В апреле стартовала запись детей в первый класс. Родители осознают, что совсем скоро их малыш станет первоклассником – а готов ли он к этому? На что обратить особенное внимание и как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям? Заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования Института детства НГПУ Наталья Александровна Кузь разбирает ключевые аспекты подготовки к школе.
Прежде всего, родителям стоит задуматься, готовы ли они к тому, что их ребенок-дошкольник скоро пойдет в первый класс. Важно подумать о том, что можно сделать вместе с ребенком, чтобы его адаптация в школе была более комфортной и успешной. Родители должны осознать, что изменится и их режим дня и, возможно, рабочее время; подумать о том, как уделять внимание своему ребенку в период вхождения в школьную жизнь. Даже дизайн комнаты или личного пространства будущего первоклассника – это часть совместной подготовки семьи и ребенка к школе.
Готовность ребенка к школе – это интегративный показатель и предмет междисциплинарных психолого-педагогических и медико-биологических исследований. Она выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня физического, умственного, нравственного, волевого, коммуникативного, эстетического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Если обобщить различные исследования, то готовность ребенка к обучению в школе может быть охарактеризована через несколько ключевых критериев. Во-первых, интеллектуальная готовность, то есть уровень развития познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи, широта представлений об окружающем мире – это важно для успешного освоения ребенком школьной программы. Во-вторых, это физическая готовность, которая включает соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям, достаточно высокий уровень развития общей и мелкой моторики, определенную выносливость и работоспособность организма, овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками. Безусловно, важна и личностная готовность к обучению в школе, которая выражается в достижении ребенком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных качеств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и товарищами по классу на нравственной основе. Мотивационная готовность к школе – это система мотивов, управляющих ребенком на этапе перехода в школу (познавательные, социальные, оценочные, игровые). Эмоционально-волевую готовность ребенка к школе считают сформированной, если он умеет в соответствии с возрастом ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
До школы еще несколько месяцев и за это время родители могут создать дома позитивные условия для подготовки ребенка.
Важно поговорить с ребенком о рациональном распределении времени на учебное и свободное, о соблюдении здорового режима дня и о правильном питании. Следует обсудить, во сколько нужно просыпаться и ложиться спать, сколько времени ребенок будет проводить в школе, сколько времени у него будет на выполнение домашнего задания, а сколько на прогулки и игры.
Обязательно вместе с ребенком пройдите маршрут до школы, обсудив возможные опасности на пути: пешеходные переходы, светофоры и не всегда освещенные участки улиц. Следует обеспечить и надежные средства связи, записать свой телефон не только в личный телефон ребенка, но и, например, в дневник. А еще лучше – выучить с ребенком наизусть адрес проживания и контактные телефоны самых близких людей.
Поиграйте дома в школу – это поможет ребенку легче воспринимать новые условия. Сюжетно-ролевые игры позволят проиграть различные ситуации, которые могут возникнуть в школе и по пути туда. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в окружающей среде и осознать важность правил безопасности, культуры поведения, модели устройства школьной жизни. Именно накануне поступления в школу – это любимый сюжет, дети сами подскажут ситуации, которые их радуют и тревожат.
Многие родители беспокоятся, если их ребенок еще не умеет читать. Не стоит переживать, времени для освоения этого навыка еще достаточно. Если вас волнует этот вопрос, обратитесь к воспитателям, которые работают с вашими детьми, они могут подсказать, на что обратить внимание для успешной подготовки к обучению грамоте, ознакомьтесь с методическими материалами по подготовке к обучению в школе. Уважаемые родители, соблюдайте чувство меры, не перегружайте детей лишней информацией, подготовка к школе происходит преимущественно в игровой форме. В качестве методического ресурса можно рекомендовать сайт-навигатор для современных родителей «растимдетей.рф».
Весной и летом в школах проходят родительские собрания для семей будущих первоклассников, там родители знакомятся с учителями, которые рассказывают об особенностях подготовки детей к школьной жизни. Постарайтесь посетить такое мероприятие, ведь это отличная возможность задать все интересующие вас вопросы о процессе обучения ребенка в школе.
Ребенок будет успешно учиться в школе, если будет чувствовать любовь, заботу и внимание близких людей, сможет им доверять и быть уверенным, что даже в самой сложной школьной ситуации ему помогут дома