С праздником, дорогие читатели!
Всехъ съ праꙁдникомъ драгꙑѥ братїꙗ и сестрꙑ
Любителям рока исключительно и непризнавателям иной другой музыки - вот эта моя прошлогодняя подборочка. 👇
Тем более, что не то что за прошедший год, а за последние две тысячи с лишним лет относительно обсуждаемого персонажа в этом вопросе не произошло никаких изменений, да и в смысле появления новых рок-шедевров на эту тему - аналогично.
............
А теперь, если позволите, пару слов, что вообще считать духовной музыкой? По - моему, любая музыка, которая о любви и красоте - это духовная музыка. И даже 99% тех, которые пели о ненависти, смерти, зле и сатане, делали это совершенно неискренне, чисто ради зарабатывания бабла на молодых слоях населения, которые по глупости и молодости своей пытались таким образом эпатажно самовыразиться, ну или на психически нездоровых людях, коих, увы, немало. Но оставим это на их совести. Уверен, что, например, тот же самый Оззи Осборн, который очень скоро неизбежно отойдёт в мир иной, на больничной простыне своим последним словом речёт не имя люцифера/вельзевула, а имя иное.
Я это не просто так говорю. Я, будучи медиком, хирургом с почти 50-летним стажем, кандидатом мед. наук и прочее бла бла бла, а когда-то профессором, хоть и не по званию, но по должности (хотя и по специальности, не связанной с психологическими извращениями живых, а с патологическими извращениями неживых), наблюдал не только тысячи неживых, ну а также и сотни живых, в том числе и в момент перед тем, когда они перейдут в разряд неживых. И никто! НИКТО!, какие бы на них ни были бы сатанинские наколки, сколько бы он до этого ни кидали понты и ни резали бы петухов на кладбищах, никто из них не звал перед смертью дьявола. Все они в свой последний час только Бога призывали. Можете не верить - ваше дело. Но я видел даже убийц, которые при жизни проклинали имя Его, но в последнем вздохе просили прощения Его.
Вот такие дела, ребятки...
А касаемо музыки... Любая хорошая музыка, если о любви, добре и красоте - это музыка духовная и во имя Бога. И даже огромное количество тех, кто искренне делает, якобы, злую и разрушительную музыку - это не есть музыка против Бога. Это лишь есть музыка о боли, о том, как плохо человеку без правды, красоты и гармонии, которые и есть Бог (какие бы имена ему ни были бы дадены). И именно об этом они стонут и вопиют. Подавляющее большинство злой и агрессивной рок-музыки - это музыка именно об этом и ни о чём ином. Вот такое мое мнение.
Ладно....
Будем считать , что с рок-ынд-роллем разобрались.
..........
Ну а сегодня исключительно классическая музыка и исключительно духовная, в самом непосредственном, в не в расширительном значении этого слова.
"Кто не любит классику - проходите мимо!" - вот так сказал бы любой воинствующий автор любого канала классической музыки. Но я не воинствующий автор. Поэтому я так не скажу. Поэтому пусть послушают даже те, которые классику не жалуют... а вдруг да понравится. И у меня тут вообще не классический и не рок-канал (кстати, я в голос смеюсь, когда нарываюсь на каналы вот с такой чёткой классификацией, потому что не существует вообще никакой градации музыки по направлениям, существует только или хорошая, или плохая музыка). Да общем-то, у меня тут и не музыкальный канал вовсе и я до сих пор не могу понять, что это вообще за канал и нафиг он вообще нужен самому его автору. Но если читатели подскажут, автор будет очень читателям за это признателен.
Ну это я заговорился.
.....
Итак... К теме!
Пасха
Пасха — один из самых значимых праздников в христианской культуре, отмечающий воскресение Иисуса Христа на третий день после распятия. Паcха является кульминацией Страстной недели, включающей Четверг Святой Тайной Вечери (Последний Вечер), Страстную Пятницу (день распятия Христа) и Светлое Воскресение (Пасха).
История праздника уходит корнями к древнему иудейскому празднику Песах, символизирующего избавление народа Израиля из египетского рабства, описанного в ветхозаветной книге «Исход».
Пасхальные традиции отличаются между западными и восточными христианскими конфессиями из-за разницы в календарях и литургических обрядах, но суть праздника остается неизменной — это обновление веры, празднование победы жизни над смертью и света над тьмой. Тем более, что в этом, 2025 году совпало так, что и православные и католики и протестанты празднуют Пасху в один день.
Праздник Святой Пасхи вдохновил множество композиторов на создание великолепных произведений, отражающих глубокий духовный и культурный контекст этого праздника.
Сегодня давайте послушаем семь таких произведений -
Семь классических шедевров пасхальной музыки
1) Иоганн Себастьян Бах. «Пасхальная оратория» (BWV 249)
Подавляющая часть произведений И. С. Баха связана с христианскими праздниками. Но если его «Рождественская оратория» достаточно широко известна, то «Пасхальная оратория» для многих остается менее известной. Текст для нее написал К. Ф. Хенрици, перу которого принадлежат также тексты «Страстей по Матфею», «Кофейной кантаты» и множества других ораториальных сочинений Баха. Открывается оратория ликующими возгласами медных духовых, сразу же настраивающими слушателей на праздничный лад. Следом за вступительной инструментальной частью начинается музыкальное действо, участниками которого стали апостолы и жены-мироносицы.
«Идем, побежим со всех ног, чтобы достигнуть пещеры, в которой Иисус погребен, — поют они. — Наполним радостью и ликованием сердца, ибо Спаситель наш воскрес!».
В другом переводе начальные слова этого номера звучат так:
«Идём, спешим, бежим! Веселыми ногами достигнем гроба, где лежал Иисус!»?
Вся оратория наполена этим призывом — возрадоваться воскресению Христа и бежать к Нему. Бежать веселыми ногами...
2) Георг Фридрих Гендель. Оратория «Мессия». Часть II. Сцена 2: «Смерть и воскресение Христа»
Гендель придумал новый музыкальный жанр для Англии – светскую ораторию, объединив традиционное для англичан хоровое пение и религиозную музыку.
Первое исполнение оратории «Мессия» было приурочено к Пасхе 1741 года. И настроение этого произведения именно пасхальное, хотя сейчас оно чаще исполняется на Рождество.
Новозаветные события автор здесь раскрывает через ветхозаветные тексты: слова речитатива и арии взяты им из пророчества Исайи и 15-го псалма.
Речитатив «He was cut off out of the land of the living»
Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь [Ис 53:8]
Ария «But Thou didst not leave His soul in hell»
Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тлении [Пс 15:10]
«Мессия» построена на размышлении о жизни Иисуса Христа. Оратория разделена на три части. Первая повествует о пришествии Мессии, вторая описывает страдание и воскрешении Христа, третья размышляет о христианском понимании вечной жизни через веру в Иисуса. Каждая часть оратории содержит комбинацию хоро, соло для вокалистов и оркестровку. Знаменитый хор «Аллилуйя», завершающий вторую часть и восхваляющий Бога за победу над смертью и грехом, стал отдельным произведением, исполняющимся на церковных службах.
Знаменитый хор «Аллилуйя», завершающий 2-ю часть трёхчастной оратории Георга Фридриха Генделя «Мессия»
3) Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Светлый праздник. Воскресная увертюра на темы из Обихода»
Увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова — пример светского музыкального произведения, полностью основанного на темах церковных песнопений.
Композитор подробно рассказал о замысле увертюры и ее программе в своих воспоминаниях. Для первой части программы Римский-Корсаков использовал два стиха из 67-го псалма («Да воскреснет Бог...»), вторая часть программы отсылает нас к шестнадцатой главе Евангелия от Марка, где рассказывается о женах-мироносицах, пришедших к гробу Спасителя и обнаруживших, что камень отвален, а гробница пуста. Третью часть программы полностью написал сам композитор:
- «И облетела благодатная весть весь мир; и побежали от лица Его ненавидящие Его, исчезая, яко исчезает дым.
- «Христос воскресе из мертвых!» — поют ангельские сонмы на небесах с Херувимами и Серафимами.
- «Христос воскресе из мертвых!» — поют священнослужители в православных храмах, при дыме кадильном, при сиянии бесчисленных свечей и звоне колокольном».
4) Густав Малер. Симфония № 2. «Воскресение»
Австрийский Густав Малер, в отличие от нашего Римского-Корсакова, не дает слушателям подробной программы своей Второй симфонии. Однако по названию, текстам хоровых частей и из обрывочных высказываний Малера можно легко понять замысел автора. Масштабная пятичастная симфония — это размышление о смысле человеческой жизни, о его смерти и грядущем воскресении. Для хорового финала симфонии композитор использовал стихи Ф. Г. Клопштока и собственный текст. В нем звучит надежда на то, что жизнь человеческая проходит не напрасно, на то, что мы будем жить вечно. Малер воспевает победу Спасителя над смертью:
«О, смерть! Всепобеждающая! Теперь ты побеждена!..».
5) Сергей Васильевич Рахманинов. «Светлый праздник» из Cюиты № 1 для двух фортепиано
Изначально Первая сюита Рахманинова для двух фортепиано носила название «Фантазия (картины)». Сюита состоит из четырех частей — картин, написанных звуками. Завершающая сюиту часть носит название «Светлый праздник». Композитор предпослал ей эпиграф из стихотворения А. Хомякова:
«И мощный звон промчался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал.
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества...»
И действительно, в последней части сюиты два рояля словно превращаются в колокольни, — настолько достоверно они передают радостный перезвон Пасхального воскресенья.
6) Петр Ильич Чайковский – «Литургия Святого Иоанна Златоуста»
Одно из ключевых религиозных произведений нашего любимого великого композитора, которое подчеркнуло глубокий интерес Чайковского к русской православной музыке.
Литургия написана в 1878 году, когда интерес к церковным песнопениям в обществе стал возрождаться, благодаря творчеству таких композиторов, как Дмитрий Бортнянский и Александр Архангельский.
Чайковский писал литургию преимущественно а-капелла на русском языке, близком к современному, с минимальным использованием инструментовки. Композитор предполагал, что произведение будет использоваться в церковных богослужениях. Несмотря на то, что официальная церковь встретила «Литургия Святого Иоанна Златоуста» сдержанно из-за музыкальных новаций, со временем она приобрела статус канонической классики религиозной музыки.
Литургия состоит из 15 частей, каждая из которых соответствует различным фрагментам православного богослужения, включая:
- Великое славословие
- Херувимская песнь («Иже херувиме»)
- Верую или Никейско-Константинопольский символ веры
7) Сергей Васильевич Рахманинов – «Всенощное бдение»
«Всенощное бдение» или «Вечерня» создано в 1915 году на пике карьеры Сергея Рахманинова. Великий русский композитор написал «Вечерню» всего за две недели! Вот как он был вдохновлен этой темой и вот как он был увлечен церковной музыкой. Рахманинов использовал тексты из православной литургии, большинство из которых взяты из Псалтиря, а также церковные гимны и молитвы.
«Вечерня» представляет собой сочетание вечерних и утренних песнопений, которые традиционно исполняются во время православного всенощного бдения. Произведение состоит из 15 частей, каждая из которых соответствует фрагментам православной и вечерней утренней службы.
Считается, что Рахманинов сказал о «Всенощном бдении»:
«Это моё любимое произведение и я сам наслаждаюсь его исполнением».
___________________
Еще раз с праздником, друзья мои!
Хр҃сто́съ въскре́се! Въистинѫ въскресе!
Самое время разговеться тем, кто держал этот пост!
______