Найти в Дзене

В начале Большой Конюшенной улицы и на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге

Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! Мы все еще на Большой Конюшенной улице! Пройдя в прошлый раз по Большой Конюшенной сначала от Невского проспекта, а затем от Волынского переулка, осмотрев там двух миниатюрных лошадок, до доходного дома Слепцова, в котором жил основатель знаменитых заводов Петербурга – Путилов, мы остановились (если не читали – переходите по этой ссылке). Теперь нам предстоит рассмотреть, кроме интересных домов в самом начале улицы и на самой Конюшенной площади, еще одну миниатюрную лошадку. Следующий дом – самый маленький из всех на этой улице. Его называют то домом Жадимировского, то Демидовых, а перестроен он был из здания XVIII века в 1823 году по проекту архитектора Ивана Григорьевича Гомзина. Тогда он надстроил третий этаж, декорировав фасад скупыми, но выразительными деталями. Дальше мы видим снова немаленький такой четырехэтажный бывший доходный дом, перестроенный в 1844 году Богуславом Богуславовичем Гейденрейхом в стиле эклектика (как отмечают специал
Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! Мы все еще на Большой Конюшенной улице! Пройдя в прошлый раз по Большой Конюшенной сначала от Невского проспекта, а затем от Волынского переулка, осмотрев там двух миниатюрных лошадок, до доходного дома Слепцова, в котором жил основатель знаменитых заводов Петербурга – Путилов, мы остановились (если не читали – переходите по этой ссылке). Теперь нам предстоит рассмотреть, кроме интересных домов в самом начале улицы и на самой Конюшенной площади, еще одну миниатюрную лошадку.

Фото автора
Фото автора

Еще несколько интересных домов по нечетной стороне

Следующий дом – самый маленький из всех на этой улице. Его называют то домом Жадимировского, то Демидовых, а перестроен он был из здания XVIII века в 1823 году по проекту архитектора Ивана Григорьевича Гомзина. Тогда он надстроил третий этаж, декорировав фасад скупыми, но выразительными деталями.

Фото автора
Фото автора

Дальше мы видим снова немаленький такой четырехэтажный бывший доходный дом, перестроенный в 1844 году Богуславом Богуславовичем Гейденрейхом в стиле эклектика (как отмечают специалисты: наряду с элементами классицизма присутствуют элементы ренессанса). А принадлежал этот дом с XVIII века Пущиным, сначала адмиралу, затем его сыну – генерал-лейтенанту, а после его смерти – младшему из двух братьев декабристов – Михаилу Ивановичу, который, будучи разжалованным из гвардейского капитана в рядовые после декабрьского восстания 1825 года (хотя, не встал на сторону восставших, но не донес), впоследствии все-таки дослужился до генерала.

Фото автора
Фото автора

А дом этот уже в конце XIX века не очень удачно был надстроен еще одним этажом. Еще я здесь зачем-то обратил внимание на результат работы современных «гениев маркетинга», то есть на название ресторана в этом доме: «Рыба и гады». Возникает справедливый вопрос: кто кого в этом ресторане ест?

Фото автора
Фото автора

Следующий дом тоже в стиле эклектики, повыше, но поуже предыдущего, был переделан из особняка чиновника Челищева, которому он принадлежал в середине XIX века, в доходный дом. Переделка эта состоялась в 1876 году, когда домом владел действительный статский советник П.А. Мясоедов, автором проекта этой перестройки является Август Людвигович Штраух.

Фото автора
Фото автора

Здание выросло на один этаж, в центре фасада был устроен полукруглый эркер, над окнами появилась пышная, но измельченная лепнина – женские маски, фигурки путти, картуши. Но в 1917 году архитектор Мариан Станиславович Лялевич надстроил еще мансарду.

В начале улицы, третий пегас

Вот мы уже почти подошли к Конюшенной площади, от которой и начинается улица Большая Конюшенная, и здесь мы ненадолго переведем взгляды на противоположную сторону улицы, где от самой площади и до Шведского переулка расположился длинный дом, который являлся жилым корпусом придворно-конюшенного ведомства.

Фото автора
Фото автора

Появился такой длинный дом, когда в самом начале XIX века архитектор Луиджи Руска объединил разрозненные строения в один жилой корпус. В 40-х годах того же столетия архитектор Александр Иванович Буржуа переделал это здание по-своему, а уже на рубеже XIX-XX веков Владимир Михайлович Лопатин надстроил здание третьим и четвертым этажами.

Фото автора
Фото автора

Ну а в самом начале улицы-бульвара мы видим третье творение скульптора Аземши – еще один крылатый коняшка – Пегас, с какими-то непонятными шарами под его задними ногами. Вот его мы уже видели и раньше, еще в 2022 году, когда проходили здесь, идя от Спаса на Крови к атлантам Эрмитажа (если не читали – переходите по этой ссылке).

Конюшенная площадь и Конюшенное ведомство

Посмотрев еще раз на Пегаса, мы выходим на Конюшенную площадь, за которой находится то самое здание – Конюшенное ведомство, от которого и пошли все эти «Конюшенные» названия, о которых я писал все в той же статье. Кроме того, что я уже перечислил, есть еще Большой Конюшенный и Ново-Конюшенный мосты, улица Малая Конюшенная и Конюшенный переулок, а еще Конюшенный музей. А связано это все с тем, что когда-то здесь располагались императорские конюшни.

Фото автора
Фото автора

По указу Петра I архитектор Николай Федорович Гербель в 1723 году построил здесь такой комплекс зданий, но есть мнение, что еще в 30-е годы того же века его достраивал Михаил Григорьевич Земсков, а затем и свою руку к этому приложил Антонио Ринальди. К началу XIX века все это сильно обветшало и необходимо было перестраивать. Такая перестройка, в конце концов, была поручена Василию Петровичу Стасову. Его реконструкция, с использованием прежних стен, завершилась в 1823 году.

Фото автора
Фото автора

Обновленные Императорские конюшни вновь стали одной из архитектурных доминант города, в них содержалось до 500 голов отборных лошадей лучших пород, достаточно заметить, что еще до этого скульптор Этьен Фальконе выбрал здесь коня для своего «Медного всадника», а в середине XIX века Петр Карлович Клодт нашел здесь коней для работы над скульптурами Аничкова моста. Кроме того, надвратная церковь Спаса Нерукотворного, построенная Стасовым, стала доминантой этого комплекса. В ней отпевали в 1837 году Александра Сергеевича Пушкина, а в 1857 году – провели панихиду в память Михаила Ивановича Глинки.

Фото автора
Фото автора

Эта церковь – единственное здание комплекса, которое можно увидеть сейчас, и церковь эта сейчас действующая. Остальное все плотно укрыто и уже давно. Печально, но, насколько я знаю, власти города с начала этого века никак не могут решить – что делать с этим памятником архитектуры федерального значения. Еще два года назад я думал, что там идет реставрация, оказывается, все эти годы там и «конь не валялся», простите, но это выражение, по-моему, лучше всего подходит к такой ситуации и к этому месту.

Фото автора
Фото автора

Вот на этой не очень оптимистичной ноте мы пока и остановимся, но все-таки будем надеяться на лучшее! А куда мы пойдем дальше – я Вам расскажу уже в следующий раз!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!

А увидеть это все более наглядно в моем видео-обзоре Вы сможете по подписке «Премиум» на моем канале.