Наши экскурсии прекращены на время войны. Но изредка мы нарушаем тишину в просветительских целях. Сегодня мы делаем это снова.
Много научных статей об «Аполлоне» видел ваш лунный гид — но лунных конспирологов там не встретить, разве что в работах, специально им посвящённых. Учёные изучают камни, измеряют расстояния до Луны, исследуют воздействие газов на грунт — а конспирологов будто и нет. Наверное, тем обидно. А может, наоборот: раз учёные делают вид, что их нет, значит, боятся? И ещё: исследователи не пишут, что с материалами «Аполлонов» всё в порядке, что они непротиворечивы и соответствуют настоящей Луне. Почему? Конспирологи уверены: учёные опасаются брать на себя ответственность. Мол, в душе-то они всё понимают, но пока ты прямо не сказал, что люди были на Луне — вроде и не соврал.
...Год за годом ваш лунный смотритель водил вас по следам «Аполлона», разбирал лунные фотографии и показывал: всё с ними в порядке, выглядят они как настоящие снимки, сделанные на настоящей Луне. Вместе с читателями мы мерили расстояния между планетами, следили за земным серпом и фазой Земли, проверяли параллельность теней и направление раскладной антенны, высчитывали рост астронавтов — и ещё и ещё столько раскопали, что и не упомнишь сразу. И в какой-то момент пришла мысль: сколько же сокровищ мы нашли в этих снимках, как это богатство не растерять? Бложик, конечно, душевное дело, но есть ещё и наука. Что, если попробовать и туда?
Но кто хоть раз пробовал публиковаться в рецензируемом журнале, легко поймёт: нельзя просто так взять и написать статью в духе «я тут изучил лунные снимки, ничего подозрительного не нашёл — а значит, конспирологи неправы». Такую работу ни один журнал не примет. Не потому, что конспирологи правы, а потому, что это не новость. Все и так знают, что конспирологи завираются. Научная новизна — вот что важно. А «снимки в порядке» — это, увы, не ново.
Но если результаты интересны и основаны на науке, способ их опубликовать обычно найдётся. Главное — правильно подать. Статья в духе «мы тут ещё раз посчитали период вращения Луны» никого не заинтересует. А вот если сказать: «Мы вам покажем, как объяснить студентам вращение Луны новым, нестандартным способом с помощью фоточек „Аполлона“!» — это уже совсем другой разговор. Если не можешь внести вклад в селенологию — внеси его в педагогику! Ваш лунный смотритель это уже делал не раз: продвигая свой универ, он не раз знакомил старшеклассников с астрономией, космосом и заодно помогал им применить школьную математику на практике — посчитать что-нибудь по лунным снимкам. Осталось только этот опыт оформить и рассказать о нём миру.
Так родилось ещё одно авторское творение — самое долгоиграющее: от замысла до публикации в Physics Education прошло года три, а то и четыре. Поначалу первый вариант лёг в долгий ящик, уступив место другим проектам. Но чувство долга перед соавтором — и желание наконец-то поделиться чудесными результатами — взяли верх. (Да, на этот раз у статьи есть соавтор. Когда всё начиналось, он был студентом, которого ваш покорный слуга усадил за фотограмметрическую модель посадки «Аполлона-14». Тогда получилась неплохая бакалаврская работа, а теперь у того студента уже магистерская степень, докторантура и рабочее место в универе. Ну а наша статья как раз построена на тех самых данных «Аполлона-14»). Physics Education, как подсказывает название, публикует статьи о преподавании физики в школах и вузах. Более всего он известен тем, что в нём впервые был детально рассмотрен эффект Мпембы.
Текст работы, увы, доступен только подписчикам (в НАСА не спешат выдать вашему лунному гиду грант на публикацию Open Access — впрочем, он ничего и не просил). Так что нам остаётся кратко пересказать суть: с помощью 3D-моделей, построенных по лунным снимкам, старшеклассникам и студентам можно показать астрономию и математику в действии. Например, по углу между Землёй и Венерой вычислить момент съёмки, оценить расстояние до Земли по размеру её серпа, определить наклон лунного модуля, посчитать длину лунных суток по скорости сокращения теней. Или по изменению теней со временем и по высоте Земли уточнить координаты посадки с точностью около ±180 километров. По ходу решения задач разбираются орбита Луны, либрации, наклон лунной оси — а заодно и векторы, сферическая тригонометрия, разные системы координат. И, разумеется, оценки погрешностей. В статье 12 задач, расчёты и исходники выложены в открытый доступ на Mendeley Data.
А что же лунные конспирологи? И они не остались без внимания. В селенологической статье упоминать их — всё равно что всерьёз обсуждать плоскоземельщиков в статье по географии или астрологов в статье по планетологии. Но журнале о преподавании — почему бы и нет? Просвещение как раз и учит отличать науку от мракобесия. Вот и конспирологам нашлось место в тексте — в духе «а с тенями-то всё в порядке, и Солнце на нужной высоте, и фото это отлично подтверждают — что бы ни думали наследники Кейсинга».
...Но народное просвещение не может ограничиваться только рецензируемыми статьями. В маленькой северной стране у холодного моря, где обитает ваш лунный смотритель, тоже выходят научно-популярные журналы — и их читатели не меньше остальных заслуживают знакомства с наследием «Аполлонов». Вот и журнал Horisont в последнем номере опубликовал статью вашего гида: как можно подделать украсить лунные фотографии забавной графикой — дорисовать звёзды там, где они должны быть, и ещё кое-какие вещи там, где их быть не должно. Полный текст на непонятном языке доступен онлайн, увы, лишь для подписчиков, но постоянным читателям блога идея знакома.
...Что же дальше? А дальше — новые идеи, новые снимки и новое поколение молодых исследователей, которое под нашим чутким присмотром продолжает корпеть над архивами «Аполлонов». Лето не за горами, а значит, будут и каникулы — и ваш лунный гид надеется, что выкроит больше времени для работы, с результатами которой он будет вас иногда знакомить.
С вами плодами народного просвещения поделился временный обитатель кратера Фра Мауро — El Selenita. До новых встреч на Луне, надеюсь, скорых.