Здравствуйте, уважаемые читатели. Читаю сейчас советскую фантастику: роман Евгения Гуляковского «Сезон туманов». В будущем этой книги, земляне не просто вышли в космос, а пытаются колонизировать планеты близлежащих к Солнечной системе звёзд. Довольно необычная для советской фантастики деятельность. Решил поделиться мыслями по данному вопросу с другими любителями фантастики, привести пару примеров, проанализировать их. Сделаю это в форме черновика: небольшой статьи, с прицелом на большой материал в будущем. Поехали.
Чтобы рассуждать о колонизации других планет в фантастике, следует, прежде всего, определиться с целеполаганием авторов научной фантастики. Собственно, а для чего они посылают героев своих произведений в космос?
В ранней переводной фантастике космос стал ареной незатейливых приключений. Капитаны фьючерсы, лакки стары и прочие линзмены спасали Землю от осьминогов Нептуна, разумных кристаллов с Плутона, сумасшедших гениев и прочей подобной публики. Впрочем, подобные истории перемежались фантастикой, где земляне сами ураганят на других планетах. Одной из самых известных серий такой фантастики считается цикл Э. Берроуза «Джон Картер – марсианин» и ее самый знаковый роман «Принцесса Марса». Не чужда была подобному посылу и ранняя советская фантастика. Вспомним «Аэлиту» А. Толстого, где инженер Мстислав Лось и красноармеец Гусев отправляются на Марс на ракете, сконструированной инженером. Там этим двоим скучать не приходится. Будет романтика, приключения и даже пролетарская революция на другой планете.
Интересен фантастический сюжет в повести Абрама Палея "Планета КИМ", увидевшая свет в 1930-ом г. Комсомольский экипаж космической экспедиции должен отправится на Луну. Однако, в результате ошибок в расчетах, космонавты очутились на планетоиде Церера, который переименовали в Планету Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ). Земляне принялись осваивать Планету КИМ и строить полноценную колонию. Правда, это были колонисты поневоле.
Ну а заокеанская фантастика, тем временем, вступала в эпоху, названную позже Золотым Веком научной фантастики. В преддверие этого качественного перелома, колонизация планет в сюжетах фантастических произведений, становится обыденным делом. Как пример предзолотой фантастики о космосе, можно привести роман Эдмонда Гамильтона «Звездные короли». Здесь, в будущем, люди широко расселились по галактике. Ну а Золотой Век породил самую разную космическую фантастику. В «Основании» Азимова потомки землян также заселяют мириады миров в космосе. Возникает галактическая Транторианская империя. Пол Андерсон в «Истории будущего» рисует масштабную картину нескольких эпох продвижения человечества в галактике. О колонизации планет Солнечной системы, или миров у других звезд, пишут А. Кларк, Р. Брэдбери, Р. Хайнлайн, К. Саймак и многие другие фантасты. Для ведущих авторов зарубежной фантастики заселение галактики было естественным фантастическим допущением. Именно для этого человечество и вышло в космос.
Ну а что же у нас?! Наши фантасты, после 1934-го года, отвернули свой взгляд от звезд. До второй половины пятидесятых годов, они полностью сосредоточилась на так называемой «фантастике ближнего прицела». Только с выходом в 1957-ом году романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», советская научная фантастика снова обратилась к космосу.
Но если в западной фантастике экспансия в космосе не ограничивалась никем, и ничем, кроме таланта и фантазии авторов, а также прогнозами коммерческого успеха идей книг, то идеологические установки советского общества просто отсекали возможность таких сюжетов, как у их заграничных коллег. К примеру, в 1951-ом году свет увидела повесть британского фантаста Эрика Френка Рассела «И не осталось никого». По сюжету, в далеком будущем, космический корабль имперской Земли совершает посадку на планете, которую предки колонистов заселили в период бесконтрольной экспансии. Эти колонисты оказались крайне свободолюбивы. С помощью «филологического оружия», в форме лексических формул «засд» и «нет и точка», им удалось обезоружить землян. Повесть с удовольствием читается и сейчас. Но некоторые нюансы того времени, отображаемые автором посредством фантастики, сегодня уже не воспринимаются. Тогда, сарказм и сатира в адрес имперцев имела иное значение. Советским фантастам такие рефлексии и в голову бы не пришли. Да, пройтись по всяким капиталистам - хищникам можно и нужно. Такой фантастики было много. Но если писать о далеком космическом будущем, то здесь человечество давно уже мыслит иными категориями. В настоящем, запуск первого спутника и полет первого космонавта. В будущем, позитивное поступательное освоение космических пространств. Правда, есть примеры фантастических произведений, когда ретрограды тайно покидают Землю, где побеждает прогресс, и основывают в далеких космических далях колонии, где лелеют что-то нехорошее. Как к примеру, в повести Дмитрия Биленкина "Сила сильных" (1985).
В год запуска на орбиту первого спутника Земли, стартовала и новая советская космическая фантастика. Земляне будущего, в «Туманности Андромеды», шли в космос за знаниями, исследованиями, контактом с братьями по разуму, сотрудничеством. Это соответствовало мироощущению земляков и сограждан Ивана Антоновича Ефремова и советского общества, в целом. Приведу несколько примеров советской фантастики тех лет. В повести Е. Парнова и М. Емцова «Уравнение с бледного Нептуна» (1963) земляне отправляется к звёздам Фомальгаута для проведения научных экспериментов. У Георгия Мартынова, в романе «Гианэя» (1971), вследствие произошедшего в Солнечной системе контакта землян и инопланетян, была послана экспедиция на планету пришельцев для налаживания контактов. Повесть Сергея Жемайтиса «Багряная планета» (1973) повествует об исследовательской экспедиции землян на Марс.
Примерно такова мотивация землян в космосе во всей советской фантастике: исследования, контакт с собратьями по разуму, наука. Вот для чего человечеству нужна Вселенная. Наиболее масштабаная серия, посвященная космическому будущему землян, принадлежит перу Аркадия и Бориса Стругацких. Ее можно разбить на два хронологических и тематических подцикла. В так называемом Предполуденном цикле рассказывается об освоении Солнечной системы (повести «Страна багровых туч» (1959), «Путь на Амальтею» (1960), роман «Стажеры» (1962)). В Мире Полдня земляне проникают в дальний космос. Здесь, одной из основных целей людей будущего становится исследование миров собратьев по разуму и неявная помощь в развитии. Последним занимались внедренные в инопланетные миры прогрессоры (повести "Трудно быть богом" (1964), "Обитаемый остров" (1969), "Малыш" (1971)).
Итак, космическая эпопея людей будущего советской фантастики почти полностью лишена экспансионистских, колонизационных мотивов. Конечно, в любых правилах есть исключения. Так, в романе Игоря Забелина «Пояс жизни» (1960) земляне планируют терраформирование и заселение Венеры. Целенаправленная колонизация иных миров осуществляется людьми в упомянутом в начале обзора романе Евгения Гуляковского «Сезон туманов» (1982). В романе Владимира Михайлова «Капитан Ульдемир» действие сюжета книги происходит на отдаленной колонии, населенной потомками землян. В романе Кира Булычева, судя по сюжету, потерпевший крушение на необитаемой планете корабль «Полюс», доставлял колонистов в новый мир. Но, в целом, эти примеры не делают погоды.
Возможно, дело еще и в том, что англоязычная культура имеет традиции построения нового мира в заокеанских колониях. Собственно, канадцы, австралийцы, американцы: продукт данной деятельности. Потому, для их фантастов колонизация космоса – само собой разумеющееся вещь. По сути, наша история тоже вечный процесс освоения и движения. Но он происходит без разрыва со старым пространством, кроме, разве что Аляски (но там, вся деятельность была направлена на извлечении прибыли, а не колонизации).
Так или иначе, одной из отличительных черт, ну или маркеров, как модно сейчас говорить, советской фантастики, является ее не экспансионистский характер. Пока по теме все. Но это, пока.
Ссылки о выходе новых обзоров Интересной фантастики дублируются в ВК-сообществе ИФ: https://vk.com/infantastika