В последние пару месяцев вы проделали немалый путь вместе со мной: разбирали идею, сюжет, образ, систему и структуру НРИ. Сегодня позвольте немного пофантазировать вместе с вами! А именно - представить себе всю партию в НРИ как единое, живое существо, обладающее телом, душой и духом?
Да, звучит пафосно. Но, если задуматься: сколько игроков вовлечены в ролевой процесс, сколько голосов, мыслей, мировоззрений, чувств, страхов и надежд объединяются за игровым столом, чтобы на несколько часов создать нечто единое, пусть и хрупкое? Разве это не форма жизни?
Драматургия как моделирование
Итак, драматургия НРИ — это не хаотичное нагромождение бросков, решений и монологов. Это система. Но система не мёртвая, не конвейерная. А — органическая.
Любой модуль, домашняя кампания или односессионка — это организм. В нём есть плоть (правила и механики), скелет (сюжет и структура), душа (образы, эмоции, внутренние конфликты), и — дух: та неуловимая идея, ради которой всё происходит. То, что герои в итоге познают. Или создают. Или хотя бы пытаются.
Без модели — без представления об общей структуре партии — вы либо тонете в экспромте, либо увязаете в механическом сценарии. Без структуры даже самый талантливый мастер рискует потеряться в пространстве игры.
«Когда же мы имеем дело с подлинным произведением искусства, с шедевром, — чуть перефразируя Тарковского, — мы имеем дело с "вещью в себе", с образом, таким же непонятным, как и сама жизнь».
Это справедливо и для великих партий, которые спустя годы вспоминают как устоявшиеся в сообществе байки, ставшие постепенно легендами.
Тело, душа и дух партии
Попробуем осмыслить НРИ-партию как трёхсоставный организм:
Тело: механика и визуализация
Тело партии — это правила, броски, дайсы, карты, миниатюры, боевая система, магия, HP, ловкость, проверки навыков, таблицы, буклеты и звук костей, стучащих по столу. Это плоть. Без неё невозможно сыграть даже в словеску — хоть какой-то порядок, хоть какой-то шаблон, но должен быть. Даже импровизационный. Иначе мы выпадаем из пространства - игры - какой бы ни талантливой в остальном ни была импровизация.
Скелет: структура и сюжет
Композиция — это позвоночник, становой хребет. Вы понимаете, откуда пришли и куда движетесь. Даже если игра — песочница, у неё есть логика. У эпизода есть сцена, у сцены — цель, у цели — конфликт. Без композиции механика рассыпается в крошку, а игроки застревают в болотах неопределённости.
Душа: образ и переживание
Образы героев, NPC, чувств, страхов, надежд. Душа — это история. Она соединяет структуру с идеей. Именно душа делает из вашей партии не набор сражений и умений, а историю про путешествие, в котором на карту поставлены не только жизни, но и честь, любовь, искупление, слабость, доверие, вера.
Дух: идея, истина, откровение
Наконец, дух. Зачем всё это было? Почему боль героя вызвала слёзы? Почему вы спорили до трёх ночи о мотивации NPC, как будто обсуждали своего общего друга?
Великая партия — это всегда прикосновение к Истине. Пусть даже странной. Игроки могут не осознать её до конца, но они почувствуют: прозвучало за этим столом что-то важное...
Сражение добра и зла как основа драматургии
Можно ли совместить остроту ролевого конфликта и нравственные категории? Можно — и нужно. Драма в НРИ зреет именно на грани. Когда вам не всё равно. Когда вы играете не просто ради уровня или магического меча, а ради того, чтобы герой изменился. Или не изменился — и вы почувствовали трагедию.
Выбор — не ударить. Отпустить врага. Помолиться. Предать. Простить. Рискнуть собой. Уйти.
Это и есть подлинная драма. Где каждая сцена может закончиться битвой, но остаётся возможность спасения. Где в центре — человек. Или полуорк. Или тифлинг с травмой детства.
НРИ — пространство чуда
Всякая хорошая партия — это чуть-чуть, но чудо. Когда оживают кости, когда слова складываются в смыслы, когда то, что было только в воображении, становится сильнее фильма. Как в «Андрее Рублёве»: юноша не знал, как отлить колокол, но отлил. Потому что был в нём Дар.
И в мастерах НРИ — есть этот дар. Прислушивайтесь к нему. Если вы в принципе сели за подготовку модуля, а потом собрали хотя бы пару игроков за столом - значит, есть в вас та самая неуловимая материя. А уж дальше - дело за вами. Самые талантливые раздолбаи порой так и остаются с невоплощёнными мечтами о крутых играх, которые они могли бы провести (но так и не собрались), а самый косноязычный мастер ещё может раскрыться, если приложит усилия.
В вас УЖЕ есть то, что нужно, чтобы начать. А с ремеслом вам помогут - я, или сотни других мастеров, готовых делиться опытом, чтобы развивать любимое хобби, со временем доказавшее своё право считаться полноценным искусством.
Иногда за самым неуверенным кривым подземельем скрывается великая история. Надо только уметь видеть не только плоть, но и дух кампании. И - не отступать. Дорогу осилит идущий, так что - дерзайте!
#настольныеигры #драматургияНРИ #мастерствоНРИ #НРИ #СюжетИгра #Драматургия #НеБойсяТворить #ИсторииЖдут #МастерскаяМагия #КузницаИсторий