Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Рыцарь-разбойник (часть 9) Первые шаги Жиля де Рэ к безнаказанности и вседозволенности

Итак, в нашей истории о том, как Жиль де Рэ увеличивал свое состояние и владения за счет жены и остальных ее родственниц, мы остановились на двух замках, владеть которыми нашему герою очень захотелось. С помощью предательства коменданта крепости Пузож Жана де Ноэ он завел в Тиффож и Пузож преданные ему отряды, но официально земли все еще числились за матерью его жены Беатрис де Монжан.

Поэтому однажды зимним вечером (1423-1424 гг.), когда господин де Мешен и его друзья отсутствовали по делам, в его дом явилось несколько вооруженных людей, предложивших сопроводить даму Беатрис в гости к ее второй дочери по имени Мария. Беатрис ехать куда-то на ночь глядя с некими вооруженными людьми не решилась, пусть даже эти люди и пообещали выступить в роли охраны. Однако ее мнение никого не интересовало, более того, ей пообещали, что, если она не хочет ехать в гости по доброй воле, то поедет без желания, перекинутая через луку седла.

Понятно, что поставленной перед столь простым выбором, Беатрис ничего не оставалось, как подчиниться. В итоге ее водворили в хорошо знакомый нам замок Шамптосе, где она "гостила" несколько месяцев, время от времени беседуя о спорных замках со своим зятем, который прямо пообещал упрямой теще зашить ее в кожаный мешок и отправить плавать по Луаре. (Нет, я, конечно, понимаю, что между зятем и тещей всякое может быть, но решать проблему столь радикально...🙈)

Шамптосе-сюр-Луар. Иллюстрация из открытых источников
Шамптосе-сюр-Луар. Иллюстрация из открытых источников

Тем временем муж Беатрис бросился в суд, требуя наказать рыцарей без чести и совести (без страха и упрека тут как-то не очень подходит. Но мне в этой истории вот что интересно: то есть все всё знали - кто похитил и зачем. И что, нельзя было собраться маленькой такой армией и пойти настучать по шлемам тем, кто совесть потерял? Но, судя по тому, что де Мешену посоветовали решить дело миром, видимо, я не очень разбираюсь в средневековых рыцарских кодексах...)

Послушавшись совета, де Мешен отправился прямиком к похитителям, но из этого ничего не вышло: ни дед, ни внук не соизволили с ним встретиться, а просто передали, что Беатрис отпустят на свободу только тогда, когда она подпишет соответствующие бумаги. "Благородные господа" готовы были оставить ей только крепость Буэн, но за нее дама де Монжан должна была выплатить им тысячу ливров золотом.

Следом в замок явился парламентский исполнитель, направленный судом. С ним так же не пожелали встретиться ни Жан де Краон, ни барон де Рэ. А комендант де Ноэ прямо заявил, что дама будет находиться в плену до тех пор, пока не передаст барону требуемое, и ни королевское распоряжение, ни папская указ помочь ей не смогут. Единственное, чего смог добиться судебный представитель - увидеться с несчастной пленницей через крохотное окошко в камере. Следующую делегацию, состоящую уже из трёх человек, среди которых был брат де Мешена, Жиль де Рэ просто отправил в соседнюю камеру. (Единственное, на мой взгляд, объяснение полнейшей безнаказанности заключается в фактическом безвластии: мы помним, что Карл VI был болен, а дофин на данный момент не имел реальной силы.)

Развалины замка Тиффож, одного из двух, из-за которых шел спор. Иллюстрайия из открытых источников
Развалины замка Тиффож, одного из двух, из-за которых шел спор. Иллюстрайия из открытых источников

Удивительно, но помочь Беатрис смогла только собственная мать: Анна же Силье смогла таки заставить мужа выпустить дочь из темницы (интересно, если она смогла это сделать, то почему только по прошествии нескольких месяцев? И где была Катрин? Неужели она не знала, что происходит с ее матерью? Или с ее мнением Жиль также не считался?) Однако, освобождение дамы не изменило самой ситуации: пленные дворяне во главе с Жилем де Мешен оставались в крепости и было заявлено, что они выйдут на свободу только после перехода требуемых земель во владение деда и внука.

Тем временем суд решил, что одна из крепостей на ее выбор должна остаться во владении Беатрис, вторая все же отойти ее зятю (по какому праву, интересно?), но барона дэ Рэ решение суда не интересовало. Более того, когда председатель суда явился в Пузож проверить, как исполняется их решение, он был избит и ограблен "неизвестными лицами". И, хотя ни Жана де Краон, ни его внука с бандитами не было, видимо, ни для кого не было секретом, чей заказ они исполняли, так что "благородным разбойникам" был назначен огромный штраф. Правда Жиль попросту не обратил внимания и на это решение.

В итоге де Мешен был вынужден сдаться и выполнить все условия барона, чтобы выкупить своего брата и его товарищей. Однако, здоровье младшего де Мешен было так сильно подорвано пребыванием в подземном каземате (а может и издевательствами охраны), что он вскоре умер, а его друзья были вынуждены долго лечиться. (Интересно, а как чувствовала себя Беатрис после подобных условий?

Коридоры подземных казематов средневекового французского замка. Фото автора
Коридоры подземных казематов средневекового французского замка. Фото автора

По сути, по итогам этого "земельного спора" герой нашей истории вышел победителем. Под его рукой оказались не только земли Жанны же Шабо и наследство отца, но и владения его жены и почти все земли ее матери. Таким образом, его территории теперь почти не уступали по размерам владениям герцога Бретонского. Однако вместе с тем он приобрел себе множество сильных и могущественных врагов, среди которых были и родня его жены, и де Мешены и бретонские пэры, чьи решения Жиль высокомерно проигнорировал. Но для барона де Рэ, как мы видим, единственным законом оставалось его собственное желание. Стоит ли удивляться тому, что случилось дальше? Однако не будем забегать вперёд, и продолжение приключений рыцаря-разбойника вы, дорогие читатели, узнаете в следующей части нашей истории, подписавшись на мой канал. Предыдущие же части можно найти здесь:

Рыцарь-разбойник (часть 8) Приключения с замужествами дам семейства де Туар, или Как Жиль де Рэ себя состоянием обеспечивал

Рыцарь-разбойник (часть 7) Герцог денег не дает, Жиль де Рэ их сам найдет