Найти в Дзене
Компас экономики

Искусственный интеллект: что в нём хорошо и что плохо?

Вокруг технологий искусственного интеллекта сломано немало копий. Эксперты и обыватели продолжают спорить о плюсах и минусах этого плода научного прогресса. Если нейросети и роботы становятся всё умнее и умнее, не превратятся ли в печальную реальность фантазии о «лишних людях» и господстве бездушных машин? На днях в Москве состоялся форум Data Fusion, в ходе которого представители науки, бизнеса и государства дискутировали на тему работы с данными и технологий ИИ. Премьер-министр Мишустин сообщил участникам форума о планах правительства в рамках запущенного в этом году нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» двигаться к «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления в срок до 2030 года. В текущем году, по словам Мишустина, министерства и ведомства внедрят в свою работу более 25 решений с использованием отечественных технологий ИИ. Власти оказывают поддержку центрам на базе вузов, которые ведут исследования в области ИИ, предоставляя специаль

Вокруг технологий искусственного интеллекта сломано немало копий. Эксперты и обыватели продолжают спорить о плюсах и минусах этого плода научного прогресса. Если нейросети и роботы становятся всё умнее и умнее, не превратятся ли в печальную реальность фантазии о «лишних людях» и господстве бездушных машин?

На днях в Москве состоялся форум Data Fusion, в ходе которого представители науки, бизнеса и государства дискутировали на тему работы с данными и технологий ИИ. Премьер-министр Мишустин сообщил участникам форума о планах правительства в рамках запущенного в этом году нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» двигаться к «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления в срок до 2030 года.

В текущем году, по словам Мишустина, министерства и ведомства внедрят в свою работу более 25 решений с использованием отечественных технологий ИИ. Власти оказывают поддержку центрам на базе вузов, которые ведут исследования в области ИИ, предоставляя специальные гранты. За четыре года было разработано несколько десятков инновационных продуктов, которые имеют практическое применение. Например, в университете имени Н. И. Лобачевского в Нижнем Новгороде создали портативный кардиограф, который через мобильное приложение передаёт кардиограмму на сервер и с использованием ИИ-технологий ставит диагноз.

Глава правительства объявил, что в России стартовал новый отбор исследовательских центров. После того как в июне определятся победители, будет выделено финансирование в сумме 4,5 млрд рублей на два года. Главным ориентиром будет формирование заделов для разработки сильного искусственного интеллекта, способного к самообучению, чтобы на равных с передовыми странами участвовать в мировой гонке.

Одна из сессий на Data Fusion была посвящена такой интригующей теме, как нейротехнологии. Эксперты обсудили перспективы использования нейроинтерфейсов для контроля над психоэмоциональным состоянием, улучшения когнитивных функций и разработки новых способов общения. Отметим, что нейроинтерфейс — это система для обмена информацией между мозгом человека и электронным устройством на основе регистрации электрической активности мозга. Эксперты заверяют нас в том, что управление эмоциями и улучшение интуиции перестали быть научной фантастикой. Так, в России нейростимуляторы используются для снижения фантомной боли у пациентов.

Время от времени можно слышать алармистские заявления по поводу того, что нейросети сделают ненужными те или иные профессии. Недавно экс-глава Google Эрик Шмидт заявил, что «в течение одного года подавляющее большинство программистов заменят ИИ-разработчики». Российские эксперты считают, что нам это вряд ли грозит, учитывая огромную нехватку кадров в ИТ-сфере. В худшем случае ИИ возьмёт на себя наиболее рутинные задачи, высвободив время программистов для чего-то более интересного.

На сегодняшний день реальной проблемой становится использование ИИ-технологий мошенниками, например, за счёт подделки голоса, создания дипфейков или фишинговых сайтов. Пока контролирующие органы и службы информационной безопасности вырабатывают методы эффективной защиты от мошеннических атак, самим гражданам не надо терять бдительности и поддаваться на уловки хорошо оснащённых киберпреступников. Поэтому главная опасность со стороны вездесущих нейросетей для обычных граждан видится не в сокращениях с работы, а в потере денежных сбережений, которых домогаются вооружённые ИИ-технологиями мошенники.

Читайте по теме: Сможет ли ИИ одержать верх над человеком?