Найти в Дзене
На усмотрение

«Пророк. История Александра Пушкина»: что хорошо, а что плохо

Дебютный полный метр Феликса Умарова с Юрой Борисовым в роли Пушкина собрал сумасшедшую кассу, но был далеко неоднозначно встречен и критиками, и зрителями. С одной стороны фильм снят достаточно вольно по отношению к «солнцу русской поэзии», но с другой – возможно, в этом и заключается его прелесть? Попробуем разобраться. Уже в прологе «Пророк» задает ту степень театральной условности, которую нам как зрителям необходимо будет принять, чтобы первое и неизбежное отторжение самой формы и манеры не помешало восприятию фильма. К Пушкину все мы относимся ревностно, он ведь буквально «наше все» – в нем «энциклопедия русской жизни», он «солнце русской поэзии», наконец, от него у нас современный русский язык, которым мы говорим. Толпы людей, пролеты камеры над январским Петербургом, мимолетно выхваченные из толпы реплики настраивают на масштаб и даже эпичность в которых какие-то мелкими и реалистичными бытовыми деталями неизбежно придется пожертвовать. Смотреть «Пророка» как реалистичное кино
Оглавление

Дебютный полный метр Феликса Умарова с Юрой Борисовым в роли Пушкина собрал сумасшедшую кассу, но был далеко неоднозначно встречен и критиками, и зрителями. С одной стороны фильм снят достаточно вольно по отношению к «солнцу русской поэзии», но с другой – возможно, в этом и заключается его прелесть? Попробуем разобраться.

Буква и дух

"Пророк. История Александра Пушкина", кадр из фильма
"Пророк. История Александра Пушкина", кадр из фильма

Уже в прологе «Пророк» задает ту степень театральной условности, которую нам как зрителям необходимо будет принять, чтобы первое и неизбежное отторжение самой формы и манеры не помешало восприятию фильма. К Пушкину все мы относимся ревностно, он ведь буквально «наше все» – в нем «энциклопедия русской жизни», он «солнце русской поэзии», наконец, от него у нас современный русский язык, которым мы говорим.

Толпы людей, пролеты камеры над январским Петербургом, мимолетно выхваченные из толпы реплики настраивают на масштаб и даже эпичность в которых какие-то мелкими и реалистичными бытовыми деталями неизбежно придется пожертвовать. Смотреть «Пророка» как реалистичное кино и предъявлять к нему претензии с точки зрения историка или филолога бессмысленно – ну, конечно, в буквальном смысле все было «не так». По букве, но не по духу, как бы говорят нам авторы.

Феликс Умаров: «На предварительных показах «Пророка» я говорил зрителям: друзья, первые десять минут будет некомфортно, но будьте благосклонны — и наш фильм сможет раскрыться». (из интервью для «SettersMedia»).

Стихи и песни

"Пророк. История Александра Пушкина", кадр из фильма
"Пророк. История Александра Пушкина", кадр из фильма

Утверждение о том, что в фильме «Пушкин читает рэп» стало чуть ли не главным элементом промокампании «Пророка», об этом писали еще до премьеры, и это стало чуть ли не главным маркером, позже расколовшим аудиторию.

На самом деле, конечно, никакой это не рэп (если иметь в виду энергию, уровень проработки текстов и сам посыл), а если и рэп, то в его изначальном смысле – простой речетатив под элементарное ритмическое сопровождение. По крайней мере таким он предстает в самой первой сцене, еще лицейской (тот самый «канонический» эпизод с чтением стихов Державину на выпускном).

Потом музыки будет больше, аранжировки искуснее, но главное не изменится – музыкальные номера будут оттенять ключевые повороты сюжета, как это, собственно и происходит в мюзикле. Как-то я спросил у одного дирижера оперетты: как сами актеры внутренне, для себя, оправдывают вокальный номер, который «вторгается» в драматическое повествование. «Актер начинает петь, когда невозможно сдержать эмоции и нужно взять более высокий тон», – так он мне ответил.

В «Пророке» вот эта трансформация речи в музыкально-хореографический номер происходит, на мой взгляд, вполне органично. А то, что отдельные фрагменты фильма напоминают известные киномюзиклы, начиная от «Эвиты» в прологе и заканчивая «Ла-Ла Лэндом» в лирических сценах нет никакой крамолы, потому что это и есть традиция. Конечно, композитор «Пророка» Райан Оттер – не Эндрю Ллойд Уэббер, это понятно и простительно. Но, как минимум, с Джастином Гурвицем он сравнение вполне выдерживает.

Феликс Умаров: «К фильму про Пушкина ты должен был подходить с энергией Пушкина. Это в любом случае отчасти анекдотичная форма — хотя бы весь рэп этот. Ты берешь современность и приписываешь ее к большому жанру. Но это то, что сам Пушкин делал в своих произведениях». (из интервью для «SettersMedia»)

Портреты и лица

Кастинг в «Пророке» однозначно хорош. Эпизодические персонажи типажны и убедительны, начиная от Бенкендорфа (Сергей Гилев) с Николаем I (Евгений Шварц) и заканчивая Жуковским (Илья Любимов) и Голициной (Светлана Ходченкова). Есть и радующие глаз камео, к примеру Андрей Ургант в роли владельца книжной лавки Смирдина.

Юра Борисов, по меткому выражению одного из рецензентов, действительно может сыграть что угодно. В этом «что угодно» есть не только точное следование режиссерской задаче и умение на молчаливом плане передать трансформацию героя, не только пластичность и выразительность фактуры, но и способность на ограниченном экранном пространстве показать, что называется, «жизнь человеческого духа», когда портретное сходство перестает иметь значение. И если тот же Безруков, при всем моем уважении, всегда играет Безрукова в предлагаемых обстоятельствах, то Борисов способен меняться, оставаясь при этом Борисовым.

Отдельное восхищение совсем еще молодой ученице Школы-студии МХАТ Алене Долголенко в роли Натальи Гончаровой. Не умаляя заслуг гримеров/костюмеров, подчеркну ее, важную для образа, «отдельность» от остального состава и массы других женских образов фильма. В сцене на балконе, когда происходит первая встреча героев, как-то сразу становится очевидно, что именно она – единственная и неповторимая, имеет право составить счастье поэта, такого же «отделенного» от мира.

Феликс Умаров: «Вопрос не в том, чтобы уловить портретное сходство, мы скорее пытались уловить дух поэта. Юра провел гигантскую работу и сумел настолько органично простроить образ Пушкина, что ты вместе с ним от молодого бесшабашного кутилы, которого мы видим в самом начале, проходишь путь к 37-летнему взрослому мужчине». (из интервью для «SettersMedia»)

Время и место

"Пророк. История Александра Пушкина", кадр из фильма
"Пророк. История Александра Пушкина", кадр из фильма

Еще одним аргументом, позволяющим принять стиль и форму повествования в «Пророке» для меня стала знаменитая речь Александра Блока, произнесенная им в 1921-м году на годовщину смерти Пушкина. Он начал ее такими словами: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин». Ключевое здесь – эпитет.

Акценты и нюансы визуального стиля фильма прежде всего говорят не о пошлом желании «осовременить» Пушкина, приблизить его к аудитории, а, как раз, наоборот – показать зрителям XXI-го века события века девятнадцатого как вполне современные. Почувствуйте разницу, как говорится: речь здесь не о «переводе», а об универсальности контекста. Ключевые конфликты, на которых строится сюжет, становятся понятны и близки не потому, что эпоху приблизили к нам, а потому ее на экране воссоздали таким образом, что мы сами ощутили себя ее частью.

Не это ли имел в виду Блок, говоря о «веселом» имени в невеселое время? Жить здесь и сейчас помогает не мраморный бюст, а живой человек. И расстояния на временной шкале не имеют значения не потому, что Пушкин современен, а потому что времени нет, точнее, оно – едино и неразрывно.

Феликс Умаров: «Когда погружаешься в его биографию, его произведения начинают играть совершенно новыми красками. И в какой-то момент Пушкин перестал быть для меня холодной далекой фигурой и приобрел статус друга, абсолютно родного человека». (из интервью для «РБК Стиль»)

Итоги и выводы

-6

В целом, дерзость и смелость команды во главе с молодым клипмейкером и рекламщиком Феликсом Умаровым однозначно можно поставить фильму в плюс. Он получился ярким и запоминающимся, производит приятное впечатление на первый взгляд, а на второй – о нем хочется подумать и поговорить. Однозначно хороши актерские работы, как на основных, так и на второстепенных ролях.

В минусы я отнесу, пожалуй, первую «лицейскую» сцену фильма, задающую не совсем верный тон, некоторые затянутость и невнятность большого эпизода с Воронцовой и, наконец, текстовую составляющую многих музыкальных фрагментов, за исключением дуэта с Бенкендорфом («Моя задача – охранять») и Николаем I («Если бы вам дали корону»).

Моя оценка колеблется между 7 и 8 из 10-ти, но фильм наверняка захочется пересмотреть и проверить первую реакцию спустя какое-то время – а это главное.

Уже посмотрели «Пророк. История Александра Пушкина»? Обязательно поделитесь своим впечатлением в комментариях. И, конечно, подписывайтесь на канал!

А здесь вы можете прочитать другие обзоры фильмов, о которых хочется поговорить.

Фильмы, которые обсуждают | На усмотрение | Дзен