Найти в Дзене

Утро в Петербурге. От пегасов до атлантов. Продолжение однодневного путешествия.

Павел Бочкарев на фоне атлантов Эрмитажа. Фото автора.
Павел Бочкарев на фоне атлантов Эрмитажа. Фото автора.

Приветствую Вас, друзья! После незабываемых впечатлений Спаса на Крови мы отправились дальше. Перешли через канал Грибоедова по Ново-Конюшенному мосту и пошли через Конюшенную площадь. Еще здесь есть улица Большая Конюшенная, Конюшенный переулок, Большой Конюшенный мост, Конюшенное ведомство и Конюшенный музей, в общем сплошные кони. А связано это все с тем, что когда-то там располагались императорские конюшни.

Конюшенная площадь закрыта вот таким декоративным баннером. Фото автора.
Конюшенная площадь закрыта вот таким декоративным баннером. Фото автора.

Сама площадь почти полностью была закрыта заборами с баннерами, вроде бы готовят что-то к Новогодним и Рождественским праздникам или же идет очередная реставрация и ремонт, я так до конца и не понял. Но вид из-за этого у площади оказался никакой! И разглядеть старинные здания вокруг площади нам так и не удалось.

Кроме всех перечисленных однокоренных названий нам повстречалось еще одно интересное создание – это маленький коняшка с крыльями – Пегас! Увидели мы его прямо на пешеходном переходе, где Большая Конюшенная берет свое начало от Конюшенной площади. Скульптура небольшого крылатого коня, сантиметров 30 в высоту, установлена на большой гранитной чаше, видимо, по замыслу, он прилетел на водопой.

Как я позже узнал, таких скульптур на этой улице три, еще два Пегаса разместились на перекрестке с Волынским переулком, правда они отличаются друг от друга разными позами. Другие два я, к сожалению, не видел, просто не знал тогда, что они есть, а вот этот весьма интересен. В общем симпатичный такой Пегас, а вот что за шары у него под задними ногами, я так и не понял. Может быть что-то из мифологии или какая-то неординарная задумка автора – не знаю, может кто подскажет?

Посмотрев на все это конное великолепие, мы идем дальше, конечно же, по Конюшенному переулку и через Большой Конюшенный мост выходим на набережную Мойки. Но вначале несколько слов о мосте, по которому мы прошли. Первый деревянный мост на этом месте был построен еще в начале XVIII века и носил название Греческий, потому что рядом находилась греческая слобода. Чугунное сооружение, которое мы видим сейчас, построено в 1828 году с применением инновационных решений тех времен. Еще его оформили ажурными чугунными перилами и торшерами с фонарями, есть мнение, что свою руку к украшению моста приложил знаменитый К.И. Росси.

По обеим сторонам от Мойки расположились старинные дома, каждый из которых имеет свою богатую историю, но одно здание как-то по-особому выделяется – это дом княгини А.Н. Волконской. Кроме того, что это памятник архитектуры XVIII века, он более известен тем, что в нем жил последние свои месяцы и скончался здесь же в 1837 году после смертельного ранения на дуэли Александр Сергеевич Пушкин. Сейчас в этом здании находится музей-квартира А.С. Пушкина, который входит в состав музейного комплекса «Всероссийский музей А.С. Пушкина».

Дом княгини А.Н. Волконской. Фото автора.
Дом княгини А.Н. Волконской. Фото автора.

Сейчас мы с Вами идем еще к одному мосту через Мойку – Певческому, но проходя по набережной Мойки, мы проходим по другому мосту – 2-му Зимнему мосту. Про «Зимние» мосты и одноименную канавку расскажу чуть позже, а пока про Певческий. Название он свое получил от находящейся рядом Императорской певческой капеллы. Но первоначально на этом месте был построен деревянный мост, названный «Желтым», по своему цвету, и построен он был по проекту знаменитого О. Монферрана для прохода войск к открытию Александровской колонны на Дворцовой площади. А в 1840 году был построен нынешний арочный металлический мост по проекту инженера Е.А. Адама.

Теперь возвращаемся к Зимней канавке. А что это такое – Зимняя канавка? По сути, это небольшой канал, кстати, первоначально он так и назывался каналом, а названий у этого канала было несколько, он был прорыт еще в 1719 году рядом с Зимним дворцом Петра I. Этот канал переименовали в Зимнюю канавку в начале XIX века. Она соединяет две реки: Мойку и Неву. По протяженности она очень небольшая, но на ней установлено три моста. Первый и самый старинный, в том числе старейший каменный мост в Петербурге – Эрмитажный. Он находится на Дворцовой набережной реки Невы.

Второй по старшинству – это 1-й Зимний мост, он проложен через канавку по улице Миллионной. Интересная история этого моста, первоначально он находился в другом месте на этой же улице, но проложенный через Красный канал, который в последствии засыпали. В итоге, там он стал не нужен, его разобрали и перенесли на это место, установлен он был здесь в 1784 году. По началу он назывался Немецким, потом Миллионным (как называлась улица, так и мост), а уже в XIX веке он стал Зимним, без всякого первого, потому что второго еще и в помине не было. Нынешнее название за ним закрепилось только в 1940 году.

А вот 2-й Зимний мост, про который я уже упоминал, это самый «молодой» из трех. На этом месте мост появился только в XX веке, сначала в 30-х годах – деревянный наплавной, потом – в 1940 году стационарный, но тоже деревянный. А нынешний каменный мост появился здесь только в 1964 году. Его сделали внешне схожим с 1-м Зимним мостом, поэтому так сразу и не скажешь, что это мост XX века.

2-й Зимний мост. Фото автора.
2-й Зимний мост. Фото автора.

Внимательно разглядев три моста на Зимней канавке, а также прекрасные здания Эрмитажа и Пажеского корпуса вдоль нее, мы сворачиваем на Миллионную улицу в сторону Дворцовой площади. И здесь мы видим эпичную картину: десять пятиметровых атлантов удерживают на своих руках верхнюю часть портика Нового Эрмитажа, то есть крыльца главного входа в виде галереи. Правда это место уже более ста лет не является входом в музей.

Атланты здесь действительно внушительного вида, а созданы они были скульптором А.И. Теребеневым за два года, правда ему помогали еще около 150-ти каменотесов, но лица атлантов Теребенев выполнял собственноручно. И в 1848 году эти гиганты вместе с портиком были установлены там, где мы их сейчас и наблюдаем. А в начале 1852 года открылся и сам музей в здании Нового Эрмитажа. Помимо портика с атлантами, бросаются в глаза еще шесть скульптур в нишах, по три с каждой стороны от портика. Это мастера античности, итальянского Возрождения и немецкого неоклассицизма.

Во время блокады Ленинграда портик Нового Эрмитажа, как и весь Эрмитаж, не избежал разрушений от дальнобойной артиллерии нацистов, в результате одного из таких попаданий один из атлантов получил серьезные «ранения», спасибо реставраторам!

Эти шедевры XIX века можно разглядывать часами, но мы все-таки пошли дальше. А вот куда – Вы узнаете уже в следующий раз, если опять будете путешествовать вместе с нами!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самое интересное!