В Блумберг вышла статья про запреты социальных сетей для детей, показывающая, почему законодательные ограничения игнорируют реальность цифровой жизни современных подростков.
Когда Австралия в конце прошлого года запретила социальные сети для детей младше 16 лет, многие родители вздохнули с облегчением. Премьер-министр Энтони Альбанезе заявил: "Мы хотим, чтобы австралийские дети имели детство" и "нужно отвлечь детей от телефонов и вернуть на футбольное поле".
Кэтрин Пейдж Джеффери, автор книги "Воспитание в цифровом мире", отмечает, что подобные настроения выражали многие родители, с которыми она беседовала последние десять лет. От Франции до США власти ищут способы защитить детей от опасностей социальных сетей. "Смартфоны разрушили целое поколение", — писала психолог Джин Твенге. Социальные сети "перепрограммировали детство", — утверждал Джонатан Хайдт.
Такие заявления только усиливают родительскую тревогу между двумя противоречивыми нарративами: медиа утверждают, что экранное время вредит развитию, а технооптимисты настаивают, что цифровые навыки необходимы для успеха.
Медиапаника имеет долгую историю — каждое поколение тревожилось сначала о комиксах и радио, затем о кино, телевидении и видеоиграх. Однако сегодня опасения связаны не только с контентом, но и с активным взаимодействием в сети, что создает новые риски.
Современные родители оказываются под давлением "интенсивного воспитания", требующего не просто вырастить детей, но обеспечить их конкурентоспособность в мире неопределенности. Они пытаются балансировать между ограничительными мерами и активным диалогом об онлайн-безопасности.
Большинство родителей признают: цифровые медиа пришли навсегда. Школьная работа выполняется онлайн, внеклассные мероприятия координируются через мессенджеры, семьи с работающими родителями используют приложения для связи. Отказ от технологий уже невозможен.
Это и нежелательно. Молодые люди получают от онлайн-мира образование, развлечение, социальную поддержку. Для некоторых подростков интернет часто единственное место, где они находят понимание и сообщество.
Вместо запретов автор предлагает демократичный подход, основанный на диалоге. Родителям стоит не читать лекции о кибербезопасности, а активно слушать детей об их онлайн-опыте и ценностях.
От родителей нельзя ожидать всезнания о цифровой жизни детей. Но они могут создать отношения, где разговоры начинаются рано и происходят часто, чтобы дети чувствовали: к родителям можно обратиться за помощью в навигации по рискам и возможностям, которые неизбежно приносят как цифровые технологии, так и подростковый возраст в целом.