Хорошенькая, как кукла, невеста в венке из флердоранжа светилась от счастья на своей свадьбе, хотя жених ее был вдвое старше и, мягко говоря, не слишком привлекателен. Зато он являлся королем Албании и был богат. А для венгерской аристократки из обедневшей семьи это замужество стало билетом в счастливую и сытую жизнь. Многие мужчины с завистью смотрели на албанского короля: повезло же ему найти такую красавицу!
В роли свидетеля на роскошной свадьбе выступил зять Бенито Муссолини – граф Чиано. Фашистское итальянское правительство изначально поддерживало албанского короля. А сразу после окончания торжеств молодожены умчались в медовый месяц на алом «Мерседес-Бенц» c откидным верхом, который преподнес им в подарок фюрер Адольф Гитлер. Вот только триумф пары не продлился долго….
Джеральдина (или Геральдине) Маргит Вирджиния появилась на свет в разгар Первой мировой войны в 1915 году в Будапеште. По отцовской линии девочка происходила из знатной венгерской семьи. Отцом ее был граф Дьюла Аппоньи, чей род Аппоньи был известен в Венгрии еще со Средневековья. А мать Джеральдины, Глэдис Стюарт, принадлежала к состоятельной американской семье и являлась дочерью дипломата. Джеральдина стала старшим ребенком в интернациональной семье. У нее были младшая сестра и брат.
Детство девочки прошло в разъездах по Европе. После распада Австро-Венгерской империи ее родители несколько лет жили в Швейцарии, а потом вернулись в Венгрию. Отец Джеральдины скончался, когда девочке было 9 лет. Тогда ее мать вместе с детьми перебралась на юг Франции, где снова вышла замуж. После чего венгерские родственники убедили вдову отправить детей в Венгрию, чтобы они смогли получить хорошее образование.
В итоге Джеральдина вместе с сестрой отправилась на обучение в монастырскую школу для девочек, расположенную под Веной. Свои каникулы они проводили в старинном замке Аппоньи– Опонице, гостя у своего дяди и бабушки. Увы, финансовое положение семьи было нестабильным. Несмотря на замки и титулы, денег у Аппоньи практически не было, так как они растратили свое состояние, как и многие аристократы того времени.
Поэтому юной графине пришлось устроиться на работу, чтобы зарабатывать себе на хлеб. Благо, один из ее родственников, граф Иштван Зичи, руководил Венгерским национальным музеем. Он и устроил хорошенькую девушку в сувенирный магазин при музее, где она продавала открытки, а также помогала с переводом текстов для иностранных гостей. Дело в том, что Джеральдина была настоящим полиглотом: она прекрасно владела 6 языками, включая немецкий, французский и английский. Также графиня любила читать, интересовалась историей и подрабатывала еще и стенографисткой.
Но судьба уже готовила необычный сюрприз для красавицы. На одном из балов ее сфотографировали, и ее фотографии попали в светскую хронику. Эти снимки и сыграли ключевую роль в ее судьбе. Вскоре их увидел самопровозглашенный король Албании Ахмет Зогу, который искал себе жену. По своему происхождению Ахмед-бей Мухтар Зоголлы не имел отношения к королевской династии, но принадлежал к семье потомственных и богатых беев. Он родился в Албании, когда страна еще входила в состав Османской империи.
Ахмет окончил военную академию в Стамбуле. Всю жизнь он активно участвовал в политической жизни Албании и занимал различные посты в правительстве. Впоследствии он сменил свою фамилию на более благозвучную – Зогу, что в переводе с албанского означает «птица». Пройдя путь от министра до президента Албании, он взял да и провозгласил себя монархом под именем Зогу I в 1928 году. Он был невероятно уверен в себе и безжалостно устранял конкурентов. Несмотря на то, что король провел несколько важных реформ, его считали диктатором. За эти годы на него было совершено 50 покушений, и все они совершались в рамках традиции кровной мести.
Постоянно находясь в борьбе за власть, Ахмет так и не успел жениться. Но когда ему исполнилось 42 года, он все же решил найти себе супругу. Король пытался это сделать и ранее, но как-то не складывалось. Ведь для утверждения династии и рождения наследников Ахмету была необходима знатная жена. Да вот только никто из европейских королевских семей не горел желанием породниться с албанским королем, ведь для этих чопорных династий он был всего лишь выскочкой. Хотя у него и были хорошие связи с мусульманскими правящими династиями, король мечтал жениться на европейке.
«В начале 20-х годов Албания уверенно держала статус самой бедной и заброшенной державы в Европе. Значительные её просторы были опустошены войной, на дорогах лютовали разбойники, население жило «по законам гор», а власть государственной администрации ограничивалась столицей и её окрестностями... Вот в это время и появился в Тиране Ахмет Зогу, офицер австро-венгерской армии, который в свои двадцать два года дослужился до полковника. В последний год войны Ахмет, по слухам, грабил итальянские обозы, это выдавало в нём человека энергичного и решительного…
…на выборах в декабре 1923 года его правительство получило вотум недоверия. Всё кончилось тем, что через полгода в стране вспыхнуло народное восстание, в результате которого премьер-министру пришлось взламывать государственные сейфы с золотом и бежать в Королевство сербов. В декабре 1924 года, навербовав на государственные деньги наёмников из числа российских белогвардейцев, он, подобно Скандербегу, двинулся на родину и, выстрелив пару раз в воздух, снова занял правительственные апартаменты. Скоро Зогу объявил себя президентом, а в 1928 году – «королём всех албанцев»…», - Винцесь Мудров «Страна огненных птиц».
По легенде, тогда он поручил своим шестерым сестрам подыскать ему фотографии красивых и знатных девушек из Венгрии и Австрии, которые могли бы подойти на роль королевы. Среди отобранных фотографий сестры короля показали ему и портрет прелестной Джеральдины. И Ахмет выбрал именно ее. Красота девушки произвела на него такое впечатление, что он решил познакомиться с ней лично.
В декабре 1937 года Джеральдина была приглашена в Албанское королевство на новогодний бал. Венгерская графиня прибыла туда со своей родственницей, баронессой Рулинг. В жизни девушка выглядела еще лучше: у нее были прекрасные голубые глаза, золотисто-каштановые волосы и обаятельная улыбка. 22-летняя графиня была похожа на настоящую кинозвезду. Ее внешность и легкий характер очаровали короля. Немудрено, что спустя пару дней король сделал ей предложение, и она сказала – да!
Как они нашли общий язык, неизвестно, так как графиня не говорила по-албански и имела смутное представление об этой стране, а сам король был закрытым человеком, который попросту не умел ухаживать за дамами. Но между ними сразу возникла взаимная симпатия. Зогу I нуждался в союзе с европейской аристократией для укрепления власти и, конечно же, в сыновьях. А добавление «голубой крови» в новую королевскую династию было необходимо.
На помолвку не повлияло то, что между женихом и невестой была двадцатилетняя разница в возрасте и, самое главное, что король был мусульманином, а графиня – католичкой. Джеральдину и Ахмета все это не смутило. Весьма любопытно, что король не стал настаивать, чтобы невеста приняла ислам. После помолвки он даровал невесте титул албанской принцессы. Албанцы нежно прозвали графиню «белой розой Венгрии». И 27 апреля 1938 года состоялась сказочная свадьба королевской пары в албанской столице – Тиране.
Из-за разницы в вероисповедании пара не смогла обвенчаться, поэтому они ограничились гражданской церемонией. Все фотографы запечатлели счастливую улыбчивую невесту и крайне серьезного жениха. Хорошенькую головку новоявленной королевы украшал сначала причудливый венок из апельсиновых цветков, а на банкете – бриллиантовая тиара, созданная для Джеральдины, с розами и козликом. В день свадьбы она получила в подарок от мужа множество драгоценностей.
«Утром в день свадьбы принцесса Джеральдина проснулась в шесть часов, несмотря на то, что легла спать поздно, и ей дали снотворное. Вскоре на вилле проснулись все, и эмоции зашкаливали, когда — по-венгерски — сначала бабушка, а затем её мать и тёти начали плакать. Джеральдина была на удивление спокойна, когда надевала свадебное платье от Уорта, расшитое жемчугом и бриллиантами, которое ей выбрали…
В то время сообщалось, что невеста была выше короля, но это был всего лишь рост её венка из апельсиновых цветов — незначительный факт, который до сих пор её раздражает. Принцесса Джеральдина в сопровождении шести подружек невесты, одетых в белое, вошла в зал и присоединилась к королю, который выглядел очень внушительно в своей белой форме, с рядами наград и саблей. Церемония длилась три минуты. Затем король взял её дрожащую руку в свою и повёл невесту на балкон, чтобы поприветствовать тысячи людей, собравшихся на площади», — Гвен Робинс «Джеральдина Албанская - официальная биография».
Несколько дней продлились торжества. На свадьбу прибыли гости из разных стран, включая знатных венгров в национальных костюмах. Для них на банкет был приглашен знаменитый цыганский ансамбль из Будапешта. Любопытно, что этот, в принципе, политический союз превратился в историю глубокой привязанности. Рядом с женой суровый король становился намного мягче. Современники писали, что Джеральдина на всех церемониях держалась с большим достоинством и была очень любезна.
Королева быстро выучила албанский язык и адаптировалась к новой роли. Естественно, король ничего не жалел для молодой красавицы. Ровно год после свадьбы Джеральдина прожила в атмосфере настоящей роскоши. Ахмет невероятно баловал ее: самые дорогие украшения, лучшие наряды и дома – все было к ее услугам.
Вскоре Джеральдина выполнила главное предназначение королевы и сообщила мужу, что ждет ребенка. Естественно, радости в семье Ахмета не было предела. Несмотря на беременность, королева участвовала в общественной жизни. Она основала один из первых роддомов в стране, покровительствовала строительству приютов и больниц, открыла отделение Красного Креста.
В апреле 1939 года на свет появился наследник престола – Лека Зогу. Вот только радость была недолгой. Через несколько дней после его рождения Албания была оккупирована войсками Италии под предводительством Муссолини, не встретив сопротивления. Королевской чете вместе с новорожденным сыном пришлось бежать в Грецию. Уехали они в сопровождении огромной свиты из офицеров, слуг и всех родственников короля. Тогда король еще не знал, что больше никогда не увидит Албанию.
Правда, Зогу I покинул родину не просто так: он прихватил с собой большую часть золота из казны. Король призывал албанцев бороться за независимость, при этом сам перебрался во Францию, где его семья прожила некоторое время. А потом, когда немецкие войска вошли в Париж, супруги бежали в Англию. Здесь они поселились в лондонском отеле «Ритц», арендовав для себя целый этаж, а позже сняли большой дом, где прожили семь лет.
По слухам, бывшей королеве пришлось там несладко, так как ее муж пустился во все тяжкие. Ахмет проводил все время на вечеринках, где много пил и выкуривал немыслимое количество сигарет. Он увлекся игрой в покер и спускал огромные суммы. Большая семья и шумные родственники короля не пользовались популярностью, а в британском министерстве их прозвали «цирком короля Зогу».
Еще в 1944 году к власти в Албании пришла коммунистическая партия, и Зогу I в стране объявили военным преступником. После завершения Второй мировой войны король с семьей переехал в Египет, где они начали новую жизнь. Сюда их пригласил король Фарук I, который хотел поддержать семью албанского короля. Ахмет не раз пытался вернуть себе престол, но безуспешно.
Джеральдина писала, что эти годы в Египте были для нее самыми счастливыми. Здесь они прожили пять лет. Королева подружилась с принцессой Фавзией Фуад и выучила арабский язык. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, и семье вновь пришлось бежать, потому что в 1952 году египетский король был свергнут с престола.
После этого королевская чета переехала во Францию. Здесь они вели скромный образ жизни, так как денег у них осталось немного. Пытаясь помочь семье, королева даже вязала свитера на продажу. Вместе с мужем они прожили 23 года. На протяжении всех этих лет Джеральдина была его главной опорой. Скончался Ахмет в 1961 году в Париже в возрасте 65 лет.
На момент его смерти Джеральдине было 46 лет. Она по-прежнему оставалась красивой женщиной и вполне могла бы еще устроить свою жизнь. Но вдова предпочла хранить верность умершему мужу и продолжала носить по нему траур. Спустя время Джеральдине с сыном пришлось снова переселиться, теперь в Испанию. Практически всю оставшуюся жизнь бывшая королева тихо прожила в Мадриде.
После смерти Зогу I новым королем Албании в изгнании был провозглашен его сын – Лека. Только в 1997 году Леке I разрешили прибыть в Албанию. Там деятельный наследник попытался вернуть себе власть. После ряда беспорядков в стране был проведен референдум с вопросом, нужно ли восстановить монархию.
Референдум Лека проиграл, так как 70 % албанцев проголосовали против реставрации монархии. После чего ему пришлось вернуться в Испанию, а потом перебраться в ЮАР. Дело в том, что у сына Джеральдины были постоянные проблемы с законом из-за его невероятной любви к ношению оружия и хранению арсенала у себя дома.
Джеральдина до конца жизни интересовалась всеми новостями из Албании. Албанские власти позволили королеве-матери вернуться в страну лишь в 2002 году. Она сообщила прессе, что счастлива приехать в Тирану, хотя к тому времени Джеральдина была уже серьезно больна.
Пережив столько взлетов и падений, королева все же вернулась на свою приемную родину, где и нашла покой. Здесь она умерла через пять месяцев от инфаркта. Ей было 87 лет. С большими почестями ее похоронили в Тиране. Сейчас главой королевского албанского дома считается ее внук Лека II. Кстати, он назвал свою единственную дочь в честь любимой бабушки – Джеральдиной.
С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍