Найти в Дзене
В Движении

Авторынок России уже не спасти: как чиновники и банкиры методично убивают последнюю надежду автопрома

Оглавление

Друзья, российский авторынок сегодня находится в крайне тяжелом положении. Можно сказать, его целенаправленно убивают, хотя, казалось бы, куда уж дальше.

Наш авторынок и так всегда был не слишком здоровым: хромал на обе ноги, косил под иномарки, латал дыры сомнительными методами. Но он хотя бы как-то существовал и функционировал. А вот отечественный автопром, по сути, так никогда толком и не родился.

Если проанализировать историю автомобильной промышленности в нашей стране с начала XX века, станет ясно: всё, что мы когда-либо производили, было так или иначе заимствовано у иностранцев.

Современный авторынок России

Что же мы имеем сегодня? Возрождение бренда Москвич, по факту, оказалось попыткой реанимировать труп советского автопрома с помощью донорских китайских органов от JAC.

В целом же иномарки, включая подержанные, завозимые всеми правдами и неправдами, составляют до 80% рынка. А наш автопром как был "отверточной сборкой", так ею и остался.

При этом государство и финансовые власти делают всё, чтобы добить и это полумертвое существование рынка. Утильсбор - 667 тысяч рублей на машину с мотором 1-2 литра с 1 января 2023 года.

-2

Таможенные пошлины, налоги, а главное - ключевая ставка ЦБ в 21% годовых, от которой напрямую зависит стоимость автокредитов. Не за горами и обсуждаемое повышение до 25%.

При этом для большинства россиян автомобиль был и остаётся если не предметом роскоши, то второй по значимости покупкой после жилья. А значит, кредиты - почти безальтернативный вариант.

Война регуляторов и рынка

Получается, мы видим затяжной конфликт между попытками ЦБ охладить якобы "перегретый" рынок и стремлением автобизнеса хоть как-то стимулировать падающий спрос.

Население оказалось меж двух огней: с одной стороны - заоблачные кредитные ставки до 35-45% годовых, с другой - временные скидки и мнимые "льготы" от дилеров.

-3

В итоге вторичный рынок тоже стоит. Люди вынуждены назначать неадекватные цены, чтобы компенсировать хотя бы часть потерь. Никто не хочет отдавать машину за бесценок, но и покупателей на такие цены нет. Все это рисует крайне печальные перспективы.

Тупик китайского автопрома

Казалось бы, на этом фоне китайцы могли занять нишу доступных и современных автомобилей. Однако на деле мы видим, что цены на Chery, Geely, Exeed и прочих сопоставимы, а то и выше стоимости ушедших с рынка корейцев, японцев, европейцев.

Потому что помимо жадности самих "поднебесных" брендов, на них давят всё те же утильсборы, пошлины, налоги.

-4

По сути, цены на китайские машины в России намного выше, чем на домашнем рынке. Настолько, что для рядового россиянина что Chery Tiggo, что VW Tiguan одинаково недостижимы.

В Китае же за ту сумму, что просят за Geely Atlas Pro, можно купить два топовых Coolray. Вот и приходится людям либо вообще отказываться от покупки, либо идти за 10-15-летним "премиум-секонд-хендом".

Сравнение России и Китая

При этом любители порассуждать о "величии России" любят ставить в пример опыт Китая: дескать, смогли же за 20-30 лет из велосипедной страны стать лидером мирового автопрома и рынка. Однако они не учитывают несколько ключевых факторов.

Первое - это эффект масштаба. В Китае живет почти 1.5 миллиарда человек, из них экономически активны, по разным подсчетам, до миллиарда. В России - 146 миллионов, из них занято в экономике лишь 73 миллиона. Как ни крути, разница колоссальная.

-5

Второе - технологии. Китай сумел стать "сборочным цехом" планеты, сосредоточив у себя ключевые производства электроники, оборудования, комплектующих. Тот же Apple производит все айфоны исключительно в КНР.

А ведь ещё в 1970-е годы при Мао Цзэдуне Китай был нищей страной, едва способной прокормить себя. Реформы Дэн Сяопина открыли дорогу иностранным инвестициям, технологиям, но при этом жестко контролировались компартией.

В итоге, сегодняшний результат - это 30-40 лет последовательной работы над повышением уровня образования, квалификации рабочей силы, внедрением современных технологий и оборудования, созданием продуманных производственных кластеров. Плюс беспощадная борьба с коррупцией, позволившая направить ресурсы в развитие экономики.

Может ли Россия добиться того же?

Теоретически - да. Практически - крайне маловероятно. У нас нет ни трудовых ресурсов такого масштаба, ни доступа к технологиям (а теперь и подавно), ни политической воли к столь болезненным, но необходимым реформам.

-6

Поэтому приходится довольствоваться продукцией АвтоВАЗа, который делает неплохие машины, но по неадекватным ценам из-за монопольного положения.

Перспективы российского авторынка

Если подытожить вышесказанное, картина вырисовывается безрадостная. С учетом текущей макроэкономической ситуации и политики властей, не нужно быть провидцем, чтобы спрогнозировать: к концу 2025 года авторынок России ждёт коллапс. Продажи новых машин рухнут до статистической погрешности, да и вторичный рынок будет стагнировать.

Конечно, до абсолютного нуля продажи не упадут, какой-то спрос на новые и подержанные авто сохранится всегда. Но прежних объемов уже не будет. Рынок ждёт кардинальная перестройка, передел сфер влияния. И скорее всего, он будет долгим и болезненным.