Юные годы
Вацлав Фомич Нижинский родился в Киеве в 1890 году в семье балетных танцовщиков. После развода родителей он с матерью, сестрой Брониславой и старшим братом Станиславом переехал в Петербург и в возрасте 9 лет поступил в Императорское балетное училище. А после его окончания был зачислен в труппу Мариинского театра.
Уникальность Нижинского как танцора заключалась в умении превосходно прыгать. Он словно парил над землей, будто застывая в воздухе на несколько секунд. Ему с легкостью давались любые технически трудные пируэты, и на это обратили внимание его преподаватели, а также хореограф Михаил Фокин.
Довольно скоро после выпуска из училища Нижинский стал партнером и Матильды Кшесинской, и Анны Павловой. А ведь они тогда были уже известными балеринами, в то время как Вацлав совсем недавно вышел из стен театрального училища! Но его талант был таким ярким и заметным, что почти сразу ему доверили ведущие партии. Кшесинская, кстати, очень любила танцевать именно с Вацлавом, считая, что его растущая популярность будет на руку и ей в том числе.
От участия в гастрольных балетах в Париже, как мы помним, Кшесинская отказалась, а вот Нижинский принял приглашение Дягилева присоединиться к балетной труппе.
Расцвет таланта
Успех танцовщика был невероятным. Его называли вторым Вестрисом (очень известный артист середины XIX века). По возвращении в Россию встал вопрос о дальнейшем участии танцора в гастролях труппы, ведь Нижинский был связан контрактом с Мариинским театром и должен был посещать все его репетиции и спектакли. То есть на дягилевский балет, который Сергей Павлович планировал показывать теперь и на постоянной основе, не оставалось времени.
Помог, как всегда, скандал. Говорят, устроенный Дягилевым, но, скорее всего, это не так: слишком невероятное стечение обстоятельств и слишком большое количество заинтересованных в распаде антрепризы лиц.
Итак, что же произошло?
Нижинский выступал на сцене Мариинского театра в роли графа из балета «Жизель». В тот вечер в зал пожаловала вдовствующая императрица Мария Федоровна и два Великих князя.
Нижинский надел костюм, созданный Бенуа для гастрольных спектаклей, а не костюм, созданный в мастерских Мариинского театра, при этом перед выходом на сцену костюм артиста проверили чиновники театральной дирекции и дали разрешение выходить на сцену.
Костюм Бенуа был несколько короче и как будто бы откровеннее, чем тот, который разрабатывался в художественных мастерских театральной дирекции и был более привычен зрителям. Поэтому якобы оскорбленная вдовствующая императрица отправила одного из Великих князей в антракте проверить костюм танцора для следующего акта.
Нижинский отказался переодеваться, так как он бы не успел вовремя выйти на сцену во втором акте и начало пришлось бы задержать, что могло быть воспринято как оскорбление августейших особ. В итоге все закончилось крупными неприятностями.
Чем все это закончилось
На следующий день Вацлава отстранили от репетиций и потребовали извинений. Артист написал прошение об отставке. Впоследствии говорили, что Мария Федоровна была тут совершенно ни при чем, и что провокацию подготовили как раз Великие князья, Андрей Владимирович и Сергей Михайлович, покровители Кшесинской, которые не могли перенести успех дягилевского балета, случившийся и без участия их фаворитки.
Возможно, была замешана и сама Дирекция, которой конкуренция со стороны Дягилева тоже не нравилась, и она всеми силами пыталась дискредитировать и его проект, и артистов, рассчитывая на то, что европейские партнеры труппы из-за скандала откажутся продолжать отношения.
Можно долго разбираться в хитросплетениях стратегии Дягилева, директора Теляковского и Великих князей, но исход был один. Нижинский больше не был связан контрактом и мог работать у Дягилева в любое время. После увольнения из императорских театров Нижинский полностью посвятит себя работе в антрепризе.
Через некоторое время, желая еще большего новаторства, Дягилев решит заменить Михаила Фокина в качестве хореографа и поручит Вацлаву Нижинскому поставить спектакль в его собственной хореографии. Именно Нижинский своим талантом сумеет выделить мужскую роль в балете и возвести русский балет на недосягаемую высоту. Если ранее на первый план всегда выходила балерина, а мужчина-партнер присутствовал на сцене для ее поддержки при выполнении прыжков или сложных па, то теперь все поменялось, — Нижинский уравнял мужскую и женскую роли.
Спасибо за прочтение и лайк. Нажми «подписаться», чтобы получать больше интересных материалов!
А эта статья — отрывок из книги «По следам Дягилева в Петербурге. Адреса великих идей».