Есть ли в Москве более узнаваемый усадебный дом, чем знаменитый дом Пашкова на Воздвиженке? Есть ли другой такой дом, с которым связано столько легенд и историй? Кто его построил и почему шедевр московской архитектуры, расположенный на Ваганьковском холме, повернулся спиной к Кремлю?
Иоганн Рихтер назвал его «волшебным замком». Впрочем, замки это у них, а у нас дворцы… так мы и договоримся его называть.
Удивительно, что этот и правда будто воздушный, парящий над улицей дворец построили не для князя или графа, не для генерала и героя великих сражений, а всего лишь для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова.
Впрочем, тот был сыном денщика Петра Первого и астраханского генерал-губернатора, первым в России водочным королем и преуспевающим откупщиком – человеком, который за определенную плату покупал у государства право собирать с народа налоги и подати, этаким аналогом (конечно, очень условно) евангельских мытарей, чьи доходы порой в два-три раза превышали суммы, сдаваемые в казну.
Да нет, он точно…
…Не был «простым» капитан-поручиком
Его дед был стольником, а прапрадед Афанасий Никитич Пашков – Нерчинским воеводой, известным по Житию протопопа Аввакума.
«...А когда в Енисейск привезли, другой указ пришел: велено в Даурию везти, тысяч с двадцать от Москвы и больше будет. Отдали меня Афанасью Пашкову: он туда воеводою послан, и, по грехам моим, суров и бесчеловечен человек, бьет беспрестанно людей, и мучит, и жжет. И я много выговаривал ему, да и сам в руки попал, а из Москвы от Никона ему приказано мучить меня...
...Когда приехали на Шаманский порог, навстречу нам приплыли люди, а с ними две вдовы, – одна лет шестидесяти, а другая и старше, плывут постричься в монастырь. А тот Пашков стал их ворочать и хочет замуж отдать. И я ему стал говорить: «По правилам не подобает таковых замуж отдавать». Он же, осердясь на меня, на другом пороге стал меня из дощаника выбивать: "Еретик-де ты, из-за тебя-де дощаник худо идет, пойди-де по горам, а с казаками не ходи!"»
(«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», перевод с древнерусского)
И вот его потомок Петр Егорович Пашков заказал буквально возле Кремля, на вершине Ваганьковского холма построить для него усадьбу. Кто был ее архитектором, спорят до сих пор. К сожалению, архив Пашковых сгорел в 1812 году, и установить это стало крайне затруднительно. Чаще всего называют Василия Ивановича Баженова – по стилю дворец действительно напоминает руку знаменитого зодчего. Другие приписывают его строительство Матвею Федоровичу Казакову, а третьи академику Императорской Академии художеств, французскому архитектору Николе Леграну, которого в России традиционно звали Николаем Николаевичем.
(6 фото)
Зато доподлинно известно, что после пожара 1812 года усадьбу, а именно утраченные галереи и деревянный бельведер на крыше, восстанавливал Осип Иванович Бове.
Так или иначе, возвели эту великолепную огромину с двумя боковыми флигелями, парадным двором и искусно выполненными воротами…
…В рекордные для такого размаха сроки, с 1784 по 1786 год
Визуально архитектурный ансамбль в стиле классицизма рассчитали так, чтобы весь он словно бы центробежно разворачивался во все стороны. С какой стороны на него ни взгляни – отовсюду он разный, но в целом единый и целостный. А при всей своей целостности – играет на контрасте больших и малых форм.
С двух сторон главный дом украсили торжественные портики: коринфского ордера с дворовой стороны
(5 фото)
и ионического с уличной. А сверху всю постройку увенчал круглый бельведер.
(7 фото)
И великолепные скульптуры и лепнина.
(9 фото)
От главного дома влево и вправо разбежались две галереи, что заканчиваются двухэтажными флигелями. В южном флигеле расположился манеж, а в северном господские конюшни.
Часто говорят, что архитектор-де был за что-то обижен на московские власти, и дворец спланировали обернутым спиной к Кремлю. Самая популярная версия – этим Василий Баженов (если, конечно, создателем усадьбы действительно был он) «отомстил» Екатерине Второй за ее отказ принимать Царицынский дворец, выстроив дом Пашкова тайно и вот так «неуважительно».
Но по здравому рассуждению о каких-то обидах говорить сложно. У дома в действительности два главных фасада. Тот, что обращен к Моховой улице и, соответственно, к Боровицкому холму, имеет пафосный, торжественный вид, а другой – дворовый – напротив, уютный, домашний, усадебный облик. Но главное, дворовая часть повернута лицом к солнечной стороне, почему, скорее всего, ее и выбрали основной. В те времена в Староваганьковском переулке еще ведь не стояло высотного дома.
(3 фото)
Здесь же, в Староваганьковском расположился и единственный парадный въезд на усадебную территорию. На склоне холма его попросту было бы невозможно устроить.
(3 фото)
Сегодня этот дворец принадлежит Российской Государственной библиотеке, но до сих пор его называют не иначе как домом Пашкова. При этом сам Петр Егорович прожил в нем всего четыре года, скончавшись в 1790-м.
Далее усадьба принадлежала его троюродному брату и наследнику, коллежскому асессору Александру Ильичу Пашкову, а затем сыну последнего – Василию Александровичу, отставному генерал-майору, председателю Департамента законов и храмоздателю.
А уже сыновья Василия Александровича – Александр и Михаил – в 1839-м, спустя пять лет после смерти отца и через год после кончины матери, статс-дамы Екатерины Александровны Толстой…
…Продали отчее имение городской казне
Здание передали Московскому университету. В 1843 году в нем разместился Московский дворянский институт, преобразованный из университетского Благородного пансиона (того самого, где учился Михаил Юрьевич Лермонтов), позднее превратившийся в 4-ю Московскую городскую гимназию. Кстати сказать, в пансионе при гимназии в 1858-1861 годах жил будущий ученый-механик, основоположник современной гидроаэродинамики Николай Егорович Жуковский.
А перестройкой усадьбы под дворянский институт в 1840-х заведовали архитекторы Александр Васильевич Никитин и Иван Иванович Свиязев. Так что смело можно сказать: сегодня мы видим в Москве знаменитый дом Пашкова не вполне таким, каким он был создан.
Кроме того, во времена Павла Первого он утратил некоторые детали своего декора, включая статую Марса на бельведере и герб семьи Пашковых с центрального портика. Да еще нужно вспомнить пожар и реконструкцию дома, выполненную Осипом Бове… Кстати, есть версия, что именно при Бове колонны и пилястры уличного фасада стали ионическими, до этого быв коринфского ордера, как и те, что со стороны внутреннего двора.
Вот бы современные активисты возмутились нарушению исторического облика архитектурного памятника!
В 1861-м усадьбу передали под...
...Хранилище коллекций и библиотеки Румянцевского музея
В годы, когда здесь располагалась библиотека Румянцева, эти стены видели великого химика Дмитрия Ивановича Менделеева, литературоведа и философа Павла Николаевича Батюшкова (внука знаменитого поэта), лингвиста и фольклориста, историка литературы и искусства Федора Ивановича Буслаева, писателя и мыслителя Федора Михайловича Достоевского, отца Бориса Пастернака, живописца и графика Леонида Осиповича Пастернака, религиозного мыслителя и мистика, поэта Владимира Сергеевича Соловьева, писателя Льва Николаевича Толстого и поэта Афанасия Афанасьевича Фета.
(5 фото)
На роль автора интерьеров читального зала Румянцевской библиотеки был приглашен архитектор Николай Львович Шевяков.
После революции и без того богатейшую библиотеку пополнило более четырехсот национализированных, а заодно и бесхозных книжных коллекций, брошенных теми, кто поспешно покидал Советскую Россию.
Библиотеку назвали Государственной библиотекой СССР имени Ленина. Основные фонды перенесли в новое здание, построенное по соседству, а здесь оставили отдел редких рукописей.
(9 фото)
Когда в 1935 году расширяли Моховую улицу, уничтожили усадебный сад и срыли ступенчатые склоны холма, оставив единственный склон, который мы и видим сегодня.
Между прочим, величественная монументальная белокаменная лестница – не историческая. Ее соорудил в 1934 году советский архитектор Виталий Иванович Долганов, градостроитель и мастер ландшафтной архитектуры. Он же украсил уличный фасад гербом СССР, который демонтировали при ремонте здания в 1980-х.
Сегодня в дом Пашкова можно попасть и бесплатно, записавшись в Российскую Государственную библиотеку в ее основном здании, и на платные экскурсии, в том числе даже ночные. И побывать здесь обязательно стоит.
(9 фото)
Историй и удивительных подробностей, связанных с этим домом, великое множество, рассказать обо всем в одной дзеновской статье совершенно невозможно. Но я никогда и не ставил перед собой задачи пересказать все, что известно или даже все то, что я сам узнал о том или ином шедевре архитектуры или памятнике московской истории. Всегда важнее, ценнее и полезней побудить читателя к собственным изысканиям. Наверное, в этом я и вижу цель своего маленького блога здесь.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!