Найти в Дзене
Макс Шелленберг

Как DEPECHE MODE повлияли на жанр "метал"

Когда в 1990 году DEPECHE MODE дали своему седьмому альбому название «Violator» («Нарушитель»), в этом явно ощущалась нотка самоиронии. В то время хит-парады захватили запоминающиеся и приторные баллады BON JOVI, BAD ENGLISH и POISON — хайр-рок-коллективы правили бал, и синти-поп-группа совершила тонкий выпад: «Мы хотели придумать максимально экстремальное и абсурдное название в стиле хэви-метал», — вспоминал основной сонграйтер Мартин Гор в интервью NME. — «Я удивлюсь, если кто-то распознает этот юмор». Как показало время, скептицизм музыканта был уместен. Через четверть века DEPECHE MODE уже один из столпов мировой сцены, а такие их синглы, как «Personal Jesus», «Enjoy the Silence» и «Policy of Truth», превратились в гимны огромной армии последователей — даже среди поклонников метала и хард-рока. Каверы на песни из альбома «Violator» (1990) записали и Мэрилин Мэнсон, и RAMMSTEIN, и CONVERGE, и GHOST, и HIM, и даже ветеран баллад Сэмми Хагар (VAN HALEN, CHICKENFOOT) — все они открове

Когда в 1990 году DEPECHE MODE дали своему седьмому альбому название «Violator» («Нарушитель»), в этом явно ощущалась нотка самоиронии. В то время хит-парады захватили запоминающиеся и приторные баллады BON JOVI, BAD ENGLISH и POISON — хайр-рок-коллективы правили бал, и синти-поп-группа совершила тонкий выпад: «Мы хотели придумать максимально экстремальное и абсурдное название в стиле хэви-метал», — вспоминал основной сонграйтер Мартин Гор в интервью NME. — «Я удивлюсь, если кто-то распознает этот юмор».

-2

Как показало время, скептицизм музыканта был уместен. Через четверть века DEPECHE MODE уже один из столпов мировой сцены, а такие их синглы, как «Personal Jesus», «Enjoy the Silence» и «Policy of Truth», превратились в гимны огромной армии последователей — даже среди поклонников метала и хард-рока. Каверы на песни из альбома «Violator» (1990) записали и Мэрилин Мэнсон, и RAMMSTEIN, и CONVERGE, и GHOST, и HIM, и даже ветеран баллад Сэмми Хагар (VAN HALEN, CHICKENFOOT) — все они откровенно признают влияние DEPECHE MODE. Чино Морено, лидер DEFTONES, который регулярно сочетает скриминг с проникновенным вокалом в духе Дейва Гаана, даже набил себе на бицепсе цветок с обложки «Violator», подчеркивая свою приверженность.

Чино Морено - бессменный лидер ню-метал группы Deftones
Чино Морено - бессменный лидер ню-метал группы Deftones

Если оглянуться назад, становится очевидно, почему влияние DEPECHE MODE распространилось даже на наиболее радикальные коллективы. Начав свой путь в 1980 году в Базилдоне под Лондоном с легких поп-песен в духе «Just Can’t Get Enough» и «Dreaming of me» с яркой синтезаторной мелодикой, группа вскоре пережила важную перемену: после ухода основателя и композитора Винса Кларка (он создал YAZOO), ответственность за музыку взял на себя Мартин Гор. Это расставило новые эмоциональные и мрачные акценты в их звучании, добавив глубины и драматизма вопреки мнению скептиков. «Рок-музыканты заявляют, что синтезатор не способен на выражение эмоций, — рассуждал Гор в 1981 году в Sounds. — “Бездушный” — просто эпитет. Но что в самих гитарных ударах? Все тяжелые риффы звучат одинаково». Он доказал обратное.

Энди Флетчер и Мартин Гор в 1981 году
Энди Флетчер и Мартин Гор в 1981 году

В течение следующих лет DEPECHE MODE не только укоренились в верхушке поп-чартов, но и оказывали влияние далеко за пределами родины. Американскую аудиторию они покорили благодаря сборнику «People Are People» (1984).

Тем временем в Великобритании коллектив продолжал выдавать хит за хитом, порой затрагивая весьма острые темы: «Everything Counts» говорил об умении выживать, «Master and Servant» — о власти и подчинении, а «Stripped» — о стремлении вырваться из стереотипов. Однако их более мрачные вещи вроде «Fly on the Windscreen – Final», начинавшейся строчкой «Death is everywheeerrre!», почти сразу были отвергнуты радио и телевидением.

Depeche Mode 1984 год
Depeche Mode 1984 год

Но наибольший скандал вызвала песня «Blasphemous Rumours» (1984), в которой повествование о самоубийстве подростка, смерти и божественном цинизме достигло апогея: «Не хочу распускать богохульные слухи, но я думаю, что Бог – тот еще шутник… и если я умру, скорее всего он выйдет мне навстречу, смеясь». Этот трек, опередивший по дерзости альбом SLAYER «God Hates Us All» минимум на два десятилетия, был предметом споров и недовольства в музыкальной среде. BBC отмечала, что коллективу отказывались давать площадки для выступлений (несмотря на выход сингла в британский топ-20), а на родине музыкантов композиция и вовсе была под запретом. «Бог так возлюбил мир, что отправил к нему своего единственного сына. И если это так, у него точно не может быть больного чувства юмора», — комментировал местный священник из Базилдона. DEPECHE MODE своим подходом бросили вызов царящим порядкам и не вписывались в общепринятые рамки.

Depeche Mode на сцене 1984 год
Depeche Mode на сцене 1984 год

И пока металлисты, поющие о схожих темах, собирали клубы, DEPECHE MODE собирали огромные стадионы с восхищенной аудиторией.

В то время как хэдбенгеры исполняли схожие по смыслу песни на клубных площадках с мош-питами, DEPECHE MODE собирали уже целые стадионы полные восторженных фанатов, среди которых преобладали подростки. Настоящее безумие развернулось в Лос-Анджелесе во время релиза «Violator», когда на автограф-сессию группы пришли около 20 тысяч человек, ждавших встречи по нескольку дней. Та самая неистовая энергия поклонников отразилась и в концертном альбоме «101» (1989), отголоски которого, кажется, до сих пор слышны рядом со стадионом Pasadena Rose Bowl.

Greek Theatre in Los Angeles, California - 5-6 июля 1986
Greek Theatre in Los Angeles, California - 5-6 июля 1986

К моменту выхода «Violator» влияние DEPECHE MODE распространялось все шире — их с энтузиазмом начинали слушать даже хард-рокеры и металлисты. Одним из первых это публично продемонстрировал Эксл Роуз: на премьере фильма «101» в Голливуде в 1989 году он читал для DEPECHE MODE текст лиричной баллады «Somebody». Тогда же он пригласил группу в знаменитый клуб Cathouse в Лос-Анджелесе, но их знакомство оказалось недолгим. Как передавали СМИ, после одной из вечеринок Роуз устроил барбекю в Беверли-Хиллз, где, по слухам, застрелил свинью — для вегетарианцев DEPECHE MODE это стало настоящим шоком. Позже они заявили британской прессе, что были потрясены этим поступком и решили прекратить любое общение с музыкантом. Некоторые музыканты тяжёлой сцены, лишь познакомившись с DEPECHE MODE, становились их преданными фанатами. Так, Мэрилин Мэнсон с особой теплотой вспоминает концерт группы в Лос-Анджелесе в рамках «World Violation Tour». А Чино Морено признаётся, что этот концерт стал для него первым настоящим шоу в жизни: «Я пробирался вперёд, чтобы оказаться у самой сцены, — рассказывает Чино Rolling Stone. — Думаю, желание заниматься музыкой появилось у меня именно благодаря той энергии. Это было что-то невероятное. Одно из моих самых любимых и важных воспоминаний».

World Violation Tour 1990 перед начало выступления
World Violation Tour 1990 перед начало выступления

Бертон Белл, вокалист индастриал-метал-группы FEAR FACTORY, отмечает, что стал поклонником DEPECHE MODE ещё до выхода «Violator»: «Голос Дейва Гаана всегда затрагивал меня. Его вокал не был «плаксивым», как это было принято в жанре в то время. Он выражал не просто эмоции, а настоящую глубину и внутренние обязательства. Здесь был смысл не только в том, что он пел, а в том — как он это делал. Это сделало меня поклонником».

Группа Fear Factory 1993 год
Группа Fear Factory 1993 год

Вилле Вало, лидер знаменитой финской группы HIM, исполнявший кавер на «Enjoy the Silence», вспоминает: «Они были настолько не похожи на всё, что происходило вокруг, и это меня привлекало. Уникальность DEPECHE MODE напоминала мне BLACK SABBATH. Они доказали, что можно создавать музыку вне рамок и перегородок. Они будто заново изобрели колесо».

Ville Hermanni Valo группа HIM
Ville Hermanni Valo группа HIM

Вместе с близкими по духу группами — такими как CURE и NEW ORDER — DEPECHE MODE в середине 80-х формировали целое поколение будущих тяжёлых музыкантов, прививая им драматичный почти готический подход к музыке. Отличительной чертой коллектива стали сложные, многослойные аранжировки и резкие ритмы, которые полностью раскрылись начиная с альбома «Some Great Reward» (1985) и хита «People Are People». Их оригинальное звучание впоследствии вдохновило целый пласт индастриал-музыкантов, в том числе NINE INCH NAILS и MINISTRY. На следующих релизах — «Black Celebration» (1986), «Music for the Masses» (1987) и «Violator» — звук группы обрел более чувственный, гипнотический характер.

Группа Nine Inch Nails
Группа Nine Inch Nails

«Лично для меня их выделяла именно сексуальность, — делится Мэрилин Мэнсон, который представил свою версию «Personal Jesus» в 2004 году. — Это всегда вдохновляло: их сексуальность и завораживающая атмосфера». Вдохновение для исполнения этой песни Мэнсон ловил даже в столь эксцентричных ситуациях, как «оральный секс с четками на члене» и, по его словам, по сей день исполняет «Personal Jesus» с чувством «южного баптиста-проповедника». Интересно, что, по признанию Мартина Гора, вдохновением для композиции послужил не Иисус Христос, а книга Присциллы Пресли «Elvis & Me», где она с необычайным преклонением описывала своего мужа.

Та самая книга, благодаря которой появился Personal Jesus
Та самая книга, благодаря которой появился Personal Jesus

Другим, кто также записал кавер на «Personal Jesus» (но с иного ракурса), был экс-фронтмен VAN HALEN Сэмми Хагар. В собственном варианте для альбома «Sammy Hagar & Friends» (2013) он добавил в известный трек элементы блюза и хард-рока. «Сложно поверить, но я их давний поклонник, — говорит Хагар. — Это мой старший сын Аарон, когда был еще ребёнком, впервые познакомил меня с их музыкой. Хотя по-настоящему меня зацепило только после «Personal Jesus». Меня поразило, как электронная группа может звучать настолько мощно и блюзово. Этот рифф всегда впечатлял меня».

Сэмми Хагар, группа Van Halen
Сэмми Хагар, группа Van Halen

Помимо новаторского саунда, DEPECHE MODE сумели привлечь многих любителей тяжёлой сцены мрачными, остро личными текстами Мартина Гора. Пока ключевые хэви-группы первых лет предпочитали фантастические сюжеты, с приходом 90-х, под влиянием гранжа, панк- и хардкор-команд, некоторые экстремальные металлисты начали обращаться в своих песнях к реальности и внутренней борьбе.

«Записи DEPECHE MODE всегда были предельно искренними и поражали своей мощью, — комментирует Джейкоб Бэннон, фронтмен группы CONVERGE, которые играли кавер на «Clean». — Альбом «Violator» — это целая хроника борьбы с внутренней тьмой и искушением. Думаю, эта тема находит отклик у многих артистов тяжёлой сцены».

Джейкоб Бэннон и группа Converge
Джейкоб Бэннон и группа Converge

«Меня всегда привлекала в их музыке эта легкая тревожность», — делится Чино Морено. — «Темные темы о любви и отношениях, но никогда — о счастье». Неудивительно, что со своей группой DEFTONES Чино неоднократно обращался к творчеству DEPECHE MODE: они записали каверы на «To Have and to Hold» (с альбома «Music for the Masses») и «Sweetest Perfection» (из «Violator»). В 2013 году к ним присоединились еще и DILLINGER ESCAPE PLAN, с которыми Морено исполнил «Behind the Wheel» с того же «Music for the Masses». «Ты на самом деле никогда не знаешь, о чем они поют. Они никогда не были предельно откровенны, — продолжает Чино. — Но ты улавливаешь их настроение, и оно становится частью твоей собственной жизни».

The Dillinger Escape Plan
The Dillinger Escape Plan

Вспоминает Морено и о попытке записать «Fly on the Windscreen» («Black Celebration») для дебютного альбома DEFTONES «Adrenaline» (1995), однако песня так и осталась незавершенной. «Это был наш первый опыт чего-то необычного, — объясняет он. — Сейчас нас знают по каверам, которых от хард-рок-коллектива вряд ли ждали бы». Чино до сих пор удивляется, что группа была открыта подобным экспериментам за пределами привычных рамок тяжелой музыки. Интересно, что гитарист группы, Стивен Карпентер, до этого и вовсе не был знаком с творчеством DEPECHE MODE.

Группа Deftones
Группа Deftones

Схожее отношение встречается и у других музыкантов. Например, вокалистка Кристина Скаббиа и ее коллеги по LACUNA COIL записали кавер на «Enjoy the Silence», который стал хитом в Великобритании, хотя их басист и аранжировщик Марко Биацци, по словам Кристины, не был искренним поклонником группы. «Он уважал их творчество, но не был фанатом с самого начала. Некоторые их песни способны подарить особое ощущение. DEPECHE MODE создавали композиции, которые пробирали до глубины души. Иногда в них было много меланхолии. Я не знаю, заложено ли в человеке стремление к страданиям, но мне это не важно. Мне нравится слушать каждую песню сердцем».

Группа Lacuna Coil
Группа Lacuna Coil

Вилле Вало из HIM, который тоже сделал кавер на «Enjoy the Silence» — по его признанию, чтобы привлечь «девчонок», — не скрывает своего восхищения: «Это одна из тех песен, что буквально взрывают все внутри. У них всегда были простые и невероятно цепляющие мелодии и тексты».

Еще одна история переосмысления музыки DEPECHE MODE связана с гитаристом RAMMSTEIN Рихардом Круспе, который впервые познакомился с их творчеством в Восточной Германии, где музыкальные открытия были не из легких. Его увлечение началось после того, как он увидел по телевизору исполнение «People Are People», и позже в 1998 году, он убедил свою группу сделать кавер на «Stripped» с альбома «Black Celebration». «Мне пришлось их подкупить», — шутит Рихард, вспоминая внутренние уговоры с коллегами. Были и трудности: Круспе рассказывает, как вокалист Тилль Линдеманн часами не мог спеть фразу «Полностью обнажённой» без характерного немецкого акцента: «В итоге нам пришлось сократить эту часть».

Рихард Круспе, Rammstein
Рихард Круспе, Rammstein
Rammstein и Depeche Mode
Rammstein и Depeche Mode

Линдеманн со своей стороны отмечает: «В их песнях нет гитар, а когда ты играешь металл, тебе их не хватает — вот почему нужны каверы. Но DEPECHE MODE — это одна из лучших групп, которым удавалось обходиться без гитар, и это до сих пор работает».

Мартин Гор и Тилль Линдеманн
Мартин Гор и Тилль Линдеманн

Что отличает музыку DEPECHE MODE, так это ее удивительная многогранность и способность к переосмыслению — с этим согласны и участники шведской оккультной рок-группы GHOST, которые записали кавер на «Waiting for the Night» для своего мини-альбома «If You Have Ghost» (2013) при участии Дэйва Грола на ритм-гитаре. «С этой песней можно работать бесконечно — в ней столько атмосферы и сложных акустических нюансов», — рассказывает Безымянный Оборотень. — «Когда мы оказались в студии с Дэйвом Гролом, мы решили экспериментировать: совместили элементы сладжа с дум-металом. Думаю, у нас это получилось. Но все равно мы не смогли бы воссоздать то уникальное и неповторимое ощущение «ночи», которое возникает, когда слушаешь оригинал в полной темноте, перед сном. Эта композиция невероятно красивая».

Группа Ghost
Группа Ghost

Вилле Вало разделяет этот восторг, отмечая, что музыка DEPECHE MODE свободна от времени и модных трендов: «Главная магия группы — это в умении создавать свой, неповторимый мир и особый опыт. Достаточно открыть дверь — и музыка тут же затянет тебя внутрь. Часто она уносит подальше от серых будней, и именно в этом заключается красота DEPECHE MODE».

Вилле Вало, HIM
Вилле Вало, HIM

Несмотря на то что рок-музыканты регулярно отдают дань уважения DEPECHE MODE, Мартин Гор воспринимает этот интерес с некоторой долей скепсиса. В интервью для Rolling Stone он признался, что бывает удивлен тем количеством артистов, которые хотят перепеть их песни. «Справедливости ради, большинство этих каверов мне не особо симпатичны, — откровенно говорит Гор. — Но, в конце концов, это наши фанаты, и я почти всегда даю разрешение. Ведь никто не станет делать кавер, если ему не дорога эта музыка. Я же не могу сказать: 'Нет, вам нельзя исполнять наши песни, потому что вы мне не нравитесь'. Думаю, это несправедливо, поэтому я обычно соглашаюсь».

Мартин Гор
Мартин Гор

Со смехом он добавляет: «Метал-группы и даже Сьюзан Бойл! Когда нас спрашивают о нашем влиянии на музыку, я всегда с гордостью отмечаю — мы вдохновляли артистов самых разных, даже противоположных жанров».

Сьюзан Бойл, исполнившая Enjoy The Silence
Сьюзан Бойл, исполнившая Enjoy The Silence

Перевод статьи из журнала Rolling Stone за 2015 год