Дорого, долго, сложно: как китайские бренды теряют доверие российских водителей. 7 неприятных сюрпризов, которые ждут владельцев китайских автомобилей в России.
Знаете, ситуация с китайскими тачками в России напоминает мне анекдот про мужика, который купил дешёвые итальянские ботинки... Красивые, блестящие — загляденье! А через неделю подошва отвалилась. Вот и с китайскими авто у нас примерно так же получается.
Ноябрь 2024-го. Рязань. Автосервис «ПитСтоп» — замызганное одноэтажное здание на выезде из города. Внутри воняет машинным маслом и перегаром (Васька-механик вчера день рождения отмечал). В углу нервно курит Андрюха — владелец красного Хавейла. Капот всмятку после встречи с ГАЗелью какого-то отморозка, который резко затормозил перед светофором.
— Ну чё там, Михалыч? Когда сделаете-то? — в пятый раз спрашивает Андрей.
Михалыч — грузный мужик лет 50, с вечно промасленными руками и мутным взглядом, только морщится:
— Я тебе русским языком сказал: МИНИМУМ месяц. И то, если с запчастями повезёт. А пока иди домой и не доставай меня.
Как докатились до жизни такой
После февраля 2022-го наш авторынок накрылся медным тазом. Европейцы, японцы, корейцы — все свалили. Причём тенденция такая: сначала заявили, что «временно приостанавливаем», а потом втихую собрали манатки и ушли в закат.
Помню, как мой сосед Виталик, который в мерседесовском салоне работал, ещё в марте пыжился: «Да ладно, они вернутся через пару месяцев, бизнес же!» А сейчас? Сейчас он телефоны в ДНС впаривает.
На освободившуюся поляну ринулись китайцы. Да так активно, что к лету 2024-го они оккупировали больше 60% первички. Статистика — упрямая вещь. Поначалу народ радовался: ну круто же — новая тачка за 2-2,5 лимона, да ещё с наворотами, которые у европейцев только в топовых комплектациях шли. Масло в огонь подливали блогеры с их восторженными обзорами: «Ну чем вам не Ауди?! А стоит вдвое дешевле!»
Я сам поначалу повёлся. Пригнали мы с кентом новенький Чанган из салона — просто песня! Красивый, плавный, тихий... Правда, через три недели накрылся датчик температуры. Ерунда вроде, но... В общем, тот ещё квест начался.
Кто ищет запчасти, тот их и теряет
Прикол с китайскими машинами в том, что у них часто даже толковых каталогов запчастей нет. Вот реальная история от моего коллеги Серёги:
— Звоню дилеру, говорю: «Мне нужна правая фара на Джили Кулрей». А они: «Какой у вас VIN?» Диктую. «А какой год?» Говорю. «А какой месяц выпуска?» Ё-моё, откуда я знаю! «Нет, нам нужно точно, потому что у машин разных партий могут быть разные фары».
В итоге приехал в салон, час провёл с менеджером, который долго чесал репу, листая какие-то распечатки на китайском. Финал? «Мы вам закажем, предоплата 80%, ждать 3-4 недели». И это на ФАРУ! Не мотор какой-нибудь экзотический.
С Haval Julion вообще беда. Чувак с форума Драйв2 рассказывал, что когда у него сломался модуль управления климатом, ему в сервисе выдали: «Такой детали в каталоге нет. Есть только весь блок целиком». А стоит этот блок, на минуточку, 76 тысяч рублей. Семьдесят. Шесть. Тысяч. За кусок пластика с проводами!
А на Chery Tiggo 7 Pro вообще пипец был у одного моего знакомого. У него стойка стабилизатора застучала. В сервисе сказали: «Нужно менять обе, так рекомендует производитель». Окей, заказали. Привезли через 2 недели... и оказалось, что они не подходят! Почему? А потому что на заводе что-то там поменяли, не поменяв артикула. И это, блин, не какая-то самопальная контора, а ОФИЦИАЛЬНЫЙ дилер!
Цены просто космос, Илон Маск нервно курит
— А знаешь, сколько стоит лобовуха на мой Тигго? — спрашивает меня приятель Димка, нервно прихлёбывая пиво в гараже. — Сто пятьдесят кусков! Сто! Пятьдесят! Карл!!! Это б*ядь больше, чем я за месяц зарабатываю!
И это не самый вопиющий случай. Мой сосед по даче купил Voyah Free — тоже китаец, только электрический и премиальный. Так вот, у него после зимы сдохла батарея. Оценка замены — 1,2 миллиона рублей. ЛЯМ ДВЕСТИ! Это половина стоимости всей машины!
Знакомый мастер из сервиса, который с китайцами плотно работает, рассказывал на днях:
— Понимаешь, они эту проблему специально создают. Продают машину дёшево, а потом компенсируют упущенную выгоду на запчастях. Классическая схема: крючок-наживка-разводка.
И действительно, стоимость запчастей для китайцев уже подскочила почти вдвое за последние полтора года. Прикинь, тормозные колодки для Чери Тигго 8 стоят дороже, чем для BMW X5! Это не преувеличение, я сам прайсы сравнивал.
И фишка-то ещё в том, что неоригинал толком не найти. Для условного Фольксвагена полно аналогов — бери и выбирай хоть немецкие, хоть турецкие. А для китайцев? Хрен тебе, а не выбор. Только оригинал, только хардкор, только полная предоплата.
____________________________________
____________________________________
Электрички на морозе, или Как я провёл эту зиму
Отдельная песня — электромобили. Понавезли китайских BYD, Zeekr и прочих чудо-юд. Красиво, экологично, модно... Только вот с наступлением зимы начался театр абсурда.
Знакомый таксист Володя взял такой в лизинг в конце 2023-го. Зарядная станция у дома, всё по фэншую. Радовался как ребёнок, всем уши прожужжал. А потом ударили морозы...
— Выхожу утром, а он... не едет нахрен, — рассказывал он мне, матерясь через слово. — Запас хода был 320 км вечером, а утром показывает 120! За ночь! На стоянке! И это ещё при минус пятнадцати всего.
При -25°C многие электрокитайцы теряют до 60% запаса хода. Как-то Володя даже до дома не доехал, пришлось вызывать эвакуатор. А в сервисе только руками развели: «Ну это ж литий-ионные аккумуляторы, они не любят холод. Это нормально».
— Нормально?! — кипятился Володя. — В России зимой холодно, вы не знали?! Какого хрена продаёте тогда эти вёдра?!
Но самое эпичное было, когда у его коллеги сломался блок управления батареей. Цена вопроса — 280 тысяч. Срок поставки — 2,5 месяца. А машина тем временем просто стоит и пылится. И платежи по лизингу капают.
Страховка? Нет, не слышали
К концу 2024-го начался ещё один треш — страховые компании начали отказываться работать с китайцами.
«Росгосстрах» поднял тарифы КАСКО для China-автопрома на 30%. «Ингосстрах» — на 25%. А мелкие конторы типа «Надёжно и точка» вообще перестали страховать некоторые модели — например, JAC или Foton.
— Мы не можем адекватно просчитать риски, — объяснила мне знакомая страховщица Лена. — Автомобиль попадает в ДТП, а потом мы полгода не можем его отремонтировать, потому что нет запчастей. Клиент требует деньги за простой, мы несём убытки... Это бизнес, детка, ничего личного.
По данным «Автостата», почти 70% владельцев китайских авто готовы их продать в течение года именно из-за проблем с ремонтом и запчастями. Я и сам подумываю избавиться от своего Хавейла, пока не поздно. Благо, на вторичке они пока ещё неплохо уходят — спрос на дешёвые иномарки всегда есть.
— Я свой Чанган продал через три недели после того, как он сломался первый раз, — говорит мой друг Паша. — Да, потерял в деньгах. Зато теперь у меня подержанная Тойота Камри 2016 года. И, знаешь, за год владения я потратил на неё меньше, чем за три месяца на этот китайский унитаз на колёсах.
В конце тоннеля — фары встречного поезда?
Но справедливости ради надо сказать, что не всё так однозначно. Крупняки вроде Chery и Haval уже шевелятся — строят склады запчастей в Казани и Новосибирске. Geely вообще обещает наладить производство деталей прямо в России.
— Они не дураки, — считает мой знакомый автожурналист Серёга. — Первая волна была для захвата доли рынка. А сейчас они видят перспективу и понимают, что без сервиса долго не протянут. Haval, например, уже увеличил ассортимент на складах на 40% по сравнению с прошлым годом.
Но вопрос в том, успеют ли они перестроиться до того, как репутацию окончательно похерят? Народ-то в России злопамятный. Помнишь Daewoo? Вроде неплохие машинки делали, а потом как схлопнулись из-за проблем с сервисом.
Помню, как мой старший брат в начале 2000-х купил Daewoo Nexia. Новую, из салона. Через год разбил фару. И всё — пиздец котёнку. В наличии у дилера не было, на заказ — три месяца ждать. В итоге нашли б/у на разборке. А потом стартер накрылся. Та же история. Брат машину продал, зарёкся корейские брать. А сейчас корейцы — одни из самых популярных на нашем рынке. Потому что выводы сделали, сервис наладили.
Сможет ли автопром из Поднебесной так же перестроиться? Хз. Менталитет у них другой. Да и к тому же, они сейчас в таком положении, что особо не напрягаются — конкуренции-то почти нет.
А пока... пока остаётся только одно — либо не влезать в этот китайский автопром вообще, либо запасаться терпением и деньгами. Потому что, как говорил мой дед: «Скупой платит дважды, а любитель китайских понтов — трижды».
П.С. И всё-таки... что-то мне подсказывает, что класть на запчасти болт — это не та стратегия, которая работает в долгосрочной перспективе. Особенно в России, где, как известно, «дураки и дороги». А ещё морозы и соль на дорогах. Так что выбирайте с умом, господа. И да пребудет с вами сила (и запчасти)!
____________________________________
____________________________________
Подпишись на наш Telegram-канал по ссылке в описании профиля!
Здесь ты найдёшь:
✅ Полезные сервисы — сервисы для ремонта, страхования и поиска запчастей.
✅ Чек-листы — как выбрать авто без скрытых проблем.
✅ Лайфхаки — уход за машиной, советы по экономии и DIY-ремонту.
✅ Эксклюзив — новинки авторынка, тест-драйвы и истории из мира авто.
Жми на ссылку в профиле — подписывайся и будь в теме! 🔥
____________________________________
____________________________________