Утренний блям прозвучал уж как-то совсем рано. Я спросонок потянулась к телефону. На экране высветилось:
- Happy Good Friday dear. Easter is round the corner! (Счастливой Хорошей пятницы, дорогая! Совсем скоро Пасха!)
Мне интересно, который сейчас час, подумала я. Судя по сумеркам на улице, где-то начало пятого. Неужели шествие (его здесь называют pilgrimage - паломничество, вариант нашего Крестного хода) уже закончилось? Не думаю, как-то рановато. Может, он решил не идти до Валлетты и свернуть к дому? Возможно. А, может быть, просто у них передышка, и он, пользуясь этим, начал отправлять всем сообщения.
-И тебя, дорогой, - на автопилоте отписалась я и подумала: ну, да, у тебя-то завтра выходной, а мне вообще-то на работу. Так началась моя Good Friday.
Каждую Страстную неделю в ночь с Чистого четверга на Страстную пятницу мальтийцы преодолевают 25 километров от Меллихи до Флорианы, чтобы почтить Крестный путь, пройденный Спасителем, а заодно и собрать денег на лечение детей. В эту ночь перекрывается движение на дорогах, вдоль маршруту выставляются столы с водой и соками, чтобы принимающие участие в процессии, могли подкрепиться. Традиционно организатором выступают частные благотворительные фонды, а среди пилигримов, наряду с обычными гражданами, можно видеть премьер-министра, президента, политиков и бизнесменов.
Маршрут для всех один и тот же, но преодолеть его можно по-разному: можно пешком (как большинство), бегом (это только для тех, кто профессионально занимается бегом и с разрешения врача) или на велосипеде. Что для всех одинаково, так это плата за участие и обязательная регистрация. Да, я не ошибаюсь, участие в паломничестве каждому обходится от 10 евро. Это размер обязательного благотворительного взноса (donation), который поступает в пользу больных детей. Можно перевести на счёт, можно внести наличными. Очень часто люди приходят целыми семьями, рассматривая своё участие как проявление социальной активности и акт помощи ближнему.
По окончании пути всех участников ждут небольшие шоколадки в обёртка с символикой события и дипломы об участии. Последние обязательно хранятся в семье и с энтузиазмом демонстрируются друзьям и знакомым.
У нас в России тоже идут Крестные ходы, правда это принято делать в Пасхальную ночь, и пожертвования за участие, конечно, не собираются. Мы не можем себе представить ни регистрацию заранее, ни дипломы за участие. Все верующие обходят храмы, оглашаются первые праздничные приветствия: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! У католиков праздничные службы проходят внутри церквей и соборов. Они очень торжественные и красивые, часто после них организуется совместные трапезы.
Конечно, в наших традициях многое едино, но вот в чём мы существенно расходимся, так это в отношении к Страстной пятнице.
Помню, когда была жива бабушка, она всегда говорила, что заключительная пятница Великого Поста - самое серьёзное время, когда каждый человек должен углубиться в молитву и сосредоточиться, ведь это день страстей Христовых. Скорбь и страдание не могут соседствовать с мирскими радостями. Помню, как её раздражали песни и танцы по телевизору, по которому в пятничный вечер непременно шёл какой-нибудь концерт, сменявшийся молодёжной развлекательной программой, заканчивавшийся далеко заполночь. Она всегда повторяла: в Страстную пятницу веселиться нельзя.
- Почему, бабушка? - обычно не допытывалась я.
- Потому что она Страстная. Самый тяжёлый день в году.
Я ещё долго называла Страстную пятницу страшной. Ну, а каким ещё может быть самый тяжёлый день в году? Конечно же, страшным.
Впервые я столкнулась с европейскими традициями по приезду на Мальту. И прежде всего меня удивило название, Good Friday - Хорошая пятница. Во многих странах Европы это производственный выходной и начало Пасхальных каникул, которые длятся четыре дня, поэтому очень многие (а мальтийцы в особенности) отправляются в краткосрочные отпуска всей семьёй. В школах и университетах на это время приходятся каникулы, так что для католического большинства это действительно good day (хороший день).
Мне всегда было непонятно, почему же этот день скорби так называется, и почему здесь принято с ним друг друга ПОЗДРАВЛЯТЬ? Даже при, скажем так, моей весьма умеренной религиозности мне как-то не по себе получать поздравления с днём страданий. Я не выдержала и задала вопрос в лоб: чему радуемся, с чем поздравляем?
В ответ услышала, что мы, русские, опять всё не так понимаем. Вполне вероятно, первоначально этот день носил название God's Friday (пятница Бога), но постепенно название трансформировалось. И вообще пятница - это начало Пасхи, самого светлого и радостного праздника на Земле, праздника единения Бога и человека, один из святых дней. Он уже хороший и радостный хотя бы потому, что все святые дни не могут быть другими. В этот день хозяйки обычно пекут фиголлу и готовят вкусности для будущего семейного обеда, из окон домов слышна музыка, приятные разговоры, ранние поздравления и пожелания Have Good Friday.
А ещё в этот день во многих городах проходят шествия, рассказываюшие о Библейских и Евангельских сюжетах. Они собирают невообразимое количество зрителей, приезжающих со всех сторон страны посмотреть на театрализованное действо, в котором всегда задействованы духовые оркестры и часто, наряду с волонтёрами, профессиональные актёры.
Размах этих шоу поражает. Роскошные костюмы, многофигурные композиции, бьющее в глаза буйство красок. Города соревнуются друг с другом в размахе празднования и эффектности форм. Вот, например, община Сиджеви решила сделать фестиваль свечей. Красиво, конечно, но бывший мэр во мне неистребим - он начинает подсчитывать, сколько же это всё стоит.
По поводу Good Friday у меня постоянно дискуссии с друзьями- католиками. Моя русская душа просит немного иного празднования. Намного более сосредоточенного и духовного что ли? Подобные искания моими собеседниками отвергаются буквально с порога. Они считают, что налицо та самая разница менталитетов, которую ещё часто называют cultural differences (культурные различия) между русскими и европейцами, православными и католиками. В ту пору как мы сосредотачиваемся на страданиях и скорби текущего момента, они живут радостью дня завтрашнего. И вообще русские, по мнению многих моих европейских друзей, очень любят страдать даже там, где вполне можно без этого обойтись.
Получается над чем русский скорбит, тому европеец радуется? А вы как думаете?
А это о том, как в Валлетте прошёл Чистый четверг:
-