Найти в Дзене
Auto People

Электрическое доминирование, китайский триумф и торговые барьеры: итоги конкурса World Car of the Year 2025

Нью-Йоркский автосалон традиционно становится площадкой для объявления победителей самой престижной автомобильной премии мира – World Car of the Year (WCOTY). В 2025 году церемония прошла под знаком почти тотального доминирования электромобилей, но с горьковатым привкусом: большинство триумфаторов американские потребители, на чьей земле и раздавали награды, скорее всего, так и не увидят. Премия WCOTY – это не просто конкурс красоты или мощности. Это комплексная оценка автомобилей по целому ряду параметров, проводимая авторитетным жюри, состоящим почти из сотни автомобильных журналистов из 30 стран мира (включая экспертов из России). Чтобы попасть в число номинантов, модель должна не только выпускаться тиражом от 10 000 шт./год. Необходимо ее представление на двух континентах и двух крупных автомобильных рынках (например, США и Китай, Япония и Европа или других). Финалистов объявляют в январе, тройки лидеров – в марте, а кульминация происходит в апреле в Нью-Йорке. И итоги 2025 года кра
Оглавление

Нью-Йоркский автосалон традиционно становится площадкой для объявления победителей самой престижной автомобильной премии мира – World Car of the Year (WCOTY). В 2025 году церемония прошла под знаком почти тотального доминирования электромобилей, но с горьковатым привкусом: большинство триумфаторов американские потребители, на чьей земле и раздавали награды, скорее всего, так и не увидят.

Вручение награды победителю
Вручение награды победителю

Премия WCOTY – это не просто конкурс красоты или мощности. Это комплексная оценка автомобилей по целому ряду параметров, проводимая авторитетным жюри, состоящим почти из сотни автомобильных журналистов из 30 стран мира (включая экспертов из России).

Чтобы попасть в число номинантов, модель должна не только выпускаться тиражом от 10 000 шт./год. Необходимо ее представление на двух континентах и двух крупных автомобильных рынках (например, США и Китай, Япония и Европа или других). Финалистов объявляют в январе, тройки лидеров – в марте, а кульминация происходит в апреле в Нью-Йорке. И итоги 2025 года красноречиво говорят о глобальных трендах и… глобальных же проблемах.

Главный титул снова у Kia: EV3 – мировой автомобиль года

Второй год подряд главный трофей WCOTY уезжает в Корею под брендом Kia. Вслед за крупным EV9, победившим в 2024-м, титул «Всемирный автомобиль года 2025» завоевал его младший брат – компактный электрокроссовер Kia EV3. В финальной схватке он обошел серьезных конкурентов: обновленный BMW X3 и другого корейского новичка – ситикар Hyundai Inster (он же Casper Electric).

Автомобиль года по комплексу оценочных параметров – Kia EV3
Автомобиль года по комплексу оценочных параметров – Kia EV3

Победа EV3 выглядит логичной: это стильный, технологичный и, что важно, потенциально массовый электромобиль, попадающий в популярный сегмент компактных SUV. Эксперты, уже успевшие протестировать предсерийные образцы, отмечают его продуманный интерьер, достойный запас хода и приятную управляемость.

Интерьер Kia EV3
Интерьер Kia EV3

Однако именно его доступность на рынке США, где и была вручена награда, остается под большим вопросом. Kia планирует вывести EV3 на американский рынок, но нависшая тень торговых войн и потенциально высокие импортные тарифы на электромобили могут сделать его экономически невыгодным для продажи в Штатах. Парадокс: лучший автомобиль мира по версии жюри, коронованный в Нью-Йорке, может так и не добраться до американских шоурумов.

Электрическое доминирование по всем фронтам (почти)

Кроме главной номинации, электромобили захватили лидерство еще в четырех из пяти оставшихся категорий. Это не просто тренд, это констатация факта: будущее автомобильной индустрии, по мнению глобального экспертного сообщества, неразрывно связано с электричеством.

World Luxury Car (Премиальный Автомобиль Года): Volvo EX90

Шведский флагманский электрокроссовер Volvo EX90 одержал победу над двумя представителями Porsche – электрическим Macan и обновленным Panamera. Этот автомобиль – воплощение скандинавской роскоши, безопасности и передовых технологий. С внушительной батареей на 111 кВт*ч, обеспечивающей запас хода до 499 км (310 миль по циклу EPA), и мощной двухмоторной установкой (от 408 л.с.), этот семиместный SUV является серьезным игроком в премиум-сегменте.

Volvo EX90
Volvo EX90

И, в отличие от многих других победителей, EX90 уже доступен для заказа в США (по цене от $79 995), что делает его победу более «осязаемой» для местного рынка. Для справки отметим, что в пересчете по курсу на дату подготовки обзора это составляет около 6,56 млн рублей.

World Electric Vehicle (Мировой Электромобиль Года): Hyundai Inster / Casper Electric

Любопытно, что финалист главной номинации, миниатюрный паркетник Hyundai Inster (он же Casper Electric), взял приз в профильной «электрической» категории. Эта модель – яркий представитель набирающего популярность класса субкомпактных городских электрокаров.

Hyundai Inster
Hyundai Inster

Скромная мощность (до 115 л.с. в топовой версии) и ориентация на городскую эксплуатацию делают его идеальным для густонаселенных мегаполисов Азии и Европы. В США такой формат пока не слишком востребован, да и планов по его выводу на этот рынок у Hyundai, похоже, нет.

World Urban Car (Городской Автомобиль Года): BYD Seagull / Dolphin Mini

Эта победа – исторический момент. Впервые награду WCOTY получает модель китайского бренда – BYD Seagull (на некоторых рынках известный как Dolphin Mini). Этот сверхдоступный (в Китае цена стартует менее чем с $10 000) городской хетчбэк стал настоящим бестселлером на родине и активно завоевывает рынки Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

BYD Seagull с дальностью хода до 305 км дилеры в Китае предлагают от 56 800 юаней, что составляет около 630 000 рублей
BYD Seagull с дальностью хода до 305 км дилеры в Китае предлагают от 56 800 юаней, что составляет около 630 000 рублей

Его победа в категории «Городской автомобиль» над Hyundai Inster и Mini Cooper Electric – это не только признание удачной конструкции и феноменальной цены, но и знаковый успех для всей китайской автопромышленности на мировой арене. Однако для американцев Seagull останется экзотикой – в условиях текущей торговой политики и потенциальных заградительных пошлин на китайские автомобили его появление в США практически исключено.

Интерьер бюджетного китайского электрокара
Интерьер бюджетного китайского электрокара

World Car Design of the Year (Автомобильный Дизайн Года): Volkswagen ID. Buzz

Награду за лучший дизайн получил электрический микроавтобус Volkswagen ID. Buzz. Решение несколько неожиданное, учитывая, что модель присутствует на рынке уже пару лет. Однако нельзя отрицать его уникальный ретро-футуристический шарм, вызывающий теплую ностальгию. Он и завоевал симпатии публики и экспертов по всему миру.

Дизайн года
Дизайн года

ID. Buzz обошел в состязании главного победителя Kia EV3 и брутальный Toyota Land Cruiser / Land Cruiser 250. Эта победа – дань уважения смелому дизайну, возрождающему «икону» в современном исполнении.

Интерьер Volkswagen ID. Buzz
Интерьер Volkswagen ID. Buzz

Исключение, подтверждающее правило: Porsche 911 GTS

Единственным автомобилем среди победителей, сохранившим двигатель внутреннего сгорания (пусть и в гибридной ипостаси), стал Porsche 911 Carrera GTS. Он ожидаемо завоевал титул World Performance Car (Спорткар Года).

Porsche 911 GTS
Porsche 911 GTS

Новое поколение 911 (индекс 992.2) в версии GTS получило инновационную гибридную систему T-Hybrid. В ее основе – новый 3,6-литровый оппозитный турбированный ДВС. Он работает в паре с электромотором, интегрированным в 8-ступенчатую коробку передач PDK, и электрическим турбокомпрессором.

Элементы конструкции спорткара
Элементы конструкции спорткара

Суммарная отдача достигает 539 л.с., что позволяет купе разгоняться до 100 км/ч примерно за 3 секунды и достигать максимальной скорости 312 км/ч. Это – триумф инженерной мысли, доказывающий, что даже легендарный 911 может эволюционировать, не изменяя своему спортивному духу. И да, этот автомобиль будет доступен в США, хотя и по соответствующей цене (от $169 800/13,9 млн рублей).

Интерьер Porsche 911 GTS
Интерьер Porsche 911 GTS

Вердикт жюри и рыночные реалии: глобальный разрыв

Итоги WCOTY 2025 наглядно демонстрируют две ключевые тенденции. Во-первых, глобальный вектор развития автопрома однозначно направлен в сторону электрификации – 5 из 6 победителей являются электромобилями.

Во-вторых, проявляется все больший разрыв между тем, какие автомобили признаются лучшими в мире глобальным жюри, и тем, что реально доступно на одном из крупнейших рынков – американском.

Политический климат и «тарифные войны», особенно направленные против китайских производителей, но затрагивающие и другие страны, создают искусственные барьеры. Ирония в том, что церемония награждения проходит в Нью-Йорке, но большинство лауреатов – от сенсационного BYD Seagull до главного победителя Kia EV3 и городского Hyundai Inster – американцы, скорее всего, не смогут купить в обозримом будущем. Премия WCOTY остается важным глобальным барометром, но ее результаты все сильнее отражают фрагментацию мирового автомобильного рынка.

Китайские автомобили стали грозными конкурентами на мировом автомобильном рынке
Китайские автомобили стали грозными конкурентами на мировом автомобильном рынке

В то же время, победа BYD Seagull – это четкий сигнал о растущей силе и конкурентоспособности китайских автопроизводителей, которые уже не просто копируют, а создают продукты, признаваемые лучшими в мире в своих сегментах. Следующие годы покажут, сможет ли этот технологический и производственный потенциал преодолеть торговые барьеры, или же мир окончательно разделится на изолированные автомобильные «экосистемы».

Что вы думаете о победителях World Car of the Year 2025? Какие вы считаете лучшими автомобили в указанных номинациях? Сообщите свое мнение в комментариях.