Найти в Дзене
Рабочая Балахна

Эпохи возрождения

Вот и заканчивается сорокадневный Великий пост, а впереди сияет огнями Пасха Крестная и Пасха Воскресения. Но прежде седмицы Страстей укрепил Господь каждого историей Воскрешения Лазаря Четверодневного.

На территории монастыря несколько прекрасных храмов.
На территории монастыря несколько прекрасных храмов.

Имя «Лазарь» происходит от древнееврейского имени «Элеазар», что в переводе означает «Бог помог». Облачение в церкви в Лазареву субботу белое. По настроению праздника, а еще и потому, что в этот день в древней Церкви крестили оглашенных – людей, готовящихся принять Таинство Крещения. Вот и звучит пение на службе в память крещальных литургий «Елицы во Христа крестистеся…» вместо «Святый Боже…».

После своего воскрешения друг Христов Лазарь прожил в служении на Кипре еще тридцать лет, пока совсем не упокоился.

В Лазареву субботу балахнинские паломники снова отправились по благословению епархии в путешествие. Путь теперь лежал в Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь Лысковской епархии. Основатель этой обители преподобный Макарий был современником преподобного Сергия Радонежского, но в земной жизни с ним не встречался. Однако друг и собеседник преподобного Сергия святитель Дионисий Суздальский стал духовным отцом преподобного Макария, когда он в 12 лет в 1361 году, тайно покинув родительский дом, пришел проситься к игумену Печерского монастыря Дионисию, впоследствии святителю Суздальскому, принять его послушником.

Фрески рассказывают об иноке Макарии.
Фрески рассказывают об иноке Макарии.

Речи отрока, скрывшего свое имя, были так убедительны, что не смог игумен отказать, принял отрока, поселил его в своей келье, а потом постриг в монашество с именем Макарий. Строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его среди всей братии, но душа инока стремилась к отшельнической жизни. Уйдя из монастыря, Макарий у впадения в Волгу лесной реки Керженец, возле Желтоводского озера, ископал пещеру-кельишку и стал жить. Вскоре к отшельнику стали собираться люди и странствующие монахи. В 1435 году братией во главе с иноком Макарием был построен храм во имя Пресвятой Троицы. Так основался монастырь. В 1439 году казанские татары сожгли обитель, многих убили, а преподобного Макария увели в плен. Ордынский хан Улу-Махмет, увидев преподобного, понял, что перед ним истинный праведник, человек Божий, отпустил его, поставив условием не возобновлять монастырь на Желтом озере. По просьбе преподобного были отпущены также люди, плененные татарами, и еще язычник разрешил иноку, «яко был он тих, мудр и незлобив», вернуться в порушенную обитель и похоронить с честью убитых при нападении братьев.

Во время обратного похода на родную землю преподобным был отслужен благодарственный молебен Спасителю за освобождение. На месте этом, по преданию, преподобный Макарий поставил памятный крест, а духовным чадам своим завещал основать здесь монастырь в честь Вознесения Господня, потому что освобождение их из неволи было в этот праздник.

С почестями похоронил преподобный в разоренной обители избиенных людей и отправился в Галичские края. Здесь, на берегу реки Унжи, поставил преподобный Макарий крест и основал Свято-Троице-Макарьево-Унженский монастырь. Преставился преподобный Макарий, названный Желтоводским и Унженским чудотворцем, 25 июля (7 августа по новому стилю) в 1444 году, прожив 95 лет, из них 83 года пребывая в монашестве. Только через двести лет, в начале XVII века, последователь преподобного Макария в устье рек Свияги и Волги и основал Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь. Точный год этого события неизвестен, но сам подвижник Исайя – историческая личность – упокоился в схиме 10 декабря 1661 года. А Желтоводский монастырь был в запустении 190 лет и только в 1620 году был возобновлен старцем Авраамием.

Его деятельность была направлена на строительство пока еще деревянных, но величественных зданий, на расширение прилегающих угодий, торга под стенами монастыря. А торговля была отменная, поскольку стекались сюда торговые пути по Керженцу, Ветлуге, Узоле. С 1627 года власти монастыря получили уставную грамоту на взимание пошлин с привозных товаров, а с 1641 года ярмарка, стихийно собиравшаяся в день памяти Макария 25 июля под стенами монастыря, была признана официально. В 1640 году Авраамий умер, а на месте его упокоения был построен киворий-ротонда.

В обители строительство из камня началось с 1649 года при игумене Иларионе. В 1654 году была выстроена и освящена огромная (более четырехсот квадратных метров) трапезная с Успенской церковью, под которой находились просторные сводчатые подвалы, сдававшиеся состоятельному купечеству для хранения непортящихся товаров от ярмарки до ярмарки. После строительства примыкающей к трапезной четырехъярусной колокольни был заложен и в 1664 году достроен главный храм обители – Троицкий собор. Архитектура этого собора была прообразом московского Успенского собора, да и зодчим-создателем нередко называется москвич Максим Апсин. 12 сводов Троицкого собора, мощное пятиглавие поддерживается стенами, четырьмя круглыми столбами и двумя заиконостасными пилонами. Вся внутренняя поверхность стен расписана лучшими мастерами-изографами, а иконостас для собора резал призванный мастер Мелетий Иванов.

Весной 1722 года царь Петр I приезжал осмотреть монастырь и ярмарочные постройки, любовался фресками собора и приказал ежегодно отмечать уровень весенних паводковых вод. Следы наводнений мы можем видеть и сейчас. Иконы иконостаса утрачены и написаны вновь, но старинные фрески сохранились, пусть не в первозданном виде, а инокиня-экскурсовод сказала, что краски фресок, впитавшиеся в стены, проявляются, со временем становятся ярче. С радостью сердца любовались мы множеством библейских картин, созданных древними мастерами, а от тайн, которые видели эти фрески за многие века, замирало сердце.

В 1661 году по заказу ставшего к тому времени архиепископом Рязани Илариона была заказана для Макарьевской церкви иконописцу Симону Ушакову икона преподобного Макария на фоне новых строений монастыря, помещенная в «серебряную ризу с золотым венцом, украшенным жемчугом и драгоценными камнями», как это значилось в описи.

Интерьер Троицкого собора.
Интерьер Троицкого собора.

В 1804-1809 годах вместо старой каменной церкви была построена новая, в нее мы и отправились поклониться этой чудотворной иконе с частицей мощей преподобного.

Улыбающиеся из волнистой гряды облаков смотрели на нас ангелы с синего расписанного свода церкви во имя преподобного Макария, напоминая всем живущим в земном мире о существовании другой жизни. Вечной.

В центре храма около аналоя стояла большая икона преподобного Макария, а фрески на стенах рассказывают о житии инока. Вот он, тайно ушедший из родительского дома, протягивает свою одежду нищему, меняя ее на рубище, чтобы его не узнали, когда он шел в Печерский монастырь. А здесь он в белой длинной рубашке принимает постриг у игумена Дионисия. Новоначальный поставляется в число начинающих. Малая схима – вторая степень совершенства подвигами богомыслия, продолжения строжайшей жизни, а посвящение в великую схиму – суть совершенства. Все три степени монахов называются именем ангельского жительства.

«Все, еже дает Мне Отец Мой, ко мне придет, и грядущего по мне не изгоню вон. Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и я воскрешу его в последний день», – говорит Иисус в Евангелии (Ин. 6:37, 40).

В праздничный день Воскрешения Лазаря молились мы в Макарьевском Желтоводском монастыре, слывущем в те времена «вторым Иерусалимом». Помоги нам, Господи, быть всегда с Тобой! Преподобный отче Макарие, моли Бога о нас!

О. МУХИНА

Фото автора