Найти в Дзене
Сторожевой

Экспорт в обход России: Казахстан готовит геополитический сдвиг в энергетике

Казахстан разворачивает свою внешнюю политику и экономику в сторону альтернативных маршрутов, активно выстраивая маршруты вывоза товаров в обход России. Страна с огромными запасами нефти, газа и урана ранее во многом зависела от российской инфраструктуры, но теперь делает ставку на Каспий, Азербайджан, Турцию и дальше на Европу. Географически, проще и логичнее было бы продолжать использовать традиционный путь через Россию, например, по трубопроводу КТК, который идет на Новороссийск. Это дешевле, маршрут короче и давно отлажен. Но в 2022 году, когда российский суд внезапно приостановил работу КТК под предлогом «экологических нарушений» (по понятным тогда геополитическим причинам), а в Астане задумались о смене маршрута. С тех пор казахстанская нефть всё чаще уходит на экспорт по Каспийскому морю. Это более дорогой и сложный путь: нефть грузят в танкеры в порту Актау, затем перегружают на терминале в Баку, потом через Азербайджан и Турцию по нефтепроводу BTC (Баку — Тбилиси — Джейхан), и

Казахстан разворачивает свою внешнюю политику и экономику в сторону альтернативных маршрутов, активно выстраивая маршруты вывоза товаров в обход России. Страна с огромными запасами нефти, газа и урана ранее во многом зависела от российской инфраструктуры, но теперь делает ставку на Каспий, Азербайджан, Турцию и дальше на Европу.

Географически, проще и логичнее было бы продолжать использовать традиционный путь через Россию, например, по трубопроводу КТК, который идет на Новороссийск. Это дешевле, маршрут короче и давно отлажен. Но в 2022 году, когда российский суд внезапно приостановил работу КТК под предлогом «экологических нарушений» (по понятным тогда геополитическим причинам), а в Астане задумались о смене маршрута.

-2

С тех пор казахстанская нефть всё чаще уходит на экспорт по Каспийскому морю. Это более дорогой и сложный путь: нефть грузят в танкеры в порту Актау, затем перегружают на терминале в Баку, потом через Азербайджан и Турцию по нефтепроводу BTC (Баку — Тбилиси — Джейхан), и только потом в Средиземное море и Европу.

В 2023 году Казахстан экспортировал почти 1,3 миллиона тонн нефти через порт Баку, что в три раза больше, чем в 2022-м. Одновременно идет модернизация инфраструктуры порта Актау и увеличение танкерного флота. Казахстанские грузы теперь активнее идут и по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, который также минует Россию. (ранее на канале писалось об этом).

-3

Похожая история и с ураном. Почти половина мирового урана добывается в Казахстане, который раньше отправляли через Россию. Теперь казахстанский «Казатомпром» выстроил отдельный логистический коридор — тоже через Каспий, Азербайджан и Грузию. Впервые этот маршрут использовали в 2018 году, а с 2022-го он стал основным.

Надо вспомнить и про китайский транзит. Казахстан помогает Пекину прокладывать обходные маршруты для транзита товаров в Европу. На фоне надвигающейся тарифной бури между Китаем и США — этот маршрут может стать очень сильно загруженным.

Тем не менее, Казахстан открыто не отказывается от сотрудничества с Россией. В КТК по-прежнему идет большая часть экспорта, доля которого в бюджете страны огромна.