Найти в Дзене

Начало музейного строительства: 1920-е годы. К 105-летию Сергиево-Посадского музея-заповедника

Важнейшей вехой в истории Сергиево-Посадского музея-заповедника стало первое десятилетие существования. Залогом его успешного развития в этот период стали профессионализм и сплоченность музейного коллектива. Своим становлением в 1920-е годы музей обязан людям, посвятившим жизнь науке и искусству. Среди них – председатель Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры в 1922-1924 годах Владимир Дмитриевич Дервиз (1859–1937) – живописец, график, общественный и музейный деятель, окончивший Училище правоведения и обучавшийся в Академии художеств в Петербурге. Заведующим музеем в 1925–1928 годах стал выпускник Казанского университета Алексей Николаевич Свирин (1886–1976) – искусствовед, исследователь древнерусского искусства, впоследствии видный музейный деятель, сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Активную роль в строительстве музея сыграл Владимир Иванович Соколов (1872–1946) – живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, окончивший Московское училище живописи, в

Важнейшей вехой в истории Сергиево-Посадского музея-заповедника стало первое десятилетие существования. Залогом его успешного развития в этот период стали профессионализм и сплоченность музейного коллектива.

Своим становлением в 1920-е годы музей обязан людям, посвятившим жизнь науке и искусству. Среди них – председатель Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры в 1922-1924 годах Владимир Дмитриевич Дервиз (1859–1937) – живописец, график, общественный и музейный деятель, окончивший Училище правоведения и обучавшийся в Академии художеств в Петербурге. Заведующим музеем в 1925–1928 годах стал выпускник Казанского университета Алексей Николаевич Свирин (1886–1976) – искусствовед, исследователь древнерусского искусства, впоследствии видный музейный деятель, сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Активную роль в строительстве музея сыграл Владимир Иванович Соколов (1872–1946) – живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одна из ведущих ролей в научной жизни музея принадлежала Юрию Александровичу Олсуфьеву (1878–1938) – выпускнику Петербургского университета, искусствоведу, исследователю древнерусского искусства, специалисту в области реставрации и охраны памятников.

Сотрудников музея объединяло ясное понимание цели – всемерное сохранение наследия монастыря. В кратчайшие сроки перешло под охрану имущество национализированного монастыря, выявлен состав историко-художественных памятников. Успехи и открытия принесла реставрация древнерусской живописи и шитья, начало которым положило исследование загадочного гения Андрея Рублева и его знаменитой иконы «Троица», появились научные публикации памятников Троице-Сергиевой лавры, открыли двери музейные экспозиции.

Первое издание молодого музея – сборник научных статей «Троице-Сергиева Лавра» 1919 года был призван способствовать формированию у читателя представления о Лавре как целостном памятнике русской культуры. В последующее десятилетие было опубликовано более 30 наименований изданий Сергиевского музея: описей, каталогов, путеводителей, небольших исследований по результатам научных изысканий. Примерно треть изданного составили описи древних коллекций монастыря. К 1927 году вышли в свет 12 отдельных описей, каждая из которых посвящена однородной группе предметов – иконам, тканям, лицевым и орнаментальным украшениям рукописей, драгоценным панагиям. Большинство описей, как и небольших монографических исследований, внесших существенный вклад в теорию искусствознания, принадлежало авторству Ю.А. Олсуфьева.

Сотрудники музея 1920-х гг. Сидят: в центре - А.Н. Свирин, слева от него -
Ю.С. Карпова, справа - А.Д. Белякова (Меркулова), золотошвеи-реставраторы,
справа за ней - В.Д. Дервиз. Между Ю.С. Карповой и А.Н. Свириным - реставратор
Н.А. Баранов. В верхнем ряду второй справа - о. Диомид (Д.И. Егоров) в белой
блузе, в шляпе.
Сотрудники музея 1920-х гг. Сидят: в центре - А.Н. Свирин, слева от него - Ю.С. Карпова, справа - А.Д. Белякова (Меркулова), золотошвеи-реставраторы, справа за ней - В.Д. Дервиз. Между Ю.С. Карповой и А.Н. Свириным - реставратор Н.А. Баранов. В верхнем ряду второй справа - о. Диомид (Д.И. Егоров) в белой блузе, в шляпе.

Система экспозиций, созданная в 1920-е годы, также явилась отражением научно-исследовательской работы. Она объединяла музейные экспозиции на территории Троице-Сергиевой лавры и включала два филиала – в Спасо-Вифанском монастыре и Гефсиманском скиту. В ведении музея состояли два собора Лавры – Троицкий, предназначенный для осмотра древнерусской живописи, и Успенский – для осмотра фресок. Центром разветвленного экспозиционного организма оставалось Древлехранилище – преобразованные для показа залы монастырской ризницы.

Трудами музейных сотрудников, объединившихся вокруг проекта монастыря-музея, хранившего память о «живом музее» П.А. Флоренского 1918 года, в непростое время были сохранены в своей основе коллекции и памятники Троице-Сергиевой лавры, заложен фундамент музейной деятельности, дана дорога новым исследованиям и открытиям.