое разработано непосредственно путешественниками, называется оно GO VANLIFE.
В нем помимо обозначенных точек со стоянками, и полезных информационных загрузок по поводу путешествий, есть ещё и чат помощи. Всегда в любом городе, в любом месте практически, где есть онлайн, к тебе придут на помощь. Это как бы такой негласный безоговорочный закон. Мы друг другу помогаем, это 100%. Это позволяет нам делать большое количество средств коммуникации, которые есть у нас на вооружении. Практически все мы опять же ведём свои телеграмм-каналы, instagram, и другие каналы связи не только для того, чтобы знакомить наших зрителей-слушателей с отчетами о наших путешествиях, но и чтобы было понятно всем окружающим, да и родственникам в первую очередь, где мы находимся. Поэтому в принципе нет такого уж страха. Из последнего того, что можно причислить к форс-мажору, — это был неожиданное похолодание до минус 20, и у нас вышла из строя «автономка». Мы проснулись от холода посреди ночи, запустили машину и поехали на ремонт. Купили ещё одну, то есть вторую автономку на всякий случай про запас, теперь у нас их целых три. Так что не так страшен черт, как его малюют!»
Материал подготовила Валентина Разумовских
#Путешествия, #селфимания, #безопасность, #адреналиноваязависимость, #паркур, #природныекатаклизмы, #тревелливинг, #острые ощущения, #спасательныйжилет, #трагедиявкрасномморе