Найти в Дзене
Ольга Брюс

Пасхальное чудо

— Мамочка, а у нас и куличик будет? С белой глазурью и разноцветной посыпкой?

— Мамочка, а мы и яички с тобой покрасим? Красные, синие, зеленые, желтые? Правда?

— Мамочка, ты умеешь творожную паску делать? А то, если не умеешь, я тебя научу! Я сейчас в передаче увидела! Там ничего сложного…

Маленькая Леночка забегала в комнату уже в третий раз за полчаса. Инга проклинала тех, кто в предпраздничную неделю составлял расписание телепередач. По всем каналам показывали пасхальные приготовления: новые способы покраски яиц, удивительно вкусные и «беспроигрышные» рецепты куличей, которые «получатся даже у самой криворукой лентяйки»!

Инга не была лентяйкой. Да и криворукой ее нельзя было назвать. Каждый год перед праздником она доставала поваренную книгу, которую еще до ее рождения завела бабушка, и ставила тесто. Два поколения женщин, мама и бабушка, с любовью записывали в книгу любимые семейные рецепты. Беспроигрышные. Инга любила готовить по этой книге. Она не совсем понимала пасхальные традиции, но каждый год с особым трепетом заводила тесто и красила яйца. Это был их семейный праздник, на который когда-то собиралась вся их большая семья.

Шли годы, дети росли, создавали свои семьи и в праздник уже выбирали более интересное времяпровождение, чем поездка в деревню к старенькой бабушке. Инга была одной из тех, кто чтил традицию до последнего.

А потом бабушка ушла. Как-то быстро, от тоски, ушла мама Инги. Отец, не выдержав жизни без любимой супруги, стал резко сдавать, и всего через год Инга стала круглой сиротой. Тетки, как-то пытались поддерживать и подбадривать на похоронах, но искренности в их словах девушка не слышала.

— Инга, ты не переживай! Ты же не одна осталась. К нам приезжай! Хочешь, прямо сейчас поедем. Только вот у меня сын с невесткой гостят, тебя и положить негде будет. Но они всего на пару дней, потом ты приезжай!

Но Инга отказалась, потому что чувствовала, что ее никто не ждет в гости. Предлагают ради приличия.

Первое время родственники звонили, а потом перестали даже с праздниками поздравлять. На работе одна из сотрудниц решила «помочь» одинокой тихоне и устроить ее личную жизнь. Так в жизни девушки появился Никита. Нельзя сказать, что между ними была какая-то огромная любовь или привязанность. Просто он помог девушке справиться с горем и одиночеством. В благодарность она решила принять его предложение руки и сердца.

Пять лет брака пролетели незаметно, будто Инга провела их во сне. Единственным ярким событием прошедших лет стало рождение дочки Леночки.

Муж первое время казался хорошим и заботливым, но довольно быстро показал свое истинное лицо. Впрочем, поначалу доверчивая Инга не замечала каков он, пока однажды Никита вернулся с работы и, молча достав из шкафа большую сумку, объявил, что ему все надоело.

— В общем так, я устал от тебя! Ты – курица! Неухоженная, некрасивая, за собой не следишь. Только и знаешь, что с ребенком возиться. С тобой скучно! Кстати, я подаю на раздел имущества и кредитов. Если помнишь, их у нас два! Как раз по одному каждому. Ты себе какой оставишь?

— Но я не работаю, как я смогу оплачивать половину кредитов? Да и какое имущество ты собрался делить? Мы ведь живем в квартире, которую купили на мои деньги! Ты в нее ни копейки не вложил. Зато требовал обменять мою добрачную квартиру на «более удобную». Удобную для осуществления этих твоих планов?

— А ты сможешь это доказать? Неважно, откуда мы взяли деньги. Жилье куплено в браке. Так что, пару месяцев, так уж и быть, я вам позволю пожить здесь. А потом все – ищи себе угол. И думай о том, как будешь долги возвращать!

— Но кредиты брал ты! Я к ним не имею никакого отношения!

— И что? Я их брал на нужды семьи. У меня и чеки имеются о расходах кредитных средств. В общем, ты меня поняла.

Следующие несколько месяцев Инга прожила в каком-то кромешном аду. Новогодние праздники, которые должны были стать источником радости и ожидания чуда, стали для нее источником постоянного стресса. Бывший муж предложил выкупить у Инги ее половину квартиры. Вырученными деньгами она погасила присужденную ей половину кредитов, оставшись практически без средств к существованию. Ей с трудом удалось снять скромную комнатку неподалеку от работы, на которую она устроилась, чтобы выжить и прокормить ребенка.

— Мамочка, а мы скоро домой вернемся? У меня дома все игрушки остались! И платьица! – маленькая Леночка не знала, что папа выставил их с мамой из дома, не дав возможности собрать все свои вещи.

Их место быстро заняла новая женщина, и папа спешил подготовить жилище к ее переезду.

***

Несмотря на все трудности, которые свалились на ее плечи, Инга старалась не терять оптимизма и веры в светлое будущее. Холодная зима сменилась теплой весной, давая надежду на то, что тяжелые времена в жизни Инги тоже скоро закончатся.

Приближался праздник Пасхи. Инга хорошо помнила, как праздновали его, когда она была маленькой. Родители непременно ехали в деревню к бабушке, где собиралась вся большая семья. Бабушка доверяла маленьким внучатам самим красить яйца и помогать печь куличи и пышные ароматные пироги. А потом, собрав свой «выводок», бабушка шла в церковь – освящать угощения. И всегда на обратной дороге заходила к какой-нибудь одинокой старушке и оставляла ей гостинцы.

— Человеку одному никак нельзя! Особенно в праздник! Всегда надо о близких помнить! Всегда добром делиться!

Бабушки уже нет. Ее дом продан. Ехать в деревню к могиле когда-то родного человека Инге не хотелось. Она старалась держаться и не плакать, но слезы горечи и обиды сами катились по щекам.

— Бабушка, как же мне быть-то дальше? Помоги мне…

Как назло, маленькая Леночка именно сегодня узнала о предстоящем празднике и решила, что им с мамой непременно надо подготовиться.

Она постоянно вбегала в комнату и спрашивала маму, как они будут готовиться к празднику. Окинув взглядом обшарпанную кухню съемной квартиры, Инга решила, что поддаваться отчаянию не стоит.

— Леночка, а давай мы с тобой сейчас пойдем в магазин и купим все для куличика. И сами испечем его!

— Правда? А ты умеешь? А меня научишь? — маленькие глазенки загорелись озорным огоньком. Девочка за пару минут собралась и нетерпеливо ждала маму у выхода.

Первое маленькое пасхально чудо случилось с Ингой, когда она, подойдя к кассе, обнаружила, что ей не хватает денег на всю их скромную покупку. Краснея и бледнея перед кассиршей, слыша за спиной недовольные комментарии людей в очереди, Инга судорожно пыталась найти в карманах пару монет, но, в итоге, вынуждена была попросить вычесть из суммы покупки пакетик с яркой пасхальной посыпкой.

— Девушка, вы издеваетесь? Я вам уже все пробила! Мне теперь придется старшего продавца звать, всю очередь задерживать. Тоже мне, фифа! Ходят без денег, а потом заставляют честных людей бегать отмены делать! — тучная кассирша с трудом встала, с тоской оглядывая зал и стараясь найти старшего продавца, чтобы не бегать и не искать его по всему магазину.

— Простите, мы не подрассчитали. — Инга готова была провалиться сквозь землю, вытаскивая из покупок пакетик с посыпкой.

— Мамочка! Нельзя его оставлять! Как же мы украсим наш куличик? — Леночка чуть не зарыдала.

— Малыш, прости. Но на него у нас сейчас совсем нет денег. Маме зарплату только через пять дней дадут. Потом купим и снова сделаем куличик, я обещаю! – Инга старалась говорить тише, но стоящий позади них молодой человек услышал разговор.

Молча достав из кармана карточку, он быстро расплатился и скрылся за дверью магазина, оставив на кассовой ленте свою небольшую покупку.

— Не надо, куда вы! Подождите! — Инга бросилась вслед за парнишкой, но не успела остановить его. Люди в очереди начали закатывать глаза, показывая всем видом, что считают щедрость парня обычной глупостью

— Сама нарожала, сама и содержать должна!

— Вот именно! Совсем о будущем не думают. Ради пособий рожают, а потом ребенку конфету купить не могут!

— Очередная любительница «заек» и «лужаек».

Толпа, собравшаяся за спиной Инги, не скупилась на едкие замечания. Женщина решила не реагировать и молча покинуть магазин.

Всю дорогу до дома Леночка, не замолкая, рассуждала о том, какой замечательный куличик они сейчас испекут, а Инга старалась не думать о том, как им вдвоем протянуть до зарплаты. Принимать на работу женщину без опыта, просидевшую четыре года в декрете, никто не рвался. С большим трудом Инге удалось найти работу уборщицей.

— Мамочка! Посмотри! — звонкий голосок дочери вырвал Ингу из невеселых размышлений.

Дочка стояла у края дороги и показывала на крошечный пушистый комочек, который копошился в грязи, пытаясь выбраться из лужи.

— Мамочка! Это щеночек! Он без мамы! Мамочка, мы должны ему помочь! — Леночка затараторила так, что разобрать отдельные слова было почти невозможно.

Понимая, что прокормить еще один, пусть и такой крохотный рот, вряд ли удастся, женщина приготовилась объяснять дочке, что сейчас они не смогут помочь малышу. Но, взглянув в глаза Лены, потом на щенка, Инга достала из сумки пакет и, обернув им грязного малыша, отправилась домой.

— А мы как его назовем? А где он у нас жить будет? А это кто? Мальчик или девочка? — Леночка напрочь забыла и про пасху, и про куличики, и про крашеные яички.

Половину вечера Инга и Лена провозились со щенком. С большим трудом удалось его отмыть и накормить. Когда очищенный от грязи, оказавшийся белоснежным, малыш заснул на старом полотенце, мама с дочкой решили все же выполнить задуманное утром: покрасить яйца и испечь куличик.

Получился он неказистым, сказалось отсутствие опыта. Но даже этот неровный и слегка покосившийся кулич сумел вдохнуть в Ингу ощущение праздника и предчувствие чего-то волшебного. На следующий день мама с дочкой отправились освящать свои творения. Подойдя к храму и увидев длинную вереницу людей, энтузиазм Инги немного поубавился.

— Сколько народа-а-а, — Леночка уже готова была разрыдаться, но стоявшая рядом женщина, увидев, какие скромные угощения Инга принесла на освящение, сама предложила свой столик.

— А вы ко мне поставьте. Вот тут у меня корзинка, я ее сейчас подвину.

Инга поблагодарила и, постелив красивый платочек, поставила на него свой кулич и тарелку с крашеными яйцами.

— А я всегда много пеку! — заговорила незнакомка. — Для кого? И сама не знаю. Привыкла, что семья всегда была большая. А сейчас вот разлетелись все, даже в праздники не приезжают. Осталась я, да кошка Мурка. Одни в праздники кукуем. А это все, — она окинула рукой свой столик, — по соседям раздаю. Хотя и им уже моя стряпня давно надоела.

Неожиданно женщина предложила:

— А вы где праздник отмечать будете? Может, ко мне придете? Я одна, да вы вдвоем, да Мурка моя – вот и компания.

— Простите, нам как-то неудобно. — Инга попыталась объясниться, но Леночка вставила свое слово:

— А мы не можем прийти. У нас маленький щенок теперь есть! — малышка с гордостью начала было рассказывать о своем новом друге, но тут вышел Батюшка и ей пришлось замолчать.

— Вот мой адрес и телефон. Вы все же приходите. И еще вот, возьмите с собой! — женщина наспех положила самые красивые куличи в свою корзину, сверху аккуратно поставила кулич Инги и протянула все это молодой маме.

— Что вы, не нужно! Мне неудобно!

— Напрасно! Вы молодые, вам хорошо питаться надо. Берите! И приходите ко мне в гости. Заодно и корзину вернете. И щенка с собой возьмите. Мурка моя нянькой поработает.

Инга возвращалась домой в смешанных чувствах. Незнакомая женщина почему-то напомнила ей бабушку, хотя ничего общего между ними не было. Бабушка была тихой, сухонькой старушкой. Новая же знакомая была дамой дородной и громогласной.

— Мамочка! А мы в гости пойдем? Надо корзину вернуть! — хитрый взгляд Леночки говорил о том, что она в первую очередь планирует познакомиться с Муркой.

— Я подумаю…

В праздничный день Инга решила все же принять приглашение. Оказалось, что жила новая знакомая совсем рядом, в красивой просторной квартире. Пока Леночка играла с Муркой, хозяйка квартиры как-то незаметно расспросила Ингу о том, что произошло с ней в последнее время. Сделав небольшую паузу после услышанного, женщина сказала:

— Знаешь что, давайте-ка вы с Леночкой ко мне перебирайтесь! А что? Я одна, у меня вон как много места! Ты мне будешь за комнату немного платить, а я, если понадобится, смогу за Леночкой присматривать.

— Но мне как-то неудобно.

— А чего тебе неудобно? Оплачивать съем тебе сейчас не по карману. Из-за частых болезней ребенка с работой проблемы. Мое предложение решит много неприятностей. Чего отказываться?

Хорошо подумав, Инга решила согласиться. Оказалось, жить в квартире у Анны Васильевны – было лучшим выходом, о котором Инга не смела даже мечтать. Уволенная с одной работы, она довольно быстро нашла новую. Леночка, если не ходила в садик, находилась под постоянным присмотром. Анна Васильевна была даже рада, когда ее маленькая помощница оставалась дома и помогала заботиться о Мурке, выгуливать маленького Пушка или готовить обед на всю их семью.

Вскоре Инге удалось встать на ноги. Леночка пошла в школу. Молодая мама взяла ипотеку и купила квартиру неподалеку от Анны Васильевны. Каждый год, перед Пасхой, они собирались все вместе, пекли много красивых ароматных куличей и в праздник разносили их соседям и одиноким старикам и старушкам. Потому что, как говорила ее бабушка, одиноким людям надо помогать.