Найти в Дзене
Александр Долгих

Почему Благодатный огонь сходит именно православному священнику и какие были исключения

Каждый год накануне Пасхи по юлианскому календарю в Храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит церемония схождения Благодатного огня. Это событие собирает тысячи паломников и символизирует для православных христиан чудо Божьего присутствия. Согласно традиции, огонь нисходит только тогда, когда его принимает православный патриарх. В основе этой традиции лежит многовековой спор между христианскими конфессиями за контроль над Храмом Гроба Господня. После раскола 1054 года и крестовых походов главенство в святыне переходило от православных к католикам и обратно. Однако после падения Византии православная церковь сохранила влияние в Палестине. Турки-османы, контролировавшие регион, официально признали православных хранителями святыни, что закрепило их роль в церемонии. Но приоритет православных перед другими христианами связан не только с историческим статус-кво, но и с богословской позицией: православие подчёркивает преемственность от апостольской традиции и сохранение неизменных догмат
Оглавление

Каждый год накануне Пасхи по юлианскому календарю в Храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит церемония схождения Благодатного огня. Это событие собирает тысячи паломников и символизирует для православных христиан чудо Божьего присутствия. Согласно традиции, огонь нисходит только тогда, когда его принимает православный патриарх.

В основе этой традиции лежит многовековой спор между христианскими конфессиями за контроль над Храмом Гроба Господня. После раскола 1054 года и крестовых походов главенство в святыне переходило от православных к католикам и обратно. Однако после падения Византии православная церковь сохранила влияние в Палестине. Турки-османы, контролировавшие регион, официально признали православных хранителями святыни, что закрепило их роль в церемонии.

Но приоритет православных перед другими христианами связан не только с историческим статус-кво, но и с богословской позицией: православие подчёркивает преемственность от апостольской традиции и сохранение неизменных догматов, что, по мнению верующих, делает их молитвы угодными для совершения чуда.

Православные считают, что чудо схождения Благодатного огня подтверждает истинность их веры. В богослужебных текстах схождение огня связывается с Воскресением Христа, которое, согласно православному учению, невозможно вне единства веры и традиции, то есть в представлении православных огонь — знак Божьего благословения — даруется только через «канонически правильную» церковь.

Однако история знает несколько случаев, когда схождение огня оспаривалось или сопровождалось необычными обстоятельствами.

Исключения

В XII–XIII веках, после захвата Иерусалима крестоносцами, контроль над храмом перешёл к католикам. Латинские священники, отрицавшие православную традицию, пытались самостоятельно получить огонь. Однако, согласно византийским и арабским хроникам (например, записям историка Ибн аль-Каланиси), огонь не сходил, пока в церемонии не участвовал православный клир.

Один из эпизодов связан с королевой Иерусалима Мелисендой (XII век). По преданию, когда латинские священники не смогли вызвать огонь, она призвала православного монаха, и пламя сошло. Этот сюжет, хотя и не подтверждён документально, отражает конфликт конфессий и веру в исключительную роль православия.

Но самый известный конфликт произошёл в 1579 году, когда армянская церковь, пользуясь поддержкой османских властей, запретила православному патриарху Софронию IV войти в храм. Согласно преданию, верующие молились у закрытых дверей, и огонь сошёл через трещину в мраморной колонне слева от входа (её следы видны до сих пор). Армяне, находившиеся внутри, так и не получили пламени. Этот случай укрепил убеждённость православных в божественном покровительстве.

Колонна рядом с входом, через которую, по преданию, сошёл Благодатный огонь в 1579 году
Колонна рядом с входом, через которую, по преданию, сошёл Благодатный огонь в 1579 году

В период османского владычества (турки, как известно, исповедуют ислам) межконфессиональные конфликты в храме обострялись. Например, в 1720 году турецкие власти, подкупленные армянами, арестовали православного патриарха Хрисанфа. Огонь, по свидетельствам, сошёл только после его освобождения.

А в 1834 году арабские мусульмане ворвались в храм, требуя показать им чудо. Огонь задержался на несколько часов, что было истолковано как гнев Божий за осквернение святыни.

В XX веке тоже были случае, когда Благодатный огонь заставил православный мир поволноваться. Так в 1923 году после революции в России и гонений на Церковь греческий патриарх Дамиан молился о схождении огня более 10 часов. Задержку связали с «отступничеством мира от веры».

1970–1980-е годы во время арабо-израильских конфликтов церемония иногда проводилась под усиленной охраной, но огонь, по словам участников, сходил без задержек.

А в 2020-ом году — многие помнят — из-за пандемии COVID-19 в храме присутствовали только около 10 человек (по другим данным до 50), но чудо повторилось, что стало символическим ответом на страх и изоляцию.

-3

Был ли случай, когда огонь не сошёл вообще?

Официально таких случаев не было зафиксировано. Даже в годы мировых войн, эпидемий и политических кризисов огонь, согласно хроникам, сходил, хотя иногда с задержкой. Однако некоторые эпизоды оспариваются.

Например, арабские источники X века упоминают, что в период гонений на христиан при фатимидском халифе Аль-Хакиме (XI век) огонь не сходил несколько лет, но эти данные противоречат византийским хроникам. Так что, как было наверняка, уже никто не узнает.

Некоторые исследователи-скептики также утверждают, что в Средние века случались «провалы», но церковь скрывала их, чтобы не подрывать авторитет традиции.

А что, если огонь не сойдёт?

В православной традиции отсутствие огня интерпретируется как знак приближения конца света. Это основано на двух причинах. Первая — согласно некоторым толкованиям, в год, предшествующий Второму пришествию, Благодатный огонь не сойдёт, а Кувуклия (часовня Гроба Господня) разрушится. Вторая — слова святого Иоанна Дамаскина: «Когда не станет богослужения у Гроба, тогда антихрист приблизится».

-4

В конце хочется сказать о том, что Благодатный огонь — это история веры. Скептики утверждают, что Благодатный огонь — результат естественных процессов (например, химических реакций) или хорошо организованного ритуала. Католическая и протестантские церкви не признают чудо официально, хотя и не отрицают его символическое значение, а армянская апостольская церковь участвует в церемонии вторично.

Как бы то ни было, пока огонь сходит, он напоминает, что в мире есть место тайне, которую не объяснить ни наукой, ни политикой, а исторические исключения лишь подчёркивают устойчивость традиции в глазах верующих. Независимо от споров, церемония остаётся мощным символом надежды и веры, объединяющим христиан разных конфессий в самом сердце Иерусалима.

Если было интересно, подписывайся на мой Телеграм, а ниже ещё несколько интересных на мой взгляд статей по теме: