Сериал о Гарри Поттере еще даже не начал сниматься, а уже вызвал жаркие споры. В их центре — Паапа Эссьеду, которому досталась роль учителя зельеварения Северуса Снейпа.
Эссьеду — темнокожий, что идет вразрез с книжным описанием персонажа и полнометражными фильмами, где его сыграл великолепный Алан Рикман. Но что, если за таким назначением стоит нечто большее, чем просто желание встряхнуть канон?
Kinobugle.ru, после того как нас самих перестало «бомбить», предлагает взглянуть на ситуацию под другим углом и увидеть, что это не просто слепое следование трендам, а логичная, продуманная и в чем-то даже правильная стратегия.
Разрывающий шаблоны
Книжный Снейп — мрачный тип с сальными черными волосами, крючковатым носом и желтоватой кожей.
Но Эссьеду, с его совершенно иной внешностью, очевидно, не вписывается ни в первоисточник, ни в устоявшиеся ожидания. Почему же именно он?
Создатели обещали более точное следование книгам, но единственное, чем похожи актер и декан Слизерина, — это возраст. В «Философском камне» профессору зельеварения 31 год, и Эссьеду, которому 34, идеально попадает в этот диапазон.
Напомним, что Рикман начал играть героя в 55. Но дело, конечно, не только в возрасте. И тут необходимо кое-что вспомнить.
Вспоминаем Гермиону в новой интерпретации
Нечто похожее уже происходило с пьесой «Гарри Поттер и Проклятое дитя». В 2016 году на роль взрослой Гермионы была утверждена актриса африканского происхождения Нома Думезвени.
Тогда интернет взорвался: ведь никакой очевидной необходимости менять расу героине не было. Поттероманов поставили перед фактом — и сделали это неожиданно, просто потому, что могли.
Одни зрители кричали о «нарушении канона», другие защищали право на художественную свободу. Сама Джоан Роулинг тогда заявила, что в книгах цвет кожи подруги Гарри не указан, и любой кастинг возможен.
Через какое-то время споры утихли, но осадок остался.
Патовая ситуация из-за Гермионы
Создатели сериала оказались между двух огней: в любом случае они подвергнутся критике. Если на роль ученицы Хогвартса возьмут белую девочку, поднимется шум со стороны сторонников расового равенства. После того, как актриса африканского происхождения уже успешно воплотила этот образ на театральной сцене с одобрения самой Роулинг, возвращение к белой исполнительнице может быть воспринято не просто как консерватизм.
Легко представить, как особо рьяные борцы за равноправие кричат об осознанном шаге назад и демонстративном отказе в репрезентации темнокожих актеров.
Если же утвердят темнокожую актрису, тогда отгребать придется от сообщества поттероманов, не примирившегося с театральными нововведениями. Из двух зол нужно выбирать меньшее.
Мы склоняемся к тому, что героиня будет не белой.
Дело в том, что театральная версия уже закрепила образ Гермионы в новой интерпретации, и возвращение к белой актрисе может быть расценено как регресс в достигнутой инклюзивности. Эта тропинка уже протоптана — по ней теперь просто нужно аккуратно идти. Главное — подчеркнуть, что сущность Гермионы — ее ум, храбрость и верность — универсальны и не зависят от цвета кожи.
Неизбежный хейт
Пьеса, в конце концов, — формат, доступный ограниченной аудитории.
Сериал же — совсем другая история. Его посмотрят миллионы, и каждое кастинговое или художественное решение будет рассматриваться под микроскопом. И неизбежно громко зазвучат голоса тех, кто откажется принять другой цвет кожи у героини.
В «Проклятом дитя» основное внимание сосредоточено на уже выросших героях, и с негативной реакцией преимущественно столкнулась Нома Думезвени — взрослая, состоявшаяся актриса, которая, вероятно, имела опыт преодоления предрассудков и могла справиться с давлением.
Теперь представьте: HBO объявляет, что подругу Гарри в сериале сыграет темнокожая девочка 10–11 лет. Реакция предсказуема — хейт, мемы, петиции. И весь этот шквал обрушится на ребенка, который просто получил роль мечты, а возможно, и всей жизни.
Но в данной ситуации есть тот, кто ее прикроет.
Отвлечение внимания
Паапа Эссьеду в роли профессора зельеварения — это настолько яркий и неожиданный ход, что любые другие кастинговые решения меркнут на его фоне.
Диалоги зрителей будут выглядеть примерно так:
— Ты слышал, какой Гермиона снова будет в новой интерпретации?
— Да, но это уже давно случилось. Что там с профессором зельеварения?!
Вспомните, какую роль Северус Снейп играл в оригинальной истории. Он был двойным агентом, который ради благой цели защищал светлую сторону. Он отстаивал то, что было для него по-настоящему важно, даже если для этого требовалось стать объектом ненависти.
Магия повторения истории
Похоже, что в реальности история повторяется. Паапа Эссьеду, сам того не ведая (а может, и понимая все), принимает на себя основной удар зрительского негодования, отвлекая внимание от других, более уязвимых актеров. Получается, что он выступает этаким громоотводом, уберегающим маленькую актрису.
Каждый любитель «Гарри Поттера» знает: не все волшебники с первого взгляда производят правильное впечатление. Сириуса Блэка все считали опасным преступником, Римуса Люпина — слабым учителем, а декана Слизерина — предателем. Возможно, и решение о темнокожем профессоре зельеварения окажется не тем, чем кажется на первый взгляд.
Если так, то это настоящая магия, ведь готовность защищать других продолжает жить вне страниц книг.
Тихон Дмитриев/Дзен сайта kinobugle.ru
◀️К нам - в телеграм!
ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: