Найти в Дзене

Перо

Продолжаю рубрику «Библиотечка иллюстратора». Сегодня я расскажу о пере, как о принадлежности для графики. Самое древнее перо для рисования и письма — это заостренная тростниковая палочка. Её использовали египтяне для письма на папирусе и пергаменте. В качестве корпуса они применяли трубчатую болотную траву, чаще всего бамбук. Один конец палочки был заострён, а полость внутри была заполнена красящим веществом. Трубку слегка сжимали, чтобы чернила вытекали, образуя линии. Птичье перо, которое стало применяться в VI в., довольно быстро вытеснило тростниковое: оно давало более тонкий штрих. С его по­мощью художники рисовали чернилами, тушью и бистром, который вырабатывали из каминной сажи. Впервые использование для письма гусиного пера зафиксировано в Севильи около 600 года. Художники-виртуозы охотно обращались и к тростниковому перу, ценя его сочные линии. Гусиное перо стало символом литературного творчества и поэзии благодаря тому, что использовалось в качестве письменного инструмента

Продолжаю рубрику «Библиотечка иллюстратора». Сегодня я расскажу о пере, как о принадлежности для графики.

Самое древнее перо для рисования и письма — это заостренная тростниковая палочка. Её использовали египтяне для письма на папирусе и пергаменте. В качестве корпуса они применяли трубчатую болотную траву, чаще всего бамбук. Один конец палочки был заострён, а полость внутри была заполнена красящим веществом. Трубку слегка сжимали, чтобы чернила вытекали, образуя линии.

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Птичье перо, которое стало применяться в VI в., довольно быстро вытеснило тростниковое: оно давало более тонкий штрих. С его по­мощью художники рисовали чернилами, тушью и бистром, который вырабатывали из каминной сажи. Впервые использование для письма гусиного пера зафиксировано в Севильи около 600 года.

Художники-виртуозы охотно обращались и к тростниковому перу, ценя его сочные линии. Гусиное перо стало символом литературного творчества и поэзии благодаря тому, что использовалось в качестве письменного инструмента на протяжении VII–XIX веков, вплоть до изобретения металлического пера.

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Но для письма использовались не только гусиные перья. Просто гусиное перо лучше подходило для письма из всех домашних птиц. Перья левого крыла считались наиболее удобными для правши. Использовались маховые перья. От одного гуся пригодны для письма не более 10 перьев.

От правильной очинки зависело качество письма. Поэтому профессия очинщика перьев была востребованной.

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Но для письма использовались также перья лебедя, ястреба, пеликана, ворона (не путать с вороной), утки, павлина и страуса. А некоторые каллиграфы предпочитали перья тетерева, как наилучшие.

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Кстати, некоторые современные каллиграфы считают, что металлические перья мертвы, и по старинке используют перья птиц.

Много перовых рисунков оставил гол­ландский художник Рембрандт. Часто он комбинировал тростниковое и гусиное перья: первым делал толстые штрихи и густую тень, вторым — детали.

Учись у одного из Синдиков, Волкерта Янса. Перо-трость и кисть с коричневыми чернилами, коричневая растушёвка, исправленная и усиленная белым цветом, на бумаге для кассовых чеков. Фото из свободного доступа в Интернете
Учись у одного из Синдиков, Волкерта Янса. Перо-трость и кисть с коричневыми чернилами, коричневая растушёвка, исправленная и усиленная белым цветом, на бумаге для кассовых чеков. Фото из свободного доступа в Интернете

В середине XIX в. появилось стальное перо. Современные художники нередко рисуют обыкновенной авторучкой.

Среди русских художников замечатель­ным мастером перового рисунка был И. И. Шишкин. Перовой рисунок хорошо воспроизво­дится типографским способом.

Один из прославленных шедевров станковой графики Шишкина — большой рисунок пером «На ручье» 1895 года из коллекции Третьяковской галереи. В этой работе художник достигает пика своего мастерства. Тонкой вязью мелких штрихов обозначены полупрозрачные кроны деревьев, короткими росчерками тонкой линии «сотворена» сверкающая на солнце трава, акварельные разводы пятен чёрной туши иллюзорно изображают тёмную неподвижную воду в лесном ручье.

Техника рисунка пером чрезвычайно сложна и трудоемка, требует от художника предельного внимания и уверенной руки. Художник использует перо разной толщины, чтобы передать все разнообразие фактуры и пространства видимого мира. 1

Иван Шишкин. На ручье (рисунок). 1895. Бумага, тушь, перо, графитный карандаш. Размер: 106х80,5 см. Государственная Третьяковская галерея. Фото из свободного доступа в Интернете
Иван Шишкин. На ручье (рисунок). 1895. Бумага, тушь, перо, графитный карандаш. Размер: 106х80,5 см. Государственная Третьяковская галерея. Фото из свободного доступа в Интернете

Также примером законченности и виртуозности рисунка пером является работа Шишкина «Пастух со стадом», выполненная, по всей вероятности, в Дюссельдорфе в 1864 году. 2

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

А вот мои работы, сделанные современным металлическим пером:

-9

-10

-11

Материал подготовлен на основе открытых источников. По материалам Интернета.

Всю подборку можно посмотреть и прочитать здесь:

Библиотечка иллюстратора | Творчество Надежды Федяевой (Блохиной) | Дзен

Подписывайтесь на мой канал – Вас ждёт ещё много чего интересного!

И продолжение следует…

-12