Трудно даже представить, сколько шуток существует вокруг традиционных учительских фразочек вроде «голову дома забыл» или «лес рук». Но мало кто задумывается, что сам педагог практически каждый день точно так же сталкивается с набором клише.
И опытный учитель, и молодой специалист регулярно слышит: «Иначе уволим», «Нельзя выносить сор», «Таких, как вы, полно», «Отчёты и планы срочно», «Ну и что, что выходной, вы обязаны», «Премию не дадим»…
Один не выдержал и ушёл в репетиторы, второй вообще оставил профессию… Думаете, это единичное явление? Вовсе нет! К началу прошлого учебного года, к примеру, из школ уволились 193,5 тысячи (!) педагогов.
На примере трёх писем из своей Интернет-приёмной рассказываю, что ничего неожиданного здесь нет. Если вдуматься, гораздо удивительнее, что кто-то продолжает работать на таких условиях.
«Где уж там дети?»
И начнём мы с письма Ольги И. из Пермского края:
«О работе в школе я мечтала с детства и в педагогический пошла не как большинство абитуриентов («абы куда»), а по зову души. После вуза меня хватило на 8 лет. За это время я успела на личном опыте во всём разобраться и всё прочувствовать.
Например, я поняла, зачем существуют нормы ставок. Были годы, когда мне удавалось иметь не больше 18 часов в неделю. Райское наслаждение, если бы меня не начали тут же вызывать на работу в методические дни – то на диагностике посиди, то на замене уроки проведи, то детей на олимпиаду отвези. Естественно, за это не платили. В итоге я работала 5 дней в неделю, а получала за 3.
Научившись на горьком опыте, я стала брать больше уроков – за это хотя бы платят. Но тут выяснилось, что моё время продолжают отнимать бесплатно! Причём работы находилась просто лавина. Судите сами. Есть какие-то бессмысленные курсы (на них направляют не для того, чтобы педагог набрался новых знаний, а чтобы школа не теряла место в рейтинге), аттестации, проверки, всевозможные конференции и конкурсы, подготовка для администрации и чиновников разнообразных сведений об учениках и их родителях (всё в письменном виде), отчёты (например, по тем же диагностическим работам, но не только). Плюс собрания, совещания, педсоветы – их тоже никто не отменял.
Всё это неприятно задевало, но я терпела, ведь я же столько лет шла к этой работе! Вот они – дети! Те, ради кого я столько училась; те, кого мечтала учить. Вот он – мир знаний, который когда-то казался мне светлым, куда хотелось кого-то вести… В итоге я чувствовала только безразличие: на настоящую работу, на качественное проведение уроков, на то, чтобы слушать детей и слышать их, просто не было сил.
Опишу, чтобы вы понимали, обычный день. 7 уроков, потом какая-то конференция. После неё 120 тетрадей надо проверить. Уже глаза слипаются, а надо в электронный журнал оценки внести. Ошибёшься – будут огромные проблемы, исправления невозможны. Да и вообще во всех этих журналах надо как-то чудом не запутаться: обычный бумажный, электронный да ещё и свой собственный, потому что возможности выставить оценки в электронный на уроке всё равно не будет, это твоя «домашняя работа». Где уж там дети?
И однажды, когда я в очередной раз услышала, что обязана участвовать в каком-то бессмысленном конкурсе (естественно, без оплаты и даже без «спасибо»), что знала, на что шла, до меня дошло: по-другому просто не будет. Дотерпела до конца года и ушла. Не смогла смириться с положением раба: если я что-то и обязана делать бесплатно, так это заботиться о себе, о собственном здоровье и работоспособности».
Рабский труд
40 уроков в неделю, вечером учёба, на выходных – пробный ЕГЭ. Такое под силу разве что супергерою – ни один обычный человек не сможет подобное вынести. Либо он будет, говоря русским языком, гнать халтуру, либо продолжит работать в ущерб себе и собственному здоровью. Стресс, бессонница, измотанность, хронические заболевания, гормональные нарушения… Надолго его хватит?
Можно ли удивляться тому, что учителя, которые действительно хотят учить, которые любят свой предмет, стремятся работать с детьми; все те, у кого, что называется, глаз горит, больно бьются обо все преграды, которые ставят у них на пути, сдаются и уходят из школы? Нет! Они просто уважают себя и понимают, что побороть систему и выйти из порочного круга не удастся.
И вроде сегодня что-то слышно о значимости труда учителя, но говорят об этом настолько тихо, что ничего не делается и педагоги так и продолжают вкалывать на 1,5–2 ставки. А где-то нагрузка вообще доходит до 50–75 часов в неделю! К примеру, когда учитель ведёт несколько предметов.
При этом Ольга И., письмо которой мы прочитали, абсолютно права: значительная часть работы педагога вообще никак не нормируется и не оплачивается. Как, например, ведение той же электронной документации, которая, наверное, должна была прийти на смену бумажной волоките, а в итоге только увеличила бюрократическую нагрузку.
Заметим, кстати, что количество детей в классе за последние годы только увеличилось: если раньше педагог должен был искать индивидуальный подход к 25 ученикам, сегодня речь может идти и о 38 детях на уроке.
Выход тут только один – снижать переработки, повышать зарплаты педагогам (речь об одной ставке – их нормы совершенно точно брали не с потолка!) и всю дополнительную нагрузку оплачивать отдельно.
А ещё – вводить для учителей дополнительные льготы. К примеру, принять во внимание наши предложения о 5-процентной надбавке к окладам за каждого ученика сверх норматива наполняемости класса, о ежемесячной компенсации в размере не менее 10% от оклада на покупку педагогами книг и учебной литературы, о компенсации сельским педагогам расходов на ЖКУ и о выплате 1 млн рублей учителям, проработавшим в сельской местности три года.
Иначе работа педагога так и будет напоминать труд раба на галере…
«Так себе удовольствие»
А это письмо Марины М., в котором затрагивается вопрос об оплате труда педагога:
«Мой сын-восьмиклассник учится в школе в Самарской области. Учителя там меняются просто как перчатки. Уже четыре раза ставили нового классного руководителя, я давно потеряла счёт учителям русского языка и литературы (а ведь это основные, очень важные предметы).
Не могу даже предположить, как класс сына будет сдавать экзамены на будущий год. Потому что уроки толком не ведутся, заменить учителей часто просто некому, как и дать им домашнее задание на период отсутствия уроков. А дети радуются: уроки отменили!
Зато от классных руководителей регулярно поступают просьбы в духе проголосовать на выборах и прислать скриншот. Я понимаю, что это не инициатива учителей! И понимаю тех, кто уходит. Зачем им в школу идти? За мизерной зарплатой? За адской нагрузкой? Или за бесправностью и чувством унижения от этого?
За 20 тысяч учитель должен не только учить, но и готовить две тонны никому не нужных бумажек, без конца просиживать штаны на педсоветах, постоянно держать связь с родителями и рассылать им какие-то просьбы. Да ещё и ответственность нести за толпу детей, многие из которых вообще учиться не хотят и просто хамят. Так себе удовольствие. Я бы на месте учителей тоже нашла другую работу.
Кстати, немало среди сменившихся у моего сына учителей было и молодёжи. Приходили, выгорали и уходили за нормальными зарплатами. Потому что им хочется элементарно что-то есть, во что-то одеваться и где-то жить.
И тут дело не в позиции администрации нашей школы, которая просит «войти в положение и подождать», не в конкретном коллективе, а в системе. Это только в министерских отчётах всё хорошо. На деле же – просто ужас!»
Этого мало
Не знаю, что ещё должно случиться для того, чтобы всем был ясен масштаб катастрофы, связанный с острейшим дефицитом кадров в системе образования.
Школы в сельской местности закрываются – учить некому. В городских школах распространена практика, когда учитель не просто вкалывает на две-три ставки, а ведёт сразу несколько предметов. Повсеместно дети лишаются доступного и качественного образования, возможности раскрыть свои способности и таланты. И этого мало?
Нужно возвращать специалитет во все педвузы, делать образование для будущих учителей полностью бесплатным. Никаких платных отделений – как и по другим стратегическим для страны специальностям!
Нужно повышать зарплаты – учитель должен зарабатывать не меньше 200% от средней зарплаты по региону. Причём без всяких мутных схем с двумя или тремя ставками – только за одну и без переработок! Базовый оклад должен быть не меньше 70% от зарплаты. Если у регионов нет средств на повышение, должен подключаться федеральный бюджет.
По статусу педагогов необходимо приравнивать к госслужащим. А это и дополнительные льготы, и субсидии на жильё.
И кстати, о жилье: нуждающимся в нём педагогам мы предлагаем дать первоочередное право на улучшение жилищных условий (такой законопроект мы уже внесли в Госдуму). Наряду с увеличением зарплаты и другими мерами поддержки, на которых настаивает наша партия, это поможет решить проблему массовой нехватки педагогов в школах.
«Ученикам – безнаказанность, учителям – полный игнор!»
А это письмо я получил год назад, вскоре после истории с семиклассником, посмевшим закурить электронную сигарету прямо на уроке. Николай из Москвы был возмущён решением суда, посчитавшего, что школа нарушила закон, отстранив ребёнка от занятий после инцидента:
«Это же просто абсурд, вот до чего мы докатились! Вместо того чтобы наказать хулигана по полной программе, организуется какое-то расследование, привлекаются прокуроры, судьи…
Может, вы скажете, что я идеализирую прошлое, но в советское время даже самые отпетые хулиганы и законченные двоечники помыслить не могли о таком вопиющем хамстве! А если бы вдруг и помыслили, получили бы двойку за поведение, выговор, вызов родителей к директору, а потом ещё и в школе полы мыли после уроков. Да не один день, а месяц, если не больше! На потеху всем сверстникам, чтобы неповадно было.
И главное, во взрослом возрасте человек бы потом поблагодарил учителя за справедливое отношение, за должную строгость и за то, что его научили уму-разуму.
А сейчас? Вакханалия! Ученикам – безнаказанность, учителям – полный игнор! Может, учителю ещё и извиниться надо перед этим нахалом, который в лицо дым пускал?! Что за бред?!»
Ученик vs учитель
А вот и, так сказать, вишенка на торте. Именно такое отношение – хамство, угрозы, оскорбления и даже рукоприкладство со стороны учеников и их родителей – чаще всего приводит нервным срывам учителей и их уходу из профессии.
Думаете, такие истории – редкость? Учителя с вами не согласятся: практически каждый день они сталкиваются с самыми разнообразными нарушениями – начиная от банального игнорирования и кончая прямыми оскорблениями, в том числе нецензурными. И это только со стороны учеников! Их родители не остаются в стороне: требуют для своих чад лучшие оценки и особые условия, угрожают, проявляют агрессию…
Доходит и до вопиющих случаев – как в описанном Николаем примере с курением, где мать обратилась в прокуратуру, чтобы призвать к ответу школу, или как в Челябинске, где отец ученика с матом и угрозами накинулся на учительницу, попросившую детей говорить по-русски.
И закон, получается, защищает вовсе не учителей, а школьников и их родителей. Это недопустимо!
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ давно предлагает приравнять педагогов к госслужащим. Не только по уровню льгот, зарплат, но и по статусу, в конце концов. И тогда подобные выходки смогут расцениваться как оскорбление представителя власти, со всеми вытекающими последствиями.
Есть у нас и предложение о введении штрафов за оскорбление педагогов. Оскорбил учителя – плати. Граждане – до 30 тысяч, должностные лица – до 200 тысяч, организации – до 700 тысяч рублей.
Наконец, мы уверены в том, что в России необходимо создать механизм бесплатной квалифицированной юридической помощи. Это позволит учителям получать поддержку в экстренных ситуациях, например, перед обращением в суд или в правоохранительные органы.
Настало время защитить тех, кто учит наших детей! Наши учителя этого достойны.