Найти в Дзене

Минимальная ошибка, максимальная цена: как мелочи приводят к катастрофам. Крушение рейса 0034 авиакомпании Dan-Air

31 июля 1979 года чартерный рейс, перевозивший работников нефтяной отрасли с Шетландских островов, не смог нормально взлететь из аэропорта Самбург. Самолёт Hawker Siddeley HS 748, на борту которого находились 47 человек, с разгона выкатился за пределы ВПП и шлёпнулся в холодные воды Северного моря. Салон стремительно начал заполняться ледяной водой. Пока пассажиры в панике пытались выбраться, лайнер, словно решив завершить начатое, ушёл под воду носом вперёд. Спастись удалось тридцати: кто-то доплыл сам, кого-то подобрали спасатели. Остальные 17 человек — как внутри, так и снаружи — не справились с ледяной водой и тяжёлой борьбой с волнами.

Расследование привело к неожиданной разгадке: штыри, фиксирующие рули высоты при стоянке, так и остались включёнными. Чересчур надёжная мера предосторожности. Бортовые самописцы не дали ответов, оба пилота погибли — и следователи остались наедине с вопросом: человеческий фактор или косяк конструкции? Ответ оказался не менее абсурдным, чем трагичным: незаметная поломка в малоизвестном узле и коварный технический эффект, которые вместе и обернулись гибелью 17 человек.

На первой полосе «Прес энд Джорнал» сообщается о подъёме обломков рейса 0034 авиакомпании Dan-Air. («Прес энд Джорнал»)
На первой полосе «Прес энд Джорнал» сообщается о подъёме обломков рейса 0034 авиакомпании Dan-Air. («Прес энд Джорнал»)

Среди всех необычных услуг, которыми промышляла британская Dan-Air в 70–80-х годах, особенно выделялись чартеры для нефтяников, работающих в Северном море. Платформы — дело вертолётное, но домой после двухнедельной смены людей доставляли на самолётах. И тут Dan-Air была в своей стихии: летать хоть на край света — главное, чтобы платили.

Для таких рейсов использовался проверенный временем Hawker Siddeley HS 748 — крепкий британский самолётик, которому не нужны были длинные полосы или роскошные терминалы. Компактный, выносливый, он идеально подходил для посадок на отдалённых островах вроде Шетландских. Вот и 31 июля 1979 года один из таких бортов, выполняя рейс 0034 из Самбурга в Абердин, должен был доставить 44 вахтовика домой. Утром этот же экипаж привёз в Самбург новых рабочих, теперь настала очередь тех, кто отработал свою смену. В кабине — 37-летний капитан Крис Уотсон, его старший помощник и стюардесса Элизабет Коу.

G-BEKC, однотипный самолёт, потерпевший крушение, G-BEKF. (Дерек Фергюсон)
G-BEKC, однотипный самолёт, потерпевший крушение, G-BEKF. (Дерек Фергюсон)

Перед вылетом самолёт простоял на стоянке около семи часов. На всякий случай была активирована система, которая защищает управляющие поверхности от ветра. У больших самолётов эти элементы тяжёлые и не болтаются на сквозняке, а вот у таких, как HS 748, — дело тонкое, могут и повредиться.

Конструкция системы блокировки казалась надёжной: чтобы снять замки, нужно было потянуть рычаг, вывести его из фиксатора и только потом перевести в другое положение. Всё предусмотрено, всё защищено от случайностей. Но в этом случае сработал классический принцип: если что-то может пойти не так — оно пойдёт.

Как оказалось, самолёт за свою жизнь успел наработать багаж «особенностей». После постройки в 1962-м он летал в Аргентине, в том числе на нефтяников, а в 1977-м вернулся в Британию. За годы службы механизм блокировки был слегка модифицирован — небрежно, кустарно и, как позже выяснилось, с фатальными отклонениями от норм. Кое-где металлические детали были грубо подогнаны, что-то закреплено на авось, а одна из ключевых деталей — переточена так, что перестала выполнять свою главную функцию: не давать рычагу случайно «прикинуться» разблокированным.

Всё это и привело к тому, что пилоты могли не заметить: замки всё ещё на месте. А самолёт — как воспитанный молчун — ничего не подсказал. И вот так, снаружи выглядя совершенно исправным, он понёс на взлёт 47 человек.

Из-за изношенных деталей рычаг фиксаторов руля высоты мог застрять в промежуточном положении. Формально замки считались снятыми, но на деле — нет. Система не предусматривала такого варианта, и ошибка оставалась незаметной.

Перед взлётом второй пилот, вероятно, перевёл рычаг в эту «ловушку». Визуально всё выглядело нормально: дроссель разблокирован, элероны и руль направления свободны. Но руль высоты оставался частично заблокирован. На проверке он вроде бы двигался, но замки сами собой возвращались — и никто этого не заметил.

Капитан, как положено, держал руль в нижнем положении при разбеге. Он не чувствовал, что руль «мертв», потому что сам его туда прижал. И только после того, когда штурвал должен был пойти на себя — он не пошёл. Ни на миллиметр.

Уотсон, возможно, дёрнул триммер, попросил второго пилота помочь — всё бесполезно. Руль заклинен. Через пять секунд после скорости V1 он понял, что не взлетят, и пошёл на экстренное торможение.

Но было поздно. Самолёт выкатился за полосу, ударился о край полосы, сломал переднюю стойку и врезался в море. Он остановился в воде, почти не разрушившись, кроме оторванного крыла.

Рейс 0034 в воде через некоторое время после крушения. (Dan-Air Remembered)
Рейс 0034 в воде через некоторое время после крушения. (Dan-Air Remembered)

Благодаря ремням безопасности все 47 человек на борту выжили при крушении, получив лишь лёгкие травмы. Но когда самолёт остановился в воде, началась настоящая борьба за жизнь. Повреждённый фюзеляж быстро наполнялся водой. Пассажиры попытались эвакуироваться, но спасательные жилеты оказались недоступны — мешало тесное расположение кресел. Волны сносили людей с крыльев, а внутри салона вода поднималась с устрашающей скоростью.

Лодки кружат вокруг затонувшего самолёта в поисках тел. (Press and Journal)
Лодки кружат вокруг затонувшего самолёта в поисках тел. (Press and Journal)

Стюардесса Элизабет Коу до последнего вытаскивала людей из заднего выхода, пока сама не оказалась в воде. Самолёт стал тонуть, подняв хвост, как «Титаник», и у тех, кто ещё был внутри, почти не осталось времени.

На помощь вылетели вертолёты, но они не были готовы к спасработам. Сброшенные шлюпки унесло волнами. Тем временем пожарные пытались спустить лодку, но ветер мешал. Выжившие боролись с холодом, керосином и прибойной волной. Некоторые добрались до берега сами. Другие — не смогли.

Ещё один вид на лодки, ищущие жертв. (Dan-Air Remembered)
Ещё один вид на лодки, ищущие жертв. (Dan-Air Remembered)

На помощь прибыли добровольцы с верёвками, береговая охрана и рыбаки. Им удалось спасти ещё несколько человек. Остальных находили уже мёртвыми. Из 47 человек на борту выжили 30, погибли 17 — все утонули.

Погибли оба пилота. Капитан Уотсон выбрался на крыло, но исчез в волнах. Стюардесса выжила и получила государственную награду за свои действия. Следователи позже напишут: «Её поведение было образцовым и почти наверняка спасло жизни».

Обломки самолёта были доставлены на берег на следующий день после аварии. (Press and Journal)
Обломки самолёта были доставлены на берег на следующий день после аварии. (Press and Journal)

Следователи установили, что HS 748 не смог оторваться от земли из-за заблокированного руля высоты. Технический осмотр показал: рычаг блокировки мог находиться в промежуточном положении — внешне казалось, что система разблокирована, но замки оставались включёнными. Причиной стал производственный дефект: зазор в механизме был меньше нормы. Если пилоты не провели контрольные проверки, блокировку можно было не заметить — однако свидетельства и показания очевидцев указывали, что проверки, скорее всего, были.

Ещё один взгляд на самолёт после того, как его частично вытащили на берег. (Dan-Air в воспоминаниях)
Ещё один взгляд на самолёт после того, как его частично вытащили на берег. (Dan-Air в воспоминаниях)

Проблема оказалась глубже: в редких случаях замки могли временно отключиться во время проверки, а затем снова включиться — непредсказуемо и без видимых признаков. Это объясняло, как система могла подвести даже при соблюдении процедуры. Похожие инциденты уже случались в Аргентине и Индии, но тогда производитель отклонил претензии. Теперь же стало ясно: конструктивный просчёт был реальным и смертельно опасным.

Официальные лица осматривают хвостовую часть.
Официальные лица осматривают хвостовую часть.

После аварии Hawker Siddeley выпустила бюллетень с требованием проверки замков, но AAIB порекомендовала переработать систему блокировки. Были введены новые меры безопасности, такие как обязательные бортовые самописцы и карточки безопасности. ВПП в Самбурге удлинили, но система предотвращения выкатывания в воду ещё не установлена.

Выжившие, несущие мусорные мешки с промокшими вещами, садятся в автобус после приземления в Абердине. (Press and Journal)
Выжившие, несущие мусорные мешки с промокшими вещами, садятся в автобус после приземления в Абердине. (Press and Journal)

Рейс 0034 авиакомпании Dan-Air стал трагическим примером того, как малейшее конструктивное несовершенство может привести к катастрофе. Из-за незначительной ошибки 17 человек погибли в Северном море. Это было связано с рядом конструктивных дефектов, характерных для самолётов Hawker Siddeley HS 748, известного своими механическими проблемами. Например, в 1981 году аналогичный самолёт потерял управление, когда дверь отвалилась и обмотала стабилизатор, что также привело к катастрофе.

Местные жители наблюдают за подъёмом самолёта с близлежащего холма. (Dan-Air Remembered)
Местные жители наблюдают за подъёмом самолёта с близлежащего холма. (Dan-Air Remembered)

Этот инцидент напоминает, как важно внимательно относиться к каждой детали, даже если она кажется незначительной. Пластина затвора, сыгравшая ключевую роль в катастрофе, была малоизвестной деталью, которой никто не уделял должного внимания.

________________________________________________________________________

"Если вам понравилась (или напугала) эта история – подписывайтесь! Через день – новая авиакатастрофа, от которой мурашки по коже, и актуальные авиановости. Не пропустите следующую трагедию, о которой все молчат…"