Найти в Дзене
ВЕДОМОСТИ

От «Темной оттепели» до Нотр-Дама: главные выставки весны

Оглавление

Паломничество академистов и авангардистов в Центральную Азию, ночная жизнь в дурной компании времен советской оттепели, собор Парижской Богоматери из запасников Пушкинского музея, «Дискотека» Тимура Новикова и еще три этажа современного искусства в МАММ. «Ведомости. Город» составил подборку самых ярких выставочных проектов весны.

1. «Расположение картин зависит от вкуса»

До середины лета в «Мультимедиа арт музее» расположилась подборка произведений современного искусства из собрания Антона Козлова, занявшая три этажа. Главные хиты, дающие представление о характере и размахе коллекции, собраны на первом. Сам коллекционер особо выделяет две работы: датированный 1972 г. «Дорожный знак» Ивана Чуйкова – первый вариант (второй хранится в собрании Третьяковской галереи) и «Дискотеку» Тимура Новикова 1989 г.

«Каждая ткань Тимура Новикова – настоящая драгоценность, но эта – совершенно особенная, – рассказывает Антон Козлов «Ведомости. Городу». – Пока коллекции моих коллег полнятся каноническими закатами, самолетами и кораблями, мне интересно выбирать и произведения с не самыми типичными для Новикова сюжетами. Вот и в этой работе нет ничего из вышеперечисленного: только лучи стробоскопа, хорошее настроение и предвкушение лучшей вечеринки».

Неофициальное советское искусство также представлено такими знаковыми именами, как Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Юрий Злотников и Михаил Рогинский. Из поколения своих современников Козлов больше всего внимания уделяет таким авторам, как Ирина Корина, Алина Глазун, Роман Сакин и Петр Кирюша. Многие из работ впервые показываются в России, некоторые из них не экспонировались в музеях с начала 1990-х гг. Сам Козлов начал собирать современное искусство в 2019 г. Сегодня его коллекция насчитывает порядка 1000 работ.

До 15 июня 2025 г.

2. «Темная оттепель»

В Центре Вознесенского знакомят с обратной стороной советской культуры 1960-х гг. Здесь нет красных флагов, улыбающихся лиц передовиков труда и пионеров, залитых ярким солнцем городских пейзажей. Вместо них представлены мрачные, но при этом гипнотические работы художников, которые сознательно выбрали существование на обочине культурной жизни. И пристально изучали ее изнанку. Специально для этого проекта выставочные залы были стилизованы под конкретные пространства.

«Сначала посетитель оказывается в ночном городе с мрачными переулками, потом заходит в рюмочную или к кому-то в гости на огонек. Во второй половине 1950-х гг. как раз начинает развиваться инфраструктура ночной жизни, где легко схватить помутнение рассудка, а потом оказаться в дурной компании. Это следующий зал, который так и называется – «Дурная компания», – объясняет в беседе с «Ведомости. Городом» Дмитрий Хворостов, куратор выставочных проектов Центра Вознесенского.

Самым эффектным на выставке оказался зал, оформленный как колумбарий. Именно здесь собраны работы наиболее узнаваемых авторов той поры – Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского, Бориса Свешникова. Даже самые зловещие сюжеты выписаны у них с невероятным мастерством: будь то минималистичные натюрморты Краснопевцева, тяготеющие к геометрическим формам, или как бы сотканные из сотен ярких точек полотна Свешникова.

В остальных залах представлены художники, имена которых эта выставка открывает для массового зрителя. Это, например, Владимир Ковенацкий – с его линогравюрами, напоминающими зловещие карикатуры, или Алексей Смирнов фон Раух, смело переосмысляющий религиозные сюжеты.

«Для многих художников нашей выставки творчество – это в первую очередь попытка заглянуть за покров обыденности, – добавляет Хворостов. – В этом смысле они искатели, индивидуалы, экспериментаторы. Не только в плане художественном, но и в плане личной и духовной жизни. Мы предлагаем зрителю войти в эту колею и посмотреть на оттепель с позиции радикально поставленных вопросов о жизни и смерти».

До 18 мая 2025 г.

3. «Французский рисунок первой половины – середины XIX века»

Коллекция любого крупного музея, как правило, похожа на айсберг, большая часть которого скрыта под водой – в запасниках. ГМИИ имени А. С. Пушкина не является исключением. В особенности это касается графики, которая из-за своей хрупкости выставляется редко и на строго ограниченное время.

Однако начиная с 2001 г. Пушкинский музей регулярно выпускает научные каталоги, посвященные определенной части своего собрания, и каждое издание обычно сопровождается выставкой. Этой весной очередь дошла до французского рисунка. Вышедший каталог посвящен периоду с первой половины до середины XIX в. В нем опубликованы 364 рисунка, из которых для выставки отобрали свыше 160 работ.

По словам Виталия Мишина, хранителя коллекции французского рисунка (насчитывает более 2000 листов), подборка в сжатом виде отражает общую структуру собрания и его характер. Посетители увидят творения художников первого ряда – вроде Эжена Делакруа, Оноре Домье или Гюстава Доре. Но основную часть экспозиции составили произведения так называемых «малых мастеров», имена которых почти неизвестны широкой публике, что не делает их менее интересными. Большинство работ показаны впервые.

«Коллекции французского рисунка этого периода в разных музеях очень разнятся, – уточняет Мишин в разговоре с «Ведомости. Городом». – У нашей есть свое неповторимое лицо, во многом за счет того, что в ней много малоизвестных имен. В последний раз большая выставка из этого фонда проходила в 1927 г., с тех пор большинство листов десятилетиями лежат в папках. Но даже тогда из запасников достали примерно полсотни работ, а сейчас мы показываем втрое больше».

Рисунки на выставке поделены на 25 тематических разделов – от пейзажей и портретов до комических сцен и зарисовок нравов светского общества. При подготовке каталога и выставки авторство и датировка многих работ были уточнены. Часть из них сравнивались с похожими произведениями из других коллекций, в том числе из парижского Лувра. В других случаях помогали косвенные детали. Например, дату создания часто можно определить по крою костюма, женской прическе или элементам архитектуры.

«Глядя на изображение собора Парижской Богоматери, можно вспомнить о том, что до реставрации середины XIX в. он выглядел иначе, – объясняет Мишин. – Шпиль и фигуры горгулий добавил реставратор Виоле-ле-Дюк. Если их не видно, значит, рисунок был создан раньше».

До 27 июля 2025 г.

4. «Путь на Восток»

«Принято думать, что русское искусство находится всецело под влиянием Запада, между тем как на самом деле оно отличается совершенной самобытностью. Влияние Запада чисто внешнее, что касается содержания, то оно является скорее русско-азиатским». Этим эпиграфом из программного выступления художника Аристарха Лентулова 1920 г. Третьяковская галерея открывает выставку «Путь на Восток». Составлена она будет из произведений русских мастеров начала ХХ в., которые в поисках вдохновения открывали для себя Центральную Азию.

«Начинается экспозиция с работ Павла Кузнецова 1910-х гг., созданных под впечатлением его поездок в Туркестан, – рассказывает куратор выставки Игорь Смекалов. – Но костяк экспонатов составляют произведения 1920-х гг., когда туда вслед за Красной армией двинулись авангардисты, чтобы создавать свободные художественные мастерские. Это особый феномен – мы называем его великой футуристической революцией, – про который мало кто знает».

Востоком в то время были увлечены самые разные художники – от академистов до авангардистов. Этому во многом способствовал бум железнодорожного строительства, и образ поезда станет одним из лейтмотивов выставки. Посетители увидят хронику переездов боевого агитпоезда «Красный Восток», знаменитый документальный фильм «Турксиб» и акварельный цикл Сергея Герасимова, буквально по дням документирующий отъезд художников в эвакуацию в Азию в 1940-е гг. и их возвращение.

Экспозиция будет состоять из четырех хронологических разделов, каждый из которых будет посвящен конкретному десятилетию. Такой подход позволяет Игорю Смекалову говорить о проекте как о масштабной картине художественной жизни первой половины ХХ в. Все художники или объединения будут представлены не одной работой, а целыми блоками.

Из полутора сотен работ большинство происходят из собственных фондов Третьяковки, но есть и добавления из коллекций Русского музея (включая шедевры Кузьмы Петрова-Водкина и Александра Самохвалова), а также из Музея Востока, Музея театра кукол Образцова, из Оренбургского музея изобразительных искусств. Будет много масштабных полотен.

«Например, мы отреставрировали и впервые показываем огромный холст Семена Чуйкова, который никто не видел с 1930-х гг., – подчеркивает Смекалов в интервью «Ведомости. Городу». – Зрители увидят сверкающую после реставрации картину «Кузнецы» выдающегося, совершенно забытого мастера-академиста Степана Карпова, созданную им во время поездки в Самарканд в 1925 г. Эту работу воспроизводили буквально везде, а потом почти не показывали».

По словам Смекалова, почти 80% работ из фондов Третьяковки впервые предстанут в отреставрированном виде.

С 17 апреля по 28 сентября 2025 г.

Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram

Читайте также:

Рынок кикшеринга вырастет в 1,7 раза к 2027 году

РЖД вернулась к идее запуска trade-in для грузовых вагонов

«Иннопрактика» откроет хаб для российских IT-компаний в Нью-Дели