Найти в Дзене
Polina Salix

ОКР. Невроз навязчивых состояний и сомнений. Навязчивые мысли, дёрганье ручек и мытьё рук.

Оглавление

Нам кажется, что ОКР — это по сути перфекционизм и «всё на своих местах». Хотя явление куда более обширно. Здесь и навязчивые мысли, и 100 раз перепроверить, закрыли ли дверь, страх причинить вред другим и много чего ещё.

Само ОКР может быть как диагноз, который ставит врач-психиатр (Биологический ОКР), может быть как особенности личности в её функционировании. Как система мышления с определённой схемой – невроз навязчивых состояний

Ключевые признаки, портрет:

  • «А закрыл ли я дверь, а выключил ли я утюг, а точно дверь закрыл?» — постоянные сомнения в правильности своих действий и их перепроверка.
  • «А что если я совершу ошибку и кто-то пострадает? А вдруг я ошибусь и будет очень плохо? Стоит перепроверить работу ещё 2 раза» — страх совершить ошибку, перепроверка своей работы.
  • «А вдруг мои родственники подумают про меня плохо? Как же так, если я откажусь приехать на праздник? Так нельзя».
    «А вдруг я сейчас буду выглядеть очень плохо и что скажут на улице про меня?» — страх показаться плохим в глазах родных и общества.
  • Проблемы в сексе, постоянный контроль, переживания: «я выгляжу как-то плохо», страх сделать что-то не так.
  • «А что если я сойду с ума и потеряю контроль над своими действиями?» — страх потерять контроль в чём-то.
  • «А вдруг я кого-то убью\ударю\причиню вред» — навязчивые мысли: вдруг причиню кому-то вред.
  • «А справлюсь ли я? А получится ли у меня? А вдруг нет?» — неуверенность в себе в виде сомнений в правильности своих действий.

Что такое ОКР?

Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется повторяющимися импульсами или идеями (обсессии), которые вызывают беспокойство или страдание, а затем повторяющимися идеаторными (мыслительными) или поведенческими феноменами (компульсиями), сопровождающимися ощущением необходимости их выполнить либо в соответствии с обсессиями, либо согласно определённым правилам, которые необходимо соблюсти для достижения чувства «завершённости действия».

Если упростить, то получается: есть идея-мысль, которая вызывает беспокойство или тревогу. Затем происходит действие или возникает другая мысль (навязчивость и зацикленность), которая помогает справиться с тревогой из-за изначальной идеи-мысли.

Примеры:

1. Навязчивая мысль: «вдруг я кому-то причиню вред». Возникают мысли: «как же так, так нельзя, мне страшно, я же не такой, а вдруг я такой».

2. Идея-мысль: «а вдруг я заражусь через ручку двери смертельным заболеванием». Появляется поведение: нужно протирать все ручки и носить маску.

3. Идея-мысль: «Вдруг я совершу ошибку в своей работе?». Перепроверка по пять раз всех результатов отчёта, чтобы убедиться, что всё хорошо.

Очень важно: ОКР может быть биологическим или психосоциальным — как форма функционирования личности (по Мясищеву). Именно про вторую часть я и говорю.
Биологическое ОКР — это спектр психиатрии, где терапия строится на фармакотерапии и психотерапии.

Я же рассматриваю ОКР в личности. Суть, формы, проявления, особенности. Где происходит работа в системе психики и мышления.

Пример биологического ОКР: коснуться три раза ручки двери, чтобы всё было хорошо. Во многих сериалах показывают эту зацикленность очень подробно. Пример — «Хороший доктор», 6 сезон: https://www.youtube.com/watch?v=xutAZ_y1LSM так выглядит биологическое ОКР, где происходит работа в системе мозга.

Ритуальность, зацикленность движений, которая, как правило, существует с детства и отчётливо видна окружающим. Постучать десять раз, коснуться плитки только белой, перепроверить по кругу ручки двери.

Как это выглядит?

Запомните эту схему, мы к ней будем возвращаться.

ОКР — это всегда круг, по которому движется человек.
Как образуется? Этиология и патогенез заболевания

Точной причины нет, это про биопсихосоциальный подход. На развитие ОКР оказывают влияние как генетические факторы, так и факторы окружающей среды. Есть три гипотезы образования ОКР:

1. Биологические (биологическое ОКР).

Многочисленные исследования подтверждают участие кортико-стриатоталамо-кортикальной системы (КСТКС) в патофизиологии расстройства. Другие отделы головного мозга также участвуют в патогенезе ОКР.

Конкретные гены и группы генов, влияющие на вероятность развития ОКР, неизвестны, хотя исследования в этой области продолжаются.

2. Психологические.

ОКР может развиваться на фоне психотравмирующих событий, острой реакции на стресс-травмирующий стимул.

Как правило, это ситуации, вызывающие подрыв уверенности в себе и страх «а я не справлюсь». Ситуации, требующие ответственности, принятия решений, концентрации внимания: свадьба, рождение детей, повышение на работе, учёба и другие социальные изменения.
Но поскольку эти люди зажаты нормами и правилами, у них повышение требований усиливает тревогу. В анамнезе при ОКР отмечаются расстройства тревожного спектра (паническое расстройство, социофобия, генерализованное тревожное расстройство), у 63% — аффективные расстройства (чаще всего рекуррентное депрессивное расстройство — 41%), у 23–32% — сопутствующее расстройство личности, преимущественно с ананкастными чертами.

3. Социологические (микро- и макросоциальные) и когнитивные теории — строгое религиозное воспитание, моделирование окружающей обстановки, неадекватный ответ на специфические ситуации.
В данных ситуациях человек растёт в определённой социальной среде, которая формирует у него «поведение ОКР-щика». Религиозные родители и строгий запрет на определённые действия, чаще всего сексуальные. Однако человек не может не испытывать сексуальные желания или не думать об этом (биологическая функция).

Запрет есть, желание тоже. Возникает обсессия на фоне: «как это, я буду заниматься сексом?», «мастурбировать плохо, но хочу». Компульсии через мытьё рук, чтобы снять напряжение от тревожных мыслей.

Социальная среда тоже может быть такой, где запрещается что-либо делать, и человек испытывает страх сделать. Нормативность морали, правила поведения в обществе.

Человек растёт там, где надо быть интеллигентным и не выражать агрессию, всегда прилично выглядеть, тихо и скромно. Ситуации, вызывающие возможность другого поведения, вызывают огромный страх.

Диагностика ОКР

Выше я уже привела портрет и ключевые симптомы, можно опираться на эти критерии

Если мы говорим про ОКР в МКБ F.42.0 и диагностике у психиатра, то критерии такие:

Обсессивные симптомы должны иметь следующие характеристики:
а) Они должны быть расценены как собственные мысли или импульсы больного.

б) Должна быть хотя бы одна мысль или действие, которой больной безуспешно сопротивляется, даже если наличествуют другие мысли и/или действия, которым больной более не сопротивляется.

в) Мысль о выполнении навязчивого действия не должна быть сама по себе приятна (простое уменьшение напряжённости или тревоги не считается в этом смысле приятным).

г) Мысли, образы или импульсы должны быть неприятно повторяющимися.

Здесь врачам-психиатрам очень важно отличать бредовые мысли, которые могут быть симптомами шизофрении, маниакальных и психопатических наклонностей.

Если мы говорим про навязчивые мысли о вреде себе или кому-то другому, то клиентам иногда бывает сложно говорить про это. «А вдруг подумают, что я больной? Что я маньяк, псих и так далее».

При диагностике и врачи могут некорректно проводить обследование, особенно когда симптомы нетипичные и неяркие.
У государственных врачей мало времени на беседу с пациентом, чтобы спросить анамнез, а он очень важен. Это всё приводит к неверному диагнозу и назначению некорректной терапии.

В чём суть ОКР?

Если мы говорим про ОКР как устройство личности, то ключевая история такова:

ОКР — это определённая система мышления, которая существует в цикле (см. картинку выше). Недопустимо быть плохим, не таким, как надо. Недопустимо проявлять какие-то части себя, вести себя определённым образом. При мысли о возможности «а вдруг я буду делать как нельзя» происходит тревога.

Ключевая проблема:

Внутренний конфликт — неразрешимость существования в себе какой-то части, потому что эта часть не вписывается в нормы и рамки общества. Отсюда и растёт высокая нормативность — соответствие нормам и правилам в обществе, только чтобы не быть плохим.

Внутренняя борьба между желанием быть и цензурой, которая не разрешает. Цензура подавляет либидо — классический психоанализ.

-2


Существует внутренняя часть, которая хочет позволить себе быть собой, ошибаться, делать что-то и нормально воспринимать «ошибки». Существует другая часть, которая говорит: так нельзя, так быть не должно, недопустимо быть таким. Высокая внутренняя нормативность.

-3

Человек становится врагом самому себе: с одной стороны — есть его внутреннее желание, а с другой — цензура и правила. Это не осознаётся человеком. Чаще всего человек делает то, что надо, а не то, что он хочет.

Классический пример хорошей девочки-отличницы, которой нельзя думать про секс, но она не может не думать (либидо). Мысли: «как же так, я буду плохой девочкой, если буду думать про это, так нельзя». Напряжение от того, какой она может быть и как это недопустимо. Компульсии, чтобы снять напряжение. И так по кругу.

-4


Обсессии — это сомнения: «А смогу ли я?», «Вдруг выйду за рамки нормативности?», «А вдруг я сделаю что-то не так?», «А вдруг я буду плохим», «Так нельзя», «Это плохо».

Обсессии — это метафоры о том, как я могу стать плохим. Ощущение себя плохим очень болезненно и невыносимо, потому что влечёт за собой проблемы в виде «одиночества»: меня выкинут из общества, если я буду вести себя не в соответствии с правилами и нормами.

Компульсии — это ритуальность, которая помогает снять напряжение. Отсюда и происходит большая фиксация на поведении: например, десять раз дёрнуть ручку (если это не биологическое ОКР), чтобы точно убедиться в том, что я не плохая.

И обсессии, и компульсии — это симптомы, которые нужны для чего-то. Они позволяют существовать в обществе, только чтобы не быть плохим.

В целом именно это внутреннее ощущение «я плохой» очень болезненно переживается человеком. Любые ситуации, которые вызывают вину, стыд, возможность ошибиться, воспринимаются чрезмерно тревожно. Каждый раз, испытывая вину, человек отбрасывается в этот «котёл» с «я плохой», где он испытывает адские муки. Отсюда и возникает недопустимость быть таким, которая проявляется в обсессиях и компульсиях.

Переживание себя плохим недопустимо, потому что это влечёт большие проблемы для человека в виде одиночества. Чаще всего это про страх: «а как я останусь один, как быть одному?».

Ошибка на работе влечёт ощущение себя плохим. Если окружающие видят меня плохим — меня вычёркивают из группы, я больше не существую, и тогда «а как я буду один?».

Такие люди живут, как правильно, но не как они хотят. Для них жить как «надо» и как «правильно» важнее, чем их собственное желание «как я хочу». ОКР возникает тогда, когда «я хочу», «хочу быть» противоречит «как надо», «как сказали», «каким надо быть».

Ещё ключевая мысль:

Чаще всего ОКР встречается у «правильных мальчиков и девочек», у людей, которые живут в очень аристократичной, религиозной, нормативной среде.

И либо человек таким был с рождения (психологически устроен так, вырос в определённой среде культурных и религиозных норм), либо ОКР расцвело после ключевого события — триггерного стимула (появились навязчивые мысли после рождения ребёнка).

Чаще всего это происходит от потери уверенности в себе. Когда я перестаю быть в среде, где я уверен в своих действиях, либо перестают быть чёткие правила: «а как надо?», «вдруг я сделаю что-то, что приведёт меня к ощущению „я плохой“».

Самая ключевая мысль про ОКР:

Обсессии и компульсии, то есть навязчивые мысли и ритуалы, рассматриваются как симптом, который зачем-то нужен.

Людей пугают сами состояния навязчивых мыслей, им кажется, что они сходят с ума, теряют контроль, и это и есть «болезнь». Но это просто симптом, который проявляется вот так. Поверить в это тяжело, однако можно.

Если вам откликнулось и вы узнали себя, я вас очень прошу и настоятельно рекомендую: ходите к специалистам, которые работают именно с ОКР. Здесь нужна определённая методика, но самое главное — понимание специалиста, что с вами происходит. Просто «разрешить себе быть», почитать книжку и послушать мантру здесь не поможет, а будет лишь напрасной тратой времени