"Планета бурь" Павла Клушанцева оказала колоссальное влияние на развитие жанра в СССР: дерзкая и экспериментальная фантастика про высадку астронавтов на жаркую Венеру, где противостояли земляне опасностям исполинских размеров, и по сей день считается одной из самых культовых космических работ за всю эпоху. Художественную итерацию долгого и изнурительного съёмочного процесса картины показали на 47-м Московском международном кинофестивале: хоть режиссёр картины, Михаил Архипов, до последнего отказывается от лобовых перекличек, очевидно, на ком (и на чём) базируется сюжет его "Планеты" - столь же радикального и весьма экстравагантного фильма, как и работа Клушанцева
Начало 1960-х, самый разгар космической гонки и советской эпохи как таковой: здесь экстраординарный кинорежиссёр (заодно - урождённый гуманист) собирается поставить дорогостоящую и весьма громоздкую фантастику про первую высадку астронавтов на Венеру. Производство тут же утопает в сложностях, финансовых и сугубо нравственных: постановщик не может подобрать на роль инопланетянки нужную актрису, неугомонные помощники постоянно пытаются внести свои корректировки в сценарий, а тут ещё и представители Госкино вставляют свои палки в колёса. Где есть реальность, а где - выдумка? Это предстоит решить самому зрителю
Кажется, что в параллельной вселенной "Планета" легко бы смогла войти в лайн-ап другого международного кинофестиваля: картина блещет ворохом интересных авторских задумок, разбивает брешь между реализмом и фантасмагорией, задумывается об извечных земных проблемах и отправляет ностальгирующего зрителя в самое сердце светлой советской эпохи, за целый год до выхода Гагарина в открытый космос. Архипов разбивает жанровые постулаты, этапирует бытовые проблемы землян на огненную планету, окрашенную ослепляющими оранжевыми оттенками. Даже космические спецэффекты в "Планете" отсылаются к работе Клушанцева: всё по заветам культового сай-фай представителя
Впечатляет и эрудированность Архипова, как насмотренного и талантливого автора: визуальная сторона "Планеты" просто кишит отсылками на всевозможные фантастические картины. Прямые референсы в сторону "Соляриса" Тарковского и "Космической одиссеи" Кубрика, вдохновение эстетикой самой "Планеты бурь", пусть и не подтверждённое, но крайне ёмкое сравнение выдуманного режиссёра с героем Марчелло Мастроянни из "8 с половиной" Феллини (и там, и там персонажи хотели спроектировать работу монструозных масштабов, но вместо этого сталкивались с насущными человеческими проблемами). Невообразимо, но за радующим глаз фасадом не провисает и сценарная половина картины: впрочем, к её напрягающей форме нужно быть готовым
В первую очередь, "Планета" - подобие отечественного артхауса, размывающее грань между реальностью и фантазией. Картина несколько раз видоизменяет как сценарные аспекты (там, где есть место приятной комедии, найдётся место и для насущной драмы), так и визуальные (работа с цветокоррекцией, общими планами, разрешением экрана, даже монтажом), не оставляя от своего зрителя и мокрого места: уши прорезают завывающие композиции, герой Сергея Гилева мечется между мечтой и комплексами личного характера, сновидения о путешествии по поверхности Венеры переплетаются с изнурительным производством фильма. Архипов делает всё для того, чтоб влюбить в своё зрелище самых рьяных синефилов
И пусть в "Планете" находятся опустошающие недостатки, вроде тривиальных формулировок, хаотичности повествования и обрывочной демонстрации советской эпохи, художественное поклонение творчеству Клушанцева впечатляет: впечатляет своей монструозной проработкой, весьма дерзким нарративом и потрясающими актёрскими выступлениями (только Сергей Гилев может сыграть одновременно начитанного и весьма меланхоличного человека). Впрочем, путей отхода у фильма не так уж и много: он либо влюбит в себя аудиторию, что соскучилась по качественным представителям отечественного андерграунда, либо отторгнет преимущественную часть потенциальной публики. Как бы то ни было, экспериментов по типу "Планеты" (пускай и являющихся итерациями уже знакомых зрителям событий) в сегодняшнем российском кинопроме не хватает ну уж очень сильно