Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Полифем: трагедия одноглазого великана

Имя Полифема большинству известно как имя ужасного циклопа, встреченного Одиссеем на пути домой с Троянской войны. Он предстаёт перед нами как одноглазый великан, жестокий людоед, живущий в пещере. Но если приглядеться глубже — за образом дикаря скрывается трагическая и даже трогательная судьба. Полифем — не просто чудовище, он — существо, наделённое чувствами, страданиями и несбывшимися мечтами.

Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом, 1649–1650. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом, 1649–1650. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Полифем — сын морского бога Посейдона и нимфы Тоосы. Уже по рождению он принадлежит к мирам стихий — морскому и земному. Эта двойственность происхождения — от божества и от нимфы, сущности природы — отражает внутреннюю раздвоенность Полифема: он не вполне дикарь, но и не бог.

Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн. Полифем, 1802. Государственный музей истории искусства и культуры, Ольденбург,Германия
Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн. Полифем, 1802. Государственный музей истории искусства и культуры, Ольденбург,Германия

Как и все циклопы, он принадлежал к древней расе великанов, обитавших в уединении. Несмотря на божественное происхождение, он не унаследовал ни славы, ни власти от отца. Его мир — это дикая природа острова, одиночество и сила, не знающая цели.

Аннибале Карраччи. Циклоп Полифем, ок. 1600. Палаццо Фарнезе, Рим
Аннибале Карраччи. Циклоп Полифем, ок. 1600. Палаццо Фарнезе, Рим

В "Одиссее" (кн. IX) Гомер описывает Полифема как пастуха, живущего на необитаемом острове (традиционно отождествляемом с Сицилией). Он пасёт овец, делает сыр, живёт в большой пещере. Этот образ изолированного, почти патриархального быта показывает, что Полифем не варвар в классическом смысле: он живёт по своим законам, далёким от норм полисного мира.

Интересно, что в описании его быта отсутствуют следы технологического прогресса или социальной организации: ни строений, ни сельского хозяйства, ни обмена. Это подчёркивает первобытность и отчуждённость от цивилизации.

Его мир — прост и груб: сыр, молоко, огонь, камни. Но даже в такой жизни он не лишён стремлений к любви и красоте.

Франсуа Перье. Полифем и морские нимфы, ок. 1640. Музей при Университете Бакнелла, Пенсильвания, США
Франсуа Перье. Полифем и морские нимфы, ок. 1640. Музей при Университете Бакнелла, Пенсильвания, США

Один из самых поэтичных эпизодов, связанных с Полифемом, — его влюблённость в морскую нимфу Галатею. В "Метаморфозах" Овидия описана эта история: Полифем был без памяти влюблён в Галатею и даже пытался стать более утончённым — петь, сочинять стихи. Его грубая, тяжёлая натура стремилась к свету любви.

Якоб де Уэт. Полифем и Галатея, 1673. Британская королевская коллекция
Якоб де Уэт. Полифем и Галатея, 1673. Британская королевская коллекция
Джованни Ланфранко. Полифем и Галатея, 1625. Галерея Дориа-Памфили, Рим
Джованни Ланфранко. Полифем и Галатея, 1625. Галерея Дориа-Памфили, Рим

Но Галатея любила другого — прекрасного пастуха Акида.

Якоб ван Шуппен. Галатея и Акид, ок. 1730
Якоб ван Шуппен. Галатея и Акид, ок. 1730
Иоганн Генрих Тишбейн. Галатея и Акид, 1758. Новая галерея, Нью-Йорк
Иоганн Генрих Тишбейн. Галатея и Акид, 1758. Новая галерея, Нью-Йорк

Полифем, охваченный ревностью и яростью, убил Акида, бросив в него валун. Согласно мифу, Галатея превратила возлюбленного в речного бога. Это событие стало для Полифема трагедией, ознаменовавшей крах его надежд. Его любовь, как и он сам, осталась не понята и отвергнута.

Помпео Батони, Акид, Полифем и Галатея,1761. Национальный музей, Стокгольм, Швеция
Помпео Батони, Акид, Полифем и Галатея,1761. Национальный музей, Стокгольм, Швеция
Фридрих Преллер. Акид, Полифем и Галатея, 1877. Частная коллекция
Фридрих Преллер. Акид, Полифем и Галатея, 1877. Частная коллекция

Но самый известный эпизод из жизни Полифема — это встреча циклопа с Одиссеем.

Якоб Йорданс. Одиссей и Полифем, ок. 1630. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Якоб Йорданс. Одиссей и Полифем, ок. 1630. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Одиссей с товарищами оказался в его пещере, и Полифем, не зная гостеприимства, начал пожирать людей. Но Одиссей опоил циклопа вином и ослепил его, назвавшись «Никто». Когда Полифем взывал к другим циклопам, они смеялись: "Если тебя никто не обидел — значит, ты сам виноват".

Константин Хансен. Одиссей и Полифем, 1835. Частная коллекция
Константин Хансен. Одиссей и Полифем, 1835. Частная коллекция
Пеллегрино Тибальди. Офиссей ослепляет циклопа, ок. 1550. Палаццо Поджи, Болонья, Италия
Пеллегрино Тибальди. Офиссей ослепляет циклопа, ок. 1550. Палаццо Поджи, Болонья, Италия

Этот эпизод одновременно показывает жестокость Полифема и его наивность. В классических трактовках интерпретируется как триумф человеческого разума над грубой силой.

В поздних интерпретациях Полифем всё чаще предстает не как чудовище, а как трагическая фигура. В его истории — одиночество, неразделённая любовь, предательство и потеря. Он не чудовище по натуре, а существо, оставшееся за бортом мира богов и героев.

Себастьяно дель Пьомбо. Полифем, 1512. Вилла Фарнезе, Рим, Италия
Себастьяно дель Пьомбо. Полифем, 1512. Вилла Фарнезе, Рим, Италия

Можно сказать, что Полифем — это символ мифа о непонятых и отвергнутых. Он не был принят в мире богов, изгнан из мира людей, и даже в любви остался один.

Он был сыном бога, но так и остался «никем» в глазах людей.