Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Кто виноват в появлении "Советского Союза"?

Чем больше разбираюсь с линкорами проекта 23 (типа "Советский Союз") тем больше убеждаюсь в том, что это была... (вот даже не знаю, как бы так помягче выразиться). При этом, в современной исторической литературе отчего-то возобладало мнение о том, что инициатором строительства "наисильнейших линкоров в мире" являлся И.В.Сталин. "Вики" пишет прямо "Идея строительства «Большого советского флота» впервые появилась не позднее 1930 года, сторонником её был И. В. Сталин" Откуда взят такой "смелый" тезис, непонятно (в документах этого нигде нет), но, тем не менее, очень многие авторы придерживаются данной точки зрения. Видимо "Кошка бросила котят, это Сталин виноват!" Цитирую (для примера) В декабре 1935 года высшее политическое руководство страны дало прямые указания о разработке планов создания «Большого флота». Сталин отдавал созданию линкоров высший приоритет в предвоенном кораблестроении и требовал от конструкторов разработки сильнейшего в мире линкора. Ну, или вот еще фрагмент статьи:

Чем больше разбираюсь с линкорами проекта 23 (типа "Советский Союз") тем больше убеждаюсь в том, что это была... (вот даже не знаю, как бы так помягче выразиться).

При этом, в современной исторической литературе отчего-то возобладало мнение о том, что инициатором строительства "наисильнейших линкоров в мире" являлся И.В.Сталин. "Вики" пишет прямо "Идея строительства «Большого советского флота» впервые появилась не позднее 1930 года, сторонником её был И. В. Сталин" Откуда взят такой "смелый" тезис, непонятно (в документах этого нигде нет), но, тем не менее, очень многие авторы придерживаются данной точки зрения. Видимо "Кошка бросила котят, это Сталин виноват!"

Цитирую (для примера)

В декабре 1935 года высшее политическое руководство страны дало прямые указания о разработке планов создания «Большого флота». Сталин отдавал созданию линкоров высший приоритет в предвоенном кораблестроении и требовал от конструкторов разработки сильнейшего в мире линкора.

Ну, или вот еще фрагмент статьи:

Уже в 1934 году И. В. Сталин, учитывая возросшую мощь промышленности и её достижения в строительстве танков и самолётов, а также находясь под впечатлением от личного знакомства с проблемами морской обороны в период своей поездки по Беломоро-Балтийскому каналу (1933), посчитал необходимым начать развёртывание крупномасштабного кораблестроения и создание новых кораблей всех классов

Ссылка в статье дается на работу военного историка, капитана 1 ранга Ю.П.Грибовского, датированную 1995 годом.

Возможно, идея идет от неверного толкования фразы И. В. Сталина, сказанной 11 июля 1931 года на заседании Комиссии обороны при СНК СССР:

«Начать постройку большого флота надо с малых кораблей. Не исключено, что через пять лет мы будем строить линкоры».

Вопреки легендам, И.В.Сталин не был гениальным "универсалом" (таких людей в природе не существует). Руководитель такого ранга всегда опирается на мнение "специалистов" в своем окружении, а потому...

Имею "скверную" привычку работать только с первичным материалом, и собрав все доступные для изучения материалы, могу с уверенностью сказать, что Иосиф Виссарионович тут совсем не при чем.

"Ноги" у безумной идеи по имени "проект 23" растут совсем с другой стороны. Проект как раз родился именно из-за слабого контроля высшего руководства СССР за деятельностью соотвествующих ведомств. Не стоит спихивать отвественность с реальных инициаторов этой аферы на руководство. А вот остановило строительство этого проекта, действительно, высшее советское руководство. И поступило абсолютно правильно, ибо в том виде, в котором начали строить эти корабли, они были абсолютно не нужны (особенно на Черном и Балтийском морях). Давайте подойдем к ситуации трезво, без политического "перестроечного" угара. Ключевой задачей РК ВМФ (военной доктриной) СССР считалась "...надёжная оборона побережья и внутренних вод СССР от вторжения с моря" (дословно).

А, потому, авианосцы на этих двух морях в условиях оборонительной доктрины были абслютно не нужны (о чем сожалеют отдельные военно-морские теорЭтики). Наличие огромного "непотопляемого авианосца" по имени "Крым" делало авианосцы абсолютно бессмысленным классом кораблей. Близкой к этому была ситуация на Балтике. Жить нужно исходя из своих реалий, а не обезьянничать у "западников". А вот на Северном и Тихоокеанском флоте, там, да, ситуация совсем иная... (Но ведь строили-то не для этих театров)

Что касается "запада", там да... Агрессивная политика империалистических держав включала в себя такое понятие, как "дипломатия линкоров". «Дипломатия линкоров» (наследница "дипломатии канонерок") — это термин, который традиционно (и вполне официально) упоминается в контексте использования военно-морских сил в политических целях, в частности США, Великобританией и Францией. (Вспоминаем теорию господства на море, которая вошла в историю под названием «теории Мэхэна-Коломба»)

Согласно одному из описаний, «дипломатия линкоров» подразумевала возможность решения политических вопросов путём подведения флота к берегам другого государства, так как у противника не было средств противостоять линкорам. Когда по Версальскому договору британские и французские инспекторы сталкивались с препятствиями для своей работы, можно было отправить несколько линкоров к берегам Германии, и вопрос быстро решался.

Не удивительно, что морской министр Италии в свое время вещал:

Среди авторитетных представителей флота ни один голос не поднимется против линкоров; они постоянно переживали изобретения, которые, как казалось, должны были заставить их исчезнуть. Пытаться обойтись без линкоров при нынешних обстоятельствах — это то же, что пытаться обойтись без пехоты в войне на суше.

Это была тенденция и мода того времени.

Чуть позже, в ответ на предложение СССР заключить оборонительный пакт против Японии (21 июня 1937 года) президент США Ф.Д. Рузвельт заявил: «Пактам веры нет. Главная гарантия – это сильный флот… Посмотрим, как выдержат японцы морское соревнование». Правда, потом, Пёрл Харбор четко показал, что и соревнование японцы могли выиграть, и время линкоров уже ушло. Но все это было "чуть-чуть потом".

Пока просто отметим, что по состоянию на 1937 год военно-морская доктрина СССР была оборонительной, но линкоры все равно заложили. Почему?

Теперь давайте посмотрим фактический материал. Из-за чего, и благодаря кому СССР "ввязался" в строительство линейных кораблей.

Начнем с того, что в СССР после модернизации линкора "Марат" были модернизированы "Октябрьская Революция" и "Парижская Коммуна", и составлялись (в КБ Балтийского завода) оставшиеся нереализованными проекты модернизационного ремонта четвертого линкора "Михаил Фрунзе" (быв. Полтава). Все. Более никаких планов на строительство линкоров не было. Управлением Морских Сил (УМС) РККА темы по новым линкорам неизменно вычеркивались даже из плана Научного института военного кораблестроения (НИВК).

Орлов, Буденый, Егоров, Тухачевский
Орлов, Буденый, Егоров, Тухачевский

Противником "линкорного флота" выступал человек, занимающий пост первого заместителя наркома обороны. Кто это?

Наркомом обороны был Ворошилов, а его первым замом был... Михаил Тухачевский.

Именно он выступал против строительства большого флота, считая, что для большой континентальной страны мощный флот является излишеством, отбирающим у сухопутных войск и без того ограниченные средства. Именно он утверждал, что флот в будущей войне будет иметь лишь вспомогательное значение. По его мнению, морскими операциями враждебных государств нельзя нарушить ни экономической, ни политической целостности Советского Союза. (И в чем-то он был прав).

Особенно решительно Тухачевский возражал против создания линейного флота, так как считал это бесполезной тратой финансовых средств. Он предлагал решать задачу обороны морских границ СССР путём взаимодействия береговой артиллерии, стрелковых частей, бомбардировочной авиации и сил флота. Это, безусловно была другая крайность, но...

«Не всё ладно в Датском королевстве» — это крылатое выражение, взятое из трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет», весьма точно подходит к ситуации в высшем руководстве СССР в то время.

По странному стечению обстоятельств "кресло" под Тухачевским "закачалось" как раз в августе 1936 года. Но это случайность.

В принципе, это не нормальная ситуация, когда военные и НКВД вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности, занимаются... (подковерной борьбой). Но факт остается фактом: в военном руководстве сложились две противоборствующие группировки.

На этом фоне началась "партизанщина" со стороны В.М.Орлова.

-3

По заданию Наморси В.М. Орлова от 1 апреля 1935 г., (которое было уточнено его заместителем И.М. Лудри 9 июня 1935 г.) к сентябрю 1935 г. коллективом Военно-морской академии (ВМА) под общим руководством ее начальника П.Г Стасевича была завершена работа «Большие артиллерийские корабли». "Тема" имела соотвествующее финансирование.

В Центральном конструкторском бюро спецсудостроения №1 (ЦКБС-1), по заданию того же В.М.Орлова, были начаты предпроектные проработки тяжелых артиллерийских кораблей, промежуточных между тяжелым крейсером и линкором (проект X - большого крейсера водоизмещением до 16500 т с 240-мм артиллерией, 12 гидросамолетами и двумя сверхмалыми подводными лодками был разработан в марте 1934 г.). Но это были предпроектные, перспективные проработки, которые не требовали значительных финансовых затрат.

24 августа 1935 г. начальник ЦКБС-1 В.Л. Бжезинский, докладывая начальнику Главморпрома Наркомата тяжелого машиностроения (НКТМ) Р.А. Муклевичу (в 1926-1931 гг. - Начальник ВМС РККА) о перспективе работы бюро, предлагал в числе других кораблей четыре варианта большого крейсера водоизмещением 15500 т и 19500 т с 12 - 240-мм и с 9 - 250-мм орудиями ГК, а также два варианта «броненосных кораблей» (термина «линкор» пока еще тщательно избегали) водоизмещением 23600 т и 30000 т с 8 и 12 - 305-мм орудиями и скоростью хода 30 уз. Но это было всего лишь предложение.

По инициативе В.М.Орлова ЦКБС-1 (которое возглавлял Валерьян Людомирович Бжезинский, а обязанности главного инженера были возложены на Воина Петровича Римского-Корсакова) продолжало предпроектные проработки различных вариантов будущего линкора.

Откуда эта инициатива, и зачем, в принципе, строить большие корабли?

Есть достаточно рабочая "теория больших социальных групп", которая является развитием достаточно грубой и устаревшей "классовой теории", которая достаточно понятно и точно описывает процессы.

Если очень упрощенно: политикам нужны большие джипы корабли для самоутверждения, военным для комфортной службы и больших "погон", для проектанта и судостроителей - это "вкусный" заказ, возможность заграничных командировок, (опять же личные амбиции). Это интересно многим.

Страдают в этом случае только реальные нужды страны (но, кого это интересует?)

23 декабря 1935 года И. В. Сталин, В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе и К. Е. Ворошилов приняли в Кремле делегацию МЛАДШИХ командиров Тихоокеанского флота.

Пишут, что "После приёма командованию Красной армии и Морских сил было поручено разработать и представить на утверждение правительства предложения по строительству «большого морского и океанского флота»".

Ну нет, неправда. Не было такого.

После этой встречи состоялась другая. И. В. Сталин провёл короткую встречу с руководством УВМС и командующими флотами, на которой задал вопросы: «Какие корабли и с каким вооружением надо строить? С каким противником скорее всего придётся встречаться этим кораблям в боевой обстановке?». По свидетельству Л. М. Галлера, командующие флотами единодушно высказались за строительство подводных лодок, а их мнения по строительству надводных кораблей разделились.

Командующий Тихоокеанским флотом флагман флота 1 ранга М. В. Викторов выступал за постройку крупных кораблей, а командующий Черноморским флотом флагман флота 2 ранга И. К. Кожанов высказывался за строительство наряду с крейсерами и эсминцами как можно большего количества торпедных катеров. Отпуская флагманов с встречи, Сталин заметил: «Вы сами ещё не знаете, что вам нужно».

Объективно говоря, каждый из них был по своему прав. Черное море - это одни условия для ведения боевых действий, Тихий океан - это совсем другое.

Иван Кузьмич Кожанов
Иван Кузьмич Кожанов
М.В.Викторов.
М.В.Викторов.

Следующим этапом "наступления" сторонников "Большого флота" стала программа, разработанная В. М. Орловым и И. М. Лудри.

Перспективную программу развития флота В. М. Орлов представил на обсуждение в Политбюро ЦК ВКП(б) и в Совет Труда и Обороны СССР. После обсуждения программа была утверждена закрытым постановлением советского правительства 26 июня 1936 года.

Изучение данного документа, и сопоставление его с некоторыми современными статьями, которые его анализируют, приводит меня к крамольной мысли, что многие люди с "большими погонами" в принципе, живут на другой планете, где действуют совсем другие законы. Они жили и живут какими-то своими "концепциями", и они одинаково далеки и от реальных нужд флота и от реальных возможностей страны.

Для них компот сам собой родится в бачке, а хлеб растет на стеллажах в хлеборезке. А обслуживают их точно такие же историки. Не в обиду. В следующей статье я четко обосную свою точку зрения (в том числе и с экономической точки зрения).

Пока (в качестве спойлера) скажем только, что

"С учётом крейсеров, лидеров, эсминцев и подводных лодок, построенных и строившихся по планам первой и второй пятилеток, Программа «крупного морского судостроения» 1936 года предусматривало создание флота из 533 боевых кораблей основных классов общим стандартным водоизмещением около 1 млн 307,3 тыс. т. В общей сложности для четырёх флотов должны были быть построены: восемь «больших» линкоров типа «А», шестнадцать «малых» линкоров типа «Б», двадцать лёгких крейсеров, семнадцать лидеров эскадренных миноносцев, 128 эскадренных миноносцев, 90 больших, 164 средних и 90 малых подводных лодок. Наибольшее пополнение должны были получить Тихоокеанский и Балтийский флоты — по 415,1 и 400 тысяч тонн, или 232 и 137 кораблей основных классов соответственно. Черноморский флот должны были пополнить 98 кораблей основных классов тоннажем 352,6 тысяч тонн. Наименьшим количеством кораблей основных классов (66 ед.) должен был пополниться Северный флот"