В Выставочном зале фонда Андрея Чеглакова сразу две выставки «След от руки» и «Нас мало, нас может быть четверо». Я бы о них никогда не узнала, если бы не моё желание услышать ансамбль «Комонь». Накануне концерта познакомилась с Мурой, которая буквально влюбила в фольклор и заинтересовала тем, чем занимается вот уже несколько лет своей осознанной взрослой жизни.
«Комонь» — один из ярких фольклорных коллективов России. Музыканты ансамбля виртуозно переносят деревенские песни и наигрыши в современность, сохраняя при этом их аутентичность. Коллектив создан в 2016 году и до сих пор успешно действует, используя любую возможность популяризации фольклора. Кстати, выставки и театральные площадки, в первую очередь, стали для ансамбля сценой, а участие в перформансах и показах мод современных дизайнеров принесло группе популярность за пределами фольклорных кругов.
— Мы находим экспедиционные записи (у нас есть фонотека), изучаем их, расшифровываем их на ноты и поём, стараемся примерно повторить, как это делали в деревнях. Но т.к. мы жители городские — московские, то нам уже сложно повторить диалект. Это нужно там жить, заниматься конкретно одной деревней всю жизнь. У нас такой возможности нет, поэтому мы поём разные песни разных деревень, — говорит перед началом программы руководитель ансамбля Илья Шаров. — И если придираться к исполнению с этнографической точки зрения, то придраться всегда можно, но мы стараемся. У нас уже есть свой сформировавшийся звук. И сегодня мы представим его. В концертную программу вошли 18 песен.
Зрители устроились поудобнее, вечер обещал быть долгим, ведь каждая песня могла затянуться на добрые 10-15 минут… А то ж мы знаем, как один такой фолк-коллектив проводит концерты, исполняя все 40-45 минут одну песню! Но ребята нас пощадили, останавливали песню на том месте, где заканчивались магнитофонные ленты у исследователей, где не находились тексты оригиналов:
— Вы сами можете набрать в поисковике в музыке ВКонтакте «обл» и увидеть оригинальные композиции с фольклорных экспедиций.
Все песни в программе относились к разным областям и деревням, я услышала Белгородскую, Архангельскую, Воронежскую, Новосибирскую области и Алтайский край. Исполнители с удовольствием рассказывали предысторию каждой из них, приглашали нас не стесняться и подпевать, задавать вопросы, реагировать.
Ансамбль «Комонь» объединяет фольклор с разной музыкой, электроникой и джазом, с театром и литературой. Так, ансамбль участвует в благотворительном концерте Фонда «Жизнь в Движении», который идёт как спектакль-мистерия по поэме Николая Мельникова «Русский крест» в постановке режиссёра Марины Брусникиной с участием Евгения Миронова. Театр Предмета выпустил несколько спектаклей, композитором в которых стал Илья Шаров.
— Мы фольклор пытаемся актуализировать через смежные виды искусства, пробуем его показать для всех, какой он был, и чуть-чуть переформатировать в современную реальность. В коллективе много человек, что даёт нам возможность выступать одновременно на нескольких площадках, — говорит Илья, а сосед по ряду сравнивает: «Как “Ласковый май” по стране катаетесь? (смеётся)». — Прямо сейчас наши коллеги выступают в арт-центре ARMA со спектаклем «Хто Ни Я».
От вышеупомянутого советского коллектива «Комонь» отличается тем, что в его составе профессиональные музыканты, лауреаты международных конкурсов, выпускники музыкального училища имени Гнесиных.
Самым внушительным проектом, в котором участвует ансамбль, является спектакль-концерт Марины Брусникиной «Рождение Человека». В нём объединены тексты Максима Горького, симфонические произведения Эдварда Грига и народные песни разных областей России. В концерте, кроме ансамбля, участвуют народный артист России Евгений Миронов, актриса театра и кино Александра Урсуляк, а также Московский камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета.
Кстати, ансамбль «Комонь» часто целенаправленно выступает с концертами-лекциями (наш вечер, думаю, был импровизированной лекцией и всё же больше концертом). Участники ансамбля с удовольствием рассказывают о том, что им удалось найти в процессе изучения народной культуры: о костюмах и происхождении песен, их связи с народными обрядами и праздниками, обычаях и повседневной жизни деревенских жителей.
На своих мастер-классах они ненавязчиво погружают зрителей в народную культуру — разучивают песни, основные танцевальные движения, учатся водить традиционные хороводы, наслаждаясь танцами и музыкой вместе. На один из таких мастер-классов однажды пришла и я, готовая петь… но Мура (она же Мария Холодовская) нас сначала заставила размяться и лишь потом дала на разучивание песню советских колхозников «Всё бы я по полюшку ходила…» со словами внутри: «Благодарность труженикам… честь и слава колхозникам… и спасибо усем людям».
Желающим разучить нечто подобное, попеть хором на каком-нибудь внутрироссийском сельском диалекте, рекомендую следить за каналом ансамбля и арт-лаборатории на ВДНХ.
Анжелика ЛУКИНА, фото автора и из архива ансамбля
Точки на карте:
- Выставочный зал Фонда Андрея Чеглакова, ул. Пречистенка, д. 40/2, стр. 2, г. Москва
- Лекторий ВДНХ х АРТ-Лаборатория, павильон «Рабочий и колхозница» на ВДНХ, Проспект Мира, д. 123Б, г. Москва