Найти в Дзене
Место встречи

Добро за чужой счёт: как я была инструментом маминых обещаний

Она хотела быть хорошей — и делала добро. Только жертвовала не своим временем, а моим.
Личная история о том, как добрые намерения легко превращаются в незаметное принуждение, если забыть о согласии, свободе и границах. Для всех, кто хоть раз чувствовал себя удобным продолжением чужих обещаний.

🟠 Доброе насилие: как мама делала добро за мой счёт

Когда я читаю истории о «помощниках по жизни», мне вспоминается не кто-то из книг или соцсетей, а моя мама. Она действительно была добрым человеком. Только её доброта почему-то часто реализовывалась не за счёт её самой — а за мой.

Она могла заставить меня делать карточки с английскими словами для сына своей подруги. Не потому что я хотела. Не потому что он не мог. А потому что она пообещала, что поможет. То есть: я пообещала — ты делай.

Она могла попросить меня бросить свои планы и идти сдавать вступительный экзамен за кого-то. Ты умная — тебе не трудно. А им трудно. Ну помоги. Мы же не хуже других, правда?

И ты помогаешь. Потому что ты ребёнок. Потому что мама — это то, что больше тебя. Потому что иначе ты будешь "плохой".
Но внутри остаётся чувство странной несправедливости:
чужая доброта, а сила и время — мои.

Позже ты учишься не говорить "нет". Потому что добрый человек не отказывает. Потому что если ты не хочешь — это плохо. Потому что так, кажется, и устроен мир.

Но в какой-то момент начинаешь задаваться вопросами:
— А чья это была доброта?
— Почему я должна была участвовать в ней без согласия?
— И где мои границы — те, которых никто не видел?

Я не осуждаю маму. Я знаю, что она хотела как лучше. Что, возможно, её саму в детстве учили быть полезной, удобной, хорошей. Только она, в отличие от меня, не задумывалась, какой ценой.

Теперь я думаю об этом за двоих.
И если мне хочется сделать добро — я спрашиваю себя:
Чья это инициатива?
Есть ли у меня ресурс?
И правда ли я должна — или я просто боюсь быть нелюбимой?

Доброта не должна быть насилием.
Даже если она выглядит очень благородно.
Особенно — если в ней участвует кто-то, кто не дал на это согласия.