Найти в Дзене
Георгий Дмитриевич Гачев (1929-2008) – советский и российский философ, культуролог, эстетик
И вот вырисовывается психейный сюжет Декарта: наполеонизм самоутверждения, императорское завоевание мира духа — и покой, уединение, где единственно мог чувствовать себя при себе. Само собой разумеется, что Декарт, уйдя от обычной жизни с детства, в своем боковом пути далеко ушел от понятий века, а потому и страшился (церкви, ученых), и хотел утвердить себя в ином. Тем более, что в салоне не самоутверждался. А самоутверждение в обществе и любви отчасти взаимозаменимы. Притом во Франции и то и другое во многом — формы тщеславия, как движущей причины...
5 месяцев назад
Алексей Сергеевич Богомолов (1927-1983) – советский философ, специалист в области истории философии
Независимо от того, применяли ли милетцы слово arche, трактовали ли они «начало» как воду, воздух, беспредельное или еще как-нибудь, несомненно, что определяющая тенденция и сознательная установка этой школы — стремление найти невидимое простым глазом единство в видимом многообразии вещей. Это единство должно быть «усмотрено» умом — здесь пока еще не было, конечно, никакой мистификации. Простейшая и первоначальная процедура научного мышления, состоящая в обнаружении общего свойства группы сходных предметов, приобретает у античных «фисиологов», однако, характер чрезвычайный...
6 месяцев назад
Галина Михайловна Андреева (1924-2014) – советский и российский социальный психолог и социолог
Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Немецкие исследователи Г. Гибш и М. Форверг предложили принцип, по которому можно классифицировать эти первые социально-психологические системы. Таким принципом (или критерием их различения) является способ анализа взаимоотношения личности и общества. При выяснении этой проблемы принципиально возможны два решения: признание примата личности или примата общества...
6 месяцев назад
Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979) – советский философ, исследователь марксистско-ленинской диалектики
Ясно, что идеальное, т. е. активная общественно-человеческая форма деятельности, непосредственно воплощено, или, как теперь любят говорить, «закодировано», в виде нервно-мозговых структур коры мозга, т. е. вполне материально. Но материальное бытие идеального не есть само идеальное, а только форма его выражения в органическом теле индивида. Идеальное само по себе — это общественно определенная форма жизнедеятельности человека, соответствующая форме ее предмета и продукта. Пытаться объяснять идеальное...
6 месяцев назад
Михаил Константинович Петров (1923-1987) – советский и российский философ, теоретик культуры
Исследования первой половины XX в. несколько изменили представления о традиции. Оставляя стабильность и живучесть в числе существенных характеристик традиционной культуры, они вместе с тем выявили весьма высокую оперативность традиции в практическом освоении традиционными средствами явно нетрадиционных включений в духе упоминавшегося уже заявления Энтховена: «Современная Индия, создавшая касту шоферов из большого числа людей, водящих автомашины, уже почти созрела для того, чтобы разбить ее на подкасту...
6 месяцев назад
Павел Васильевич Копнин (1922-1971) – советский философ, гносеолог и логик
Разумное познание – это прежде всего оперирование понятиями и исследование их собственной природы. Разум не просто механически переставляет и группирует понятия, но осознает их содержание и природу и в соответствии с этим осознанием оперирует ими. Отсюда разумное выступает в определенной степени самопознанием. Самопознание как исследование природы постигающего мышления является не самоцелью, а средством более успешного познания объективного мира. Чтобы полнее и глубже познать объект, субъект должен понять свои средства и способы познания...
6 месяцев назад
Арсений Владимирович Гулыга (1921-1996) – советский и российский философ, историк философии
Игра не скована «естественной необходимостью или социальной обязанностью», это — воплощение свободы. Но не произвола! В любой игре заданы определенные правила, суть игры — в их виртуозном исполнении. Играющий свободно, по собственной воле принимает заданную программу и отдает своп силы лучшему ее осуществлению. Свобода в игре сливается с необходимостью. Ничто великое не совершается без страсти. Энтузиазм — источник великих свершений, двигатель прогресса. Не только. материальный интерес, политические соображения, честолюбие заставляли людей покидать насиженные места и уходить в неведомые края...
6 месяцев назад
Моисей Самойлович Каган (1921-2006) – советский и российский философ и культуролог
Длительное время теоретическая мысль пыталась свести человеческую деятельность к какому-то одному ее виду — к политической активности (по Аристотелю), к мышлению (по Линнею), к игре (по Хейзинге) и т.д. и т.п. Затем, когда все очевиднее становилась ограниченность подобных решений проблемы, на смену концепциям, упрощавшим реальное положение вещей, стали приходить такие, в которых человек и его деятельность представали во всей их сложности и многомерности, но при этом никак не раскрывали тайны своей организованности...
6 месяцев назад
Игорь Сергеевич Нарский (1920-1993) – советский философ, историк философии
По нашему мнению, ценность — это одна из категорий, характеризующих отношение людей к поставленным ими перед собой целям и взаимодействие целей и средств достижения последних. Ценностной оценке подлежат идеалы, сформированные людьми, как представителями определенных общественных классов и партий, желания и стремления людей к их осуществлению и итоги их относительно полной реализации. Одна из ошибок утилитаристского истолкования – ценностей заключается в непонимании различия между целями-идеалами и непосредственной узкоконкретной деятельностью в данный момент, преследующей частные цели...
6 месяцев назад
Феохарий Харлампович Кессиди (1920-2009) – советский и российский философ греческого происхождения
Первоначальные философские и наукообразные (донаучные) представления о мире и жизни были тесно связаны с мифом и религией и возникли в лоне последних. Однако миф и религия, с одной стороны, и философия и наука — с другой, представляют собой разные типы сознания и мышления. И цели их развития, первоначально переплетающиеся, впоследствии оказались различными. Поэтому речь может идти лишь о взаимовлиянии этих форм сознания на всем протяжении их развития, о переходе от одной формы сознания к другой, а не о причинно-следственных отношениях между ними...
6 месяцев назад
Михаил Яковлевич Гефтер (1918-1995) – советский и российский историк, философ
Философия в русскую речь вошла ритмом. Важный момент русской речевой революции – новая стихия речевого существования. В ее рамках возникала связь отдельного человека и маленького кружка близких людей: сам-два, сам-пять – с Россией в контексте мирового процесса. Вот человек Белинский – как ни замечательны его статьи, переписка еще интересней. Люди его кружка пишут письма-исповеди тетрадями, на одном дыхании. Затрагивают все что угодно. Переходя от Бога к предметам, где принято ставить отточие, употребляют слова, неприличные в литературном обиходе...
6 месяцев назад
Григорий Соломонович Померанц (1918-2013) – российский философ, культуролог, писатель
Логически развивая свои принципы, философы из осколков бытия создают искусственную цельность системы. Для них это была невинная игра. Но через 2,5 тысячи лет идеи овладели массами и стали материальной силой. Кризис исторически сложившегося общества заставил искать новых, разумных оснований жизни и перестраивать жизнь на основе идеи. Все разновидности тоталитаризма основаны на одной «тотальной» идее, во имя которой можно приносить любые жертвы. Две такие идеи уже провалились. Но уроки истории, как заметил Гегель, никому не идут на пользу...
6 месяцев назад