Диалог "Зебра"
Цель подобных диалогов состоит в том, что дать детям внутренний вопросный план минимального описательного рассказа о животных. Перед диалогом напоминаю четыре важных вопроса, которые нам помогут познакомиться с животным. При этом всегда показываю четыре пальца руки и перечисляю:
- Кто?
- Где?
- Какой?
- Чем?
Так как это далеко не первый опыт подобной работы, то ребенок разворачивает вопросы самостоятельно. Я только подсказываю первую букву вопросительного слова, обычно этого бывает достаточно.
Напоминаю ребенку, что один вопрос ему предстоит придумать. При этом говорю про "хитрость", которой он может воспользоваться, если захочет. Вопрос "Чем?" можно задать два раза. Спросить, чем кормят детёнышей и чем питаются взрослые животные.
Не знаю уж почему, но у моих учеников наибольшее затруднение вызывает вопрос "Какой?" Постоянно все его забывают, хотя, казалось бы, он легче последнего вопроса о выкармливании детёнышей. Не понимаю, с чем это связано, ведь мы очень много работаем с прилагательными. Как-то не ложится он во внутренний план.
Обогащение лексики. Сравниваем рыб и птиц
На один урок обычно даю по три новых слова на каждую из заявленных тем.
Выкладываю на столе рыб. Читаем слова, рассматриваем картинки. Вспоминаем особенности строения рыб: плавники, чешуя, жабры, отсутствие ног и шеи. Потом предлагаю собрать из букв (или напечатать в альбоме) название одной из рыб. Длинное слово пишем по образцу, а короткое могу попросить составить по памяти или под мою диктовку. Прикрываю слово на карточке. Ребенок печатает, потом сличает с образцом.
С птицами все делаем аналогично. Читаем, рассматриваем, обсуждаем крылья, клювы, перья, две лапки. Потом пишем название любой птички и приступаем к сравнению.
Образец сравнительного обсуждения птиц и рыб
🔸Трясогузка - это рыба?
🔹Нет, это птица.
🔸Почему ты так думаешь?
🔹У трясогузки есть крылья, перья, лапки, клюв, она летает, а не плавает.
🔸Лещ - это птица?
🔹Нет, это рыба.
🔸Можешь доказать?
🔹У леща есть чешуя, жабры, плавники, он плавает в воде, а не летает.
🔸Согласна, это и правда рыба.
Конечно, это приблизительные диалоги. На уроке все выглядит живее, с отступлениями и описанием случаев из жизни ребенка. Можно поговорить о яйцах, которые откладывают птицы и о рыбьей икре. О том, что птицы выкармливают своих птенцов и заботятся о них, а рыбы нет (за редким исключением).
Наша основная задача - дать ребенку опыт участия в дискуссии, наработать умение доказательно отстаивать свою точку зрения.
Работа по уточнению значений глаголов "прибавить - отнять"
На этом занятии связываем значение глаголов с арифметическими действиями и со знаками "плюс - минус". Сами знаки я обычно ввожу через задачи, объясняя детям, что если яблоки (для примера) дают, то ставим "плюс", когда же их едят, то берём знак "минус". Для начала использую минимум слов. Позволяю запомнить знаки чисто визуально.
После того, как ребенок усвоил названия знаков и стал уверенно проговаривать примеры, даю развернутое обоснование смысла этих арифметических действий. Ввожу глаголы "прибавить - отнять".
Использую пособия с пустыми "окошками". Образец рассуждений звучит примерно так:
🔸Было 8, стало 6. Шесть меньше, чем восемь. Чтобы стало меньше, надо прибавить или отнять?
🔹Надо отнять.
🔸Отнять - это знак минус. Возьми его и поставь в пустое окошко. Прочитай пример.
🔹Восемь минус два равно шесть.
🔸Было 6, стало 7. Семь больше, чем шесть. Чтобы стало больше, нужно прибавить или отнять?
🔹Нужно прибавить.
🔸Прибавить - это знак плюс. Поставь его в окошко. Прочитай пример.
🔹Шесть плюс один равно семь.
🔸Молодец, всё правильно.
Аналогично разбираем остальные примеры.
Важно, чтобы ребенок научился сам разворачивать такие рассуждения. Чем больше он озвучивает словами, тем увереннее будет себя чувствовать при решении сложных задач, которые уже будут требовать более двух действий.
На видео Женя блестяще справляется с доказательством, почему он выбрал знаки "плюс" или "минус".
Это основное содержание занятия с ребенком 3-го уровня развития речи. Ещё добавляю минут пять на артикуляторную работу над сложными звуками. Если слова (рыбы и птицы) собирали из букв азбуки, то могу дополнительно дать одно упражнение на печатание букв в альбоме.
Всем успехов в развитии речи!