Если вдруг вы подумаете о Французской революции, что первое придет вам на ум? Скорее всего, сразу представится хаос на улицах Парижа; возможно, торжествующие деятели движения; или, может быть, просто развевающийся французский флаг. В "Свободе, ведущей народ", написанной в 1830 году, художник Эжен Делакруа исследует все три этих мотива, достигая кульминации в работе, олицетворяющей дух Революции.
КЕМ БЫЛ ЭЖЕН ДЕЛАКРУА
Эжен Делакруа (1798–1863) —французский живописец, гравёр и литограф, признанный глава романтического движения в искусстве Франции.
Делакруа известен своими масштабными эмоциональными впечатляющими произведениями, вдохновленными политическими событиями Европы, мифологией и его визитами в Северную Африку. Вызывающие воспоминания картины, беспрецедентные для того времени, оказали неизгладимое влияние на будущие поколения художников.
Помимо живописи, во второй половине жизни, Делакруа занимался декоративной работой — расписывал стены различных архитектурных сооружений.
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Французская революция была периодом политических и социальных потрясений, охвативших страну в конце XVIII века. Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием — переворот 18 брюмера 9 ноября 1799 года.
В день взятия Бастилии группа революционеров, состоявшая в основном из ремесленников и торговцев, силой вторглась в средневековую крепость, ставшую государственной тюрьмой. Помимо освобождения политических заключенных, революционеры надеялись получить доступ к пороху, который хранился в здании.
Против чего восстали эти бунтовщики? Они были недовольны самодержавной властью, ни Людовик XVI, ни его предшественник Людовик XV не занимались государственными делами с нужным рвением и люди желали перемен. Чрезмерное богатство королевской семьи подчеркивало и способствовало страданиям простых людей. Обремененный непомерными налогами и недополучающий зарплату народ Франции не мог прокормить себя и свои семьи, что привело к серии сражений.
Большинство этих столкновений, которые сегодня известны под названием "Французская революция", происходили в течение десяти лет (с 1789 по 1799 год), включая и Июльскую революцию, событие, о котором Делакруа говорит в произведении "Свобода, ведущая народ".
ИЮЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Делакруа написал картину "Свобода, ведущая народ" в 1830 году, в том же году, когда Июльская революция, также известная как Вторая французская революция и Trois Glorieuses ("Три славных дня"), радикально изменила ход французской истории.
Как и другие битвы произошедшие в период Французской революции, эта битва произошла из-за разногласий по поводу того, кто должен править Францией. Одна сторона поддерживала Дом Бурбонов, другая Дом Орлеанов. На тот момент находился у власти Карл X (с 1824 года) из Дома Бурбонов. Однако после трехдневной битвы он был свергнут, и его сменил Луи-Филипп, лидер Дома Орлеанов.
В результате этой масштабной реформы власть перешла от Реставрации Бурбонов к Июльской монархии — королевской власти, основанной на конституции, что стало важной вехой в череде французских революций и вдохновило Делакруа на создание картины "Свобода, ведущая народ".
СВОБОДА, ВЕДУЩАЯ НАРОД
СЮЖЕТ
В основу сюжета лег эпизод баррикадного боя на одной из улиц Парижа (на заднем плане, заполненном дымом, виден Собор Парижской Богоматери).
"Свобода, ведущая народ", демонстрирующая современный взгляд на произошедшее событие, стала не просто художественным произведением, но и политическим заявлением. Наполненая символизмом картина изображает парижан, следующих за аллегорическим персонажем, воплощающим концепцию свободы. Эта женская фигура известная как Марианна — символ Французской республики и олицетворение национального девиза "Свобода, Равенство, Братство".
Кстати, фигуры расположены в форме пирамиды с Марианной наверху — это подчеркивает ещё раз ее важность в композиции и направляет взгляд зрителя по холсту картины.
СИМВОЛИЗМ
Со времен Французской революции Марианна служила национальным символом Франции. Ее часто изображают торжествующе сжимающей трехцветный красно-бело-синий флаг, который ранее был флагом революционеров, а, сегодня, страны.
На голове Марианны фригийский колпак. Стратегически головной убор был выбран революционерами из-за его символизма, уходящего корнями в древние времена. "Фригийский колпак, символ свободы, раньше носили освобожденные рабы в Греции и Риме", — поясняет Министерство Европы и иностранных дел Франции. "Средиземноморские моряки и каторжники, обслуживавшие галеры, также носили похожий тип колпака, и считается, что революционеры с юга Франции переняли этот головной убор".
Обнажённая грудь Марианны символизирует самоотверженность французов и их готовность идти с "голой грудью" на врага.
Марианна, несомненно, является ключевым персонажем картины. Однако она не единственная достойна внимания. За ней следуют представители различных социальных классов — рабочих, буржуа, студентов, солдат, подростка, направляющего пистолет в воздух — как символ единства французского народа во время июльской революции.
НАСЛЕДИЕ
Делакруа написал картину "Свобода, ведущая народ", чтобы выразить свою поддержку, почтить память тех, кто рисковал жизнью во время Июльской революции, и почтить Францию. "Я взялся за современный сюжет, баррикаду, и хотя я, возможно, и не сражался за свою страну, по крайней мере, я буду рисовать для нее", — говорил художник.
В 1831 году в Парижском салоне французское правительство выкупило картину. Она предназначалась для украшения тронного зала Люксембургского дворца в Париже, чтобы служить напоминанием "королю-гражданину" Луи-Филиппу I о революции, благодаря которой тот пришёл к власти. Но в конечном итоге ее посчитали "слишком революционной" и вернули Делакруа. В течение следующих нескольких десятилетий она выставлялась в разных местах, пока, наконец, не обрела свое постоянное место в Лувре в 1874 году.
С тех пор "Свобода, ведущая народ" стала изюминкой французской коллекции живописи музея. Сегодня она висит среди других масштабных романтических произведений. Несмотря на их не меньшую драматичность, "Свобода, ведущая народ" выделяется среди этих полотен, поскольку предлагает зрителям идеальное "сочетание документализма и символизма, действительности и вымысла, реальности и аллегории".