Найти в Дзене
ОЭЗ «Технополис Москва»

«Вот моя работа какая была!», — история ветерана АЗЛК

Самый «взрослый» сотрудник легендарного завода «Москвич» Анна Серафимовна Панкратова начала свою деятельность на нем в 1953 году. Тогда предприятие еще называлось «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА). Но начнем чуть пораньше. Трудиться Анна Серафимовна начала с 13 лет: «В колхозе я запрягала лошадей, ехала на поля, туда, где комбайн молотил пшеницу, рожь. Развозила хлеб по домам сушить. Работала на двух лошадях». В конце 30-х годов XX века в Москву попасть было трудно. Но девятнадцатилетней Анне повезло: из столицы приехал вербовщик, предложивший поехать на работу. Так она оказалась на строительстве станции «Сокольники». «Станция «Сокольники» — это моё метро. Я там работала. Железную лопату большую мне в руки дали. Впереди люди с техникой копали, прорывали, а я землю, руду собирала. За отличную работу в шахте меня поставили бригадиром». Анна Серафимовна говорит, что война началась неожиданно для всех, всех она и сплотила. Миллионы женщин пытались попасть добровольцами

Самый «взрослый» сотрудник легендарного завода «Москвич» Анна Серафимовна Панкратова начала свою деятельность на нем в 1953 году. Тогда предприятие еще называлось «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА).

Анна Серафимовна Панкратова
Анна Серафимовна Панкратова

Но начнем чуть пораньше. Трудиться Анна Серафимовна начала с 13 лет:

«В колхозе я запрягала лошадей, ехала на поля, туда, где комбайн молотил пшеницу, рожь. Развозила хлеб по домам сушить. Работала на двух лошадях».

В конце 30-х годов XX века в Москву попасть было трудно. Но девятнадцатилетней Анне повезло: из столицы приехал вербовщик, предложивший поехать на работу. Так она оказалась на строительстве станции «Сокольники».

«Станция «Сокольники» — это моё метро. Я там работала. Железную лопату большую мне в руки дали. Впереди люди с техникой копали, прорывали, а я землю, руду собирала. За отличную работу в шахте меня поставили бригадиром».

Анна Серафимовна говорит, что война началась неожиданно для всех, всех она и сплотила. Миллионы женщин пытались попасть добровольцами на фронт, вот и Анна Панкратова — одна из них.

С 1942 года начался военный этап в жизни трудолюбивой девушки. Она служила в войсках ПВО. Дошла до Праги, где была контужена. Победу встретила в госпитале. В июле 1945 года ее комиссовали, домой вернулась в звании ефрейтора.

Анна Серафимовна во время войны
Анна Серафимовна во время войны

Уже после этого, в 1953 году, она устроилась в МЗМА, где работали ее муж Валентин Родионович и свекровь Екатерина Ивановна, которая и положила начало профессиональной династии Панкратовых. Глава династии занималась покраской автомобилей, муж был мастером по ремонту и обслуживанию автомобилей, а Анна Серафимовна — упаковщицей: собирала детали для машин. Периодически наша героиня брала с собой своих детей.

Затем ее дочь Алла Валентиновна начала ходить на завод сама: устроилась. МЗМА превратили в «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК) и Анна Серафимовна получила должность кладовщика:

«Работала кладовщицей, отправляла машины на экспорт. Самый популярный «Москвич-412» за границу отправляла, а «Москвич-408» в Москве оставляла. У меня было две бригады. От этого иногда сутками работала».

Москвич 408
Москвич 408

Спустя время Анна Серафимовна, как она выражается, привезла свою сестру работать на завод. Династия Панкратовых продолжала трудиться и расширяться. А затем работа подарила и любовь ее дочери:

«Там я познакомилась с будущим мужем. Он ходил в оранжевой футболке. его везде было видно. Не знаю, специально он в ней ходил или нет, но я его заметила».

Анна Серафимовна проработала в АЗЛК до 1978 года. Ее работу отметили медалью за «Долголетний добросовестный труд». Она воспитала двоих детей, трех внуков и пять правнуков, а сейчас живет с дочерью в заботе и внимании.

Подписывайся на наши соцсети, чтобы быть в курсе всех новостей: ВКонтакте и Телеграм.