Найти в Дзене
Наталия Михалина

"Меня не берёт" или почему школьники больше не читают?

— «Ну правда, я не могу. Сажусь читать, и через 10 минут уже в телефоне. Меня просто не берёт» — говорят мои ученики.

Это не лень, не глупость и даже не бунт. Это — новая реальность.

Да, дети (и не только они) перестали читать. Не потому что книги плохие. А потому что психика перегружена, внимание рассыпано, внутренняя мотивация не проснулась. И если вы родитель или вдруг педагог, который ломает голову, почему подросток не может "осилить" роман — давайте разберёмся.

Что происходит с мозгом?

С нейролингвистической точки зрения мозг — это система, которая адаптируется к среде. И если среда — это TikTok, бесконечные уведомления и короткие клипы, то мозг просто «перенастраивается» на быстрые стимулы.

Чтение же требует обратного:

•длительной концентрации

•замедления темпа

•включения воображения

•работы с внутренней речью

И если мозг не привык к такому формату — он сопротивляется. Отсюда то самое «не берёт».

Почему не работают принуждение и списки "по школьной программе"

Когда подростку говорят: «Ты должен прочитать Толстого», он воспринимает это не как приглашение к размышлению, а как угрозу свободе. А мозг подростка настроен на самостоятельность и отторгает всё, что навязано. Особенно — из-под палки.

Что работает?

•Личный выбор.

•Эмоциональный отклик.

•Интерес к конкретной теме.

По моему опыту как репетитора

самый частый прорыв происходит не в 9 классе, даже не в 11м, а после 18 лет, когда человек вдруг САМ берёт книгу. Не потому что надо, а потому что захотелось. С этого момента начинается НАСТОЯЩЕЕ чтение.

Но что делать, если итоговое сочинение — завтра, а любовь к чтению — не проснулась?

Решения, которые работают:

•Не «читай», а «ищи»

Задача — не прочитать роман от корки до корки, а найти в нём живое: идею, героя, чувство, которое зацепит. Иногда достаточно 2–3 глав, чтобы осознать: «в этом что-то есть» — и мозг включается.

•Разговор вместо морали

Обсуждать книгу, а не требовать отчёт. «Что ты думаешь о герое?» вместо «Что хотел сказать автор?». Подросток должен услышать себя, а не только «учебную» точку зрения.

•Минимализм с умом

Да, иногда я использую краткие пересказы, видеоанализы, подборки аргументов. Это не преступление, а этап. Лучше читать 10 страниц осмысленно, чем насиловать себя сотней страниц "для галочки".

•Сильные тексты — не всегда «классика»

Если ребёнка пробрало рассказом Довлатова, фэнтези Лукьяненко или статьёй Быкова — отлично. Главное, чтобы включилось мышление и эмоциональный отклик. С этого всё и начинается.

•Прожить, а не выучить

Итоговое сочинение — это не диктант. Это разговор с жизнью. И если человек прочувствовал хоть один сильный текст — этого уже может хватить, чтобы не завалить тему.

Чтение — это не про текст, а про внутренний отклик. Сегодняшним детям нужен не приказ, а пространство выбора.

И когда взрослеющая личность сама выбирает взять книгу в руки — в этот момент она не просто учится читать. Она начинает думать, чувствовать, проживать. А это гораздо важнее, чем количество страниц.

Пусть читают не по списку. Пусть читают то, что «берёт».

Потому что именно это — и есть путь к смыслу.

#чтение #подросткиичтение #егэ2025 #итоговоесочинение #работамозга #репетиторскийвзгляд #мотивациякчтению #осознанноечтение #школьнаялитература