Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Тёмный князь. Феодальная война в Московском княжестве. Глава 16

Ситуация в Московском княжестве менялась с калейдоскопической скорость. Только-только согнали с престола Василия Васильевича, как вот вам – 5 июня 1434 года умер великий князь Юрий Дмитриевич. И кому же теперь быть великим князем? Остававшийся при отце на Москве Василий Юрьевич Косой решил: я буду! Он послал к братьям Дмитриям (Шемяке и Красному), шедшим к Нижнему Новгороду захватывать Василия Васильевича: «по сем же и сам присла к ним, поведа отчю смерть, а свое здоровие и княжение» «прииде к ним весть, что отец их князь Юрьи преставился, а брат их старейший, князь Василий, седе на великом княжении на Москве». Что произошло дальше, известно. Но почему оно произошло, мы, наверное, не узнаем никогда. Летописец так записал ответ Дмитриев брату: «Аще не восхоте Бог, да княжит отец наш, а тебя и сами не хотим». Дескать, тебя, Василия, мы великим князем не признаем. Но почему? Историки в общем согласованно выдвигают два мотива. Первый мотив принципиальный: раз уж князь Юрий выступал за лес
Оглавление

Кто будет великим князем?

Ситуация в Московском княжестве менялась с калейдоскопической скорость. Только-только согнали с престола Василия Васильевича, как вот вам – 5 июня 1434 года умер великий князь Юрий Дмитриевич. И кому же теперь быть великим князем?

Остававшийся при отце на Москве Василий Юрьевич Косой решил: я буду! Он послал к братьям Дмитриям (Шемяке и Красному), шедшим к Нижнему Новгороду захватывать Василия Васильевича:

«по сем же и сам присла к ним, поведа отчю смерть, а свое здоровие и княжение»
«прииде к ним весть, что отец их князь Юрьи преставился, а брат их старейший, князь Василий, седе на великом княжении на Москве».

Что произошло дальше, известно. Но почему оно произошло, мы, наверное, не узнаем никогда. Летописец так записал ответ Дмитриев брату:

«Аще не восхоте Бог, да княжит отец наш, а тебя и сами не хотим».

Дескать, тебя, Василия, мы великим князем не признаем. Но почему?

Историки в общем согласованно выдвигают два мотива. Первый мотив принципиальный: раз уж князь Юрий выступал за лествичное право, то следовало признать, что Василий Косой в данном случае неправ. По лествице стол принадлежит Василию Васильевичу.

Второй мотив рациональный: Шемяка и Красный знали цену своему брату, опасались его, а Василия Васильевича ни во что не ставили. То есть они были уверены, что, посадив прежнего князя на великий стол, могут и волостей себе прирастить, и вообще чувствовать себя в относительной безопасности.

Всё это, конечно, догадки. Мы не знаем, в каких условиях принималось решение. Кто находился в окружении Дмитриев, какие бояре, какие удельные князья. Да мы даже не знаем возраста князей и не знаем, насколько уже зрелыми мужами они были, насколько легко или трудно было оказать на них влияние.

Примем просто факт: Василию Косому младшие Юрьевичи послали отказ, а Василию Васильевичу приглашение на московский стол.

Тут можно написать, что в данном случае возвел на стол Василия II Дмитрий Шемяка. Но не можем не признать, что за его спиной вполне мог стоять русский вариант «делателя королей». Ведь пытался же таким «делателем» стать боярин Всеволож. Так почему бы не попытаться и, например, Кошкину или Юрию Патрикеевичу? Ах, какие бы сюжеты тут можно наворотить.

Иконка Святые Борис и Глеб, XV век. Размер 4,8х4,4 см. Экспонат Государственного исторического музея.
Иконка Святые Борис и Глеб, XV век. Размер 4,8х4,4 см. Экспонат Государственного исторического музея.

Халиф на час

Халифом на час или великим князем на месяц летом 1434 года в Москве стал Василий Юрьевич Косой. Что он мог сделать в сложившейся ситуации? И кстати, что за ситуация сложилась?

Ситуация непростая для претендента. Во-первых, московское боярство. Опыт 1433 года показывает, что он, скорее всего, опять сочувствовало своему прежнему князю. Что до звенигородско-галицкого боярства, то его раскладов между сыновьями Юрия мы не знаем.

Второе: армия. Это самое печальное для Василия. Армия ушла через Владимир на Нижний Новгород с Шемякой. То есть находилась в руках противников князя. Возможно, кстати, что там тон задавали московские бояре.

Дело – труба. Ни в поле выступить против Шемяки и Василия Васильевича, ни в Москве затвориться – москвичи же и выдадут. Оставалось отступить. И вот, «побрав злато и сребро, казну отца своего, и градьскыи запас весь», да еще прихватив тёщу Василия Васильевича Марию Голтяеву, Василий Косой ушел из Москвы.

Тут надо заметить, что Мария Фёдоровна Голтяева (из рода бояр Кошкиных) была еще и матерью Боровско-Серпуховского князя Василия Ярославича, известного сторонника великого князя Василия Васильевича. Так что заложница била сразу по двум князьям.

Дальнейший маршрут Василия Косого вырисовывается так: Ржева-Тверь-Новгород. Ржева – это связь с Литвой. А князь литовский Свидригайло был союзником Юрия Дмитриевича. Только у Свидригайло сейчас и своих проблем хватало. Он-то как раз ждал помощи от Юрия и Юрьевичей. И, пожалуй, вступать за них в войну с Москвой не мог.

Тверь – это великий князь тверской Борис Александрович. Себе на уме князь. Он, наверное, был рад распрям в гнезде потомков Дмитрия Донского. Но чтобы самому открыто вмешиваться – фиг вам, что называется. Пусть сами друг друга режут. Тогда и Твери поспокойнее будет.

Новгород. Тут всегда найдется партия, поддерживающая врагов Москвы. Особенно если есть возможность выторговать какие-нибудь поблажки.

Что и как сложилось у Василия Косого в Новгороде, мы не знаем. Известие о появлении там князя Псковская летопись помещает после сообщения о 22 июля. А уже по осени Василий Косой покинул город. Но покинул с намерением вести войну.

Перемещения Василия Косого с лета 1434 года по начало 1435 года.
Перемещения Василия Косого с лета 1434 года по начало 1435 года.

Третье явление

Приблизительно в начале июля 1434 года князь Василий Васильевич в третий раз вокняжился на Москве. Дома он застал разграбленную предшественником казну. Это обидно. Зато не застал тёщи. Ну и Бог с ней.

Для Василия II пришел час уплаты по долгам Дмитрию Шемяке и Дмитрию Красному. Прежде всего, великий князь подтвердил для братьев положенное им по завещанию отца.

Нам известен список с духовной грамоты, написанной Юрием в период с 1432 по 1433 годы. Согласно этому завещанию, Василий Косой получал Звенигород, Шемяка Рузу, Дмитрий Красный Галич. Вятка и доля Москвы находились в совместном управлении всеми тремя наследниками.

Василий II для обоих Дмитриев подтвердил отцовы пожалования. Кроме того, придал им: Шемяке Углич – наследство недавно умершего Константина Дмитриевича, Дмитрию Красному Бежецкий Верх. Кроме того, Галич на три года освобождался от ордынской дани.

Перед великим князем встал вопрос принуждения к миру или усмирения старшего из братьев Юрьевичей. Формально его доля отцовского наследства не конфисковалась, оставалась за ним. И повинись Косой сразу, дело быстро бы уладили миром.

Но не таков оказался Василий Юрьевич. В конце 1434 года он начал войну. Из Новгорода с дружиной князь выступил на Бежецкий Верх – удел, пожалованный его брату Дмитрию Красному.

Захватив и растрепав Бежецкий Верх, Косой от него пошел на Вологду. От Вологды двинулся на Кострому.

Как можно понять такие движения? Бежецк – ограбление города, захват добычи. Вологда – это сбор в армию людишек из северных земель. Движение на Кострому – это уже наступление на великокняжеские владения.

Захватив Кострому, Василий Косой по правобережью Волги пошел к Ярославлю. Туда же шло и великокняжеское войско. Столкновение двух армий произошло 6 января 1435 года на реке Которосль в 15 км южнее Ярославля. Василий Косой был разбит, но смог уйти. Война продолжалась.

PS. Да, если вы напомните мне о тёще великого князя, так я вам отвечу: ничего не знаю про ее судьбу. Скорее всего, Косой оставил ее где-нибудь, в Твери или в Новгороде, откуда она вернулась домой.

Продолжение:

------

Все публикации цикла «Тёмный князь. Феодальная война в Московском княжестве»:

Тёмный князь. Феодальная война в Московском княжестве | Internetwar. Исторический журнал | Дзен