Найти в Дзене

Алексей Сергеевич Богомолов (1927-1983) – советский философ, специалист в области истории философии

Независимо от того, применяли ли милетцы слово arche, трактовали ли они «начало» как воду, воздух, беспредельное или еще как-нибудь, несомненно, что определяющая тенденция и сознательная установка этой школы — стремление найти невидимое простым глазом единство в видимом многообразии вещей. Это единство должно быть «усмотрено» умом — здесь пока еще не было, конечно, никакой мистификации. Простейшая и первоначальная процедура научного мышления, состоящая в обнаружении общего свойства группы сходных предметов, приобретает у античных «фисиологов», однако, характер чрезвычайный. Обобщение осуществляется сразу в глобальном масштабе: уж если очевидно, что вода — универсальное условие жизни, то она и есть «природа вещей». За это критиковали философов эмпирики-медики. В трактате «О древней медицине» говорится, что врач не может предписать больному для лечения «что-нибудь теплое» — он должен знать, какое согревающее следует применить, да еще так, чтобы оно не принесло больному вреда вместо польз
Независимо от того, применяли ли милетцы слово arche, трактовали ли они «начало» как воду, воздух, беспредельное или еще как-нибудь, несомненно, что определяющая тенденция и сознательная установка этой школы — стремление найти невидимое простым глазом единство в видимом многообразии вещей. Это единство должно быть «усмотрено» умом — здесь пока еще не было, конечно, никакой мистификации. Простейшая и первоначальная процедура научного мышления, состоящая в обнаружении общего свойства группы сходных предметов, приобретает у античных «фисиологов», однако, характер чрезвычайный. Обобщение осуществляется сразу в глобальном масштабе: уж если очевидно, что вода — универсальное условие жизни, то она и есть «природа вещей». За это критиковали философов эмпирики-медики. В трактате «О древней медицине» говорится, что врач не может предписать больному для лечения «что-нибудь теплое» — он должен знать, какое согревающее следует применить, да еще так, чтобы оно не принесло больному вреда вместо пользы. Такие действия надо знать и по-своему применять в каждом отдельном случае. Философ же ищет «природу человека» в чем-нибудь одном, стремясь из нее вывести способ лечения (см. 25, 27. Ср. Гипп. О др. мед. 15). Естественно, что между этими двумя уровнями знания — «теоретическим» и «эмпирическим» — лежит пропасть.
А. С. Богомолов

Алексей Сергеевич Богомолов (1927–1983) — советский философ и переводчик, историк философии, д.ф.н., специалист по античной и современной англоязычной философии. Подробнее о его творческом пути рассказывается в статье «Философы XX века: Алексей Богомолов, Игорь Нарский, Лев Николаев» д.ф.н. В. И. Антонова. Приводим выдержки из текста:

«Имя Алексея Сергеевича Богомолова, замечательного ученого-философа, которому в 2012 г. исполнилось бы 85 лет, заслуженно может быть вписано в золотой фонд профессорско-преподавательского корпуса философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Своей творческой деятельностью он внес заметный вклад в отечественную науку. Его труды как зримый результат глубокого научно-критического «распахивания» значительного и многопластного исследовательского поля философии (древней, классической, современной) вправе могут быть квалифицированы как этапное явление в развитии историко-философской мысли страны.

Алексей Сергеевич Богомолов родился в Москве в 1927 г., на философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова он поступил в 1950 г. Его вполне осознанный выбор стези философа состоялся после увольнения по состоянию здоровья из военной авиации. С той поры вся его последующая жизнь, творческая, научно-педагогическая деятельность были неразрывно связаны с по-настоящему ставшим для него родным философским факультетом. Здесь прошли его незабываемые студенческие и аспирантские годы (1950–1958). Затем он начал преподавательскую деятельность на кафедре истории зарубежной философии. На ней ему суждено было проработать почти четверть века. Последовательно он прошел все полагающиеся ступени и ранги университетского преподавателя — от ассистента до профессора. В 1958 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвященную критическому анализу теорий творческой эволюции в современной англо-американской философии, а в 1963 г. — докторскую диссертацию по теме: «К истории идеи развития в буржуазной философии ХIХ и ХХ веков». А.С. Богомолов в течение целого ряда лет активно и плодотворно проработал в качестве заместителя главного редактора журнала «Вестник Московского университета. Серия 7. Философия», входил в состав редколлегии журнала «Вопросы философии». На факультете он стал одним из ведущих профессоров, к нему пришло всеобщее признание как к одному из наиболее глубоких и компетентных ученых- исследователей философской мысли Запада. <…>

Для А.С. Богомолова в принципе не существовало понятий «основные» и «не основные». Все труды у него были одинаково значимыми. Поэтому здесь правомерно говорить лишь об условности такого деления. <…>

Кроме того, А.С. Богомолов был одним из основных авторов и редактором капитального учебного пособия «Современная буржуазная философия» (1-е изд. — М., 1972, 2-е изд. — М., 1977), а также книг «Современная философия и религия» (М., 1977), «Кант и кантианцы» (М., 1978), «Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ» (М., 1978). Он также участвовал в написании большого числа интересных и содержательных статей для пятитомной Философской энциклопедии (1960—1970) и Философского энциклопедического словаря (1-е изд. — М., 1983, 2-е изд. — М., 1989). Алексеем Сергеевичем совместно с академиком Т.И. Ойзерманом был написан замечательный для своего времени труд «Основы теории историко-философского процесса» (М., 1983).

Работам А.С. Богомолова присуща высокая профессиональная культура, в них он всегда выступает с четко выраженной авторской позицией, с рельефно репрезентированной авторской стилистикой. Его авторское «я», несмотря на должную «вписанность», «влитость» в идеологически конфронтационную тональность того времени, трудно спутать с кем-то другим. То новое, что внес профессор А.С. Богомолов в исследование историко-философской мысли, в критический анализ западной (буржуазной) философии, подробно освещено, к примеру, в статье А.Н. Антонова и А.Ф. Зотова «А.С. Богомолов как историк философии» [А.Н. Антонов, А.Ф. Зотов, 1986]… <…>

Богомолов Алексей Сергеевич (1927-1983) – советский философ и переводчик, специалист в области истории философии, особенно современной англоязычной, гносеологии и диалектики. Доктор философских наук, профессор. Один из авторов «Атеистического словаря».
Богомолов Алексей Сергеевич (1927-1983) – советский философ и переводчик, специалист в области истории философии, особенно современной англоязычной, гносеологии и диалектики. Доктор философских наук, профессор. Один из авторов «Атеистического словаря».

Следующий момент связан с неожиданным, но обоснованным, потому интересным выводом А.С. Богомолова об общих закономерностях возникновения философии как особой формы духовного постижения мира. Он дан в отмеченной выше совместной с Т.И. Ойзерманом работе «Основы теории историко-философского процесса». Этот вывод заключался в том, что «даже если взять самый ранний период — период возникновения философии, то уже тогда можно говорить о раздельном существовании философского и конкретно-научного знания» [А.С. Богомолов, Т.И. Ойзерман, 1983, с. 105]. Тем самым опровергался продолжительное время бытовавший в советской философии привычный и столь же тривиальный тезис о том, что все науки якобы сформировались, выйдя из единого лона праматери-философии». Еще один момент, отражающий немалую заслугу А.С. Богомолова в основательном исследовании западной философии, состоит в том, что им впервые (1964) в отечественной философской литературе дано детальное и всестороннее критическое рассмотрение общих параметров и принципов теории познания, онтологии и «метафизики» английской, американской, а также немецкой буржуазной философии второй половины ХIХ — первой половины ХХ в. <…>

Даже на основании вышеприведенного перечня трудов А.С. Богомолова (включая фрагментарную характеристику отдельных из них, взятую из аналитической статьи А.Н. Антонова и А.Ф. Зотова) можно сделать вывод о том, что он был не только крупным и общепризнанным специалистом в области истории философии, но и серьезным, т.е. профессиональным, критиком западной философии. Хотя дух того времени требовал непременной осуждающей оценки западной философии, тем не менее богомоловская критика не имела ничего общего с разнузданным, по существу, поверхностным, дилетантским критиканством, столь характерным для представителей идеологического фронта КПСС. В этой связи необходимо отметить определенную несостоятельность некоего стереотипа, утвердившегося в умах отдельных нынешних псевдодемократов, которые сравнивают философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова в 1960–1980-е гг. с идеологическими «казематами». Это, мягко говоря, не вполне соответствует реальной действительности. Я, например, будучи студентом и аспирантом МГУ в 1970-е гг., не чувствовал, не испытывал на себе какой бы то ни было идеологической муштры. Да, форма обучения носила идеологизированный характер. Но в содержательном, неформальном плане атмосфера на факультете всегда способствовала утверждению культа спора, полемики, борьбы мнений и суждений, духа критики и самокритики. Более того, я посмел бы утверждать, что несомненный демократизм, свобода критики, пусть даже облаченные в идеологические «доспехи», все же имели место на нашем философском факультете.

И здесь необходимо выделить одну особенность критицизма профессора Богомолова. Она состоит в том, что его критические работы всегда предварены основательной проработкой первоисточников, прежде всего на языке оригинала. Как справедливо было отмечено в упомянутой здесь работе А.Н. Антонова и А.Ф. Зотова, «вряд ли кто другой из наших историков философии, занимавшихся тем же предметом, был столь детально знаком с источниками, включая даже второстепенные работы (которые, кстати, очень часто способны дать теоретически мыслящему исследователю больше информации о тенденциях и закономерностях философского мышления определенного региона, чем содержание книг «классиков»). Это постепенно позволило А.С. Богомолову стать в центре своеобразной школы историков философии: его многочисленные аспиранты с самого начала оказывались ориентированными на перспективные проблемные области, на исследование действительно значительных фигур в буржуазной философской мысли Англии и США — фигур, которые доселе оставались у нас в тени, — на изучение тенденций, которые только формировались в развитии соответствующих течений».

Будучи настоящим полиглотом, он успешно занимался переводами на русский язык работ Т. Гоббса, Дж. Локка, Т. Карлейля, Т. Пейна, Р.В. Селларса, Г. Лотце, А. Тренделебурга, Р.У. Эммерсона и многих других. Еще одним бесспорным свидетельством этого качества является то, что в вышеупомянутой совместной с академиком Т.И. Ойзерманом работе «Основы теории историко-философского процесса» профессор А.С. Богомолов в написанных им главах свободно оперирует и использует многочисленные и малоизвестные источники на пяти языках. <…>

Профессор А.С. Богомолов, безусловно, являл собой пример опытного и талантливого лектора. Надежным подспорьем ему служили такие его профессиональные качества, как хорошо поставленная и отшлифованная дикция, умение ясно выражать мысли, другие его логико-риторические способности, а также несомненное педагогическое мастерство. Именно поэтому его учебные курсы лекций на философском, психологическом и других гуманитарных факультетах Московского университета, в ИПК при МГУ, в других университетах нашей страны и за рубежом, его спецкурсы и семинары всегда вызывали живой интерес у многочисленных слушателей, пользовались у них неизменным успехом. Но Алексей Сергеевич, будучи подлинным мастером слова, не чурался и широкой публики. Еще со студенческих лет для меня, например, памятны его публичные лекции. Одна из них, помнится, состоялась ранней весной 1974 г. в конференц-зале МГУ и была посвящена критическому анализу западной (буржуазной) философии, ее истоков, сущности, основных тенденций и перспектив развития. Примечательно и то, что к ней тогда официальный и особый интерес проявил сам ректор университета — Рем Викторович Хохлов.

Вот такой многогранной и неординарной личностью был профессор А.С. Богомолов. Человека такого уровня, блестящего ученого, педагога и гражданина невозможно забыть. На нашем факультетском небосклоне, да и, верно будет сказано, на небосклоне всей отечественной философской мысли фигура Алексея Сергеевича Богомолова была весьма заметной в 1960-1980-е гг. Вспоминая его светлое имя с давно утихшей, но изредка все же дающей о себе знать болью в сердце, каждый раз приходится констатировать то, что он ушел из жизни неоправданно рано, едва перевалив 55-летний рубеж. Случилось это в 1983 г. Такова была судьба. Но… звезда его творчества и жизни не угасла до конца, не исчезла совсем. Она ярким отблеском отразилась в его многочисленных трудах, осталась в памяти его коллег, друзей и учеников».

Основные работы А.С. Богомолова

  • «Критика субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли: Лекция» (1959)
  • «Идея развития в буржуазной философии XIX и XX веков» (1962)
  • «Немецкая буржуазная философия после 1865 г.» (1969)
  • «Буржуазная философия США XX века» (1974)
  • «Опредмечивание ценности и социологическое познание» (1974)
  • «Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма» (1964)
  • «Английская буржуазная философия XX века» (1973)
  • «Диалектический логос. Становление античной диалектики» (1982)
  • «Основы теории историко-философского процесса» (1983)
  • «Античная философия» (1985)

Расширенный список русских философов: перейти