В Музее Фаберже в Санкт-Петербурге представлена крупнейшая коллекция произведений фирмы Карла Фаберже. Ядром коллекции является девять пасхальных яиц, которые были выполнены по заказу последних русских императоров Александра III и Николая II для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны.
В первой части нашего пасхального цикла мы рассказали о произведениях, созданных фирмой Фаберже в конце XIX века. В новой статье мы внимательно изучим те подарки Николая II, которые он преподносил матери и супруге на Пасху 1900, 1911 и 1916 годов.
Яйцо «Петушок». 1900 год
К Пасхе 1900 года Николай II подарил матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, яйцо с часовым механизмом. Оно имеет круглый, покрытый переливчатой белой эмалью-гильоше циферблат с арабскими алмазными цифрами и ажурными золотыми стрелками.
Для оформления яйца «Петушок», созданного на переломе столетий, был избран стиль рубежа ХVII–ХVIII веков, популярный в среде петербургских художников эпохи «около 1900 года». В большой моде был изящный стиль французского регентства (Régence) с его свободной игрой фантазии и грациозностью.
Сюрпризом яйца является поющий петушок с натуральными перышками, каждый час он поднимается из-за золотой крышки-решетки наверху яйца, раскрывает клюв и хлопает крыльями. Спутник солнца, он отсчитывает время, «поет рассвет» наступающему ХХ веку, который, как верилось многим, должен был стать эрой процветания России.
Яйцо «Пятнадцатилетие царствования». 1911 год
Императорское яйцо 1911 года, подаренное Николаем II Александре Федоровне, посвящено юбилейной дате в жизни империи и царской семьи — пятнадцатилетию с момента коронации Николая и Александры в Успенском соборе Московского Кремля.
Яйцо «Пятнадцатилетие царствования» — один из самых красочных и живописных в прямом и переносном смысле пасхальных императорских подарков. Сюрприза как такового в нем нет, поэтому отделка самого яйца отличается необычайным великолепием: его золотая скорлупа украшена белой транспарантной переливчатой эмалью по гильошировке и разделена на 18 сегментов эмалевыми гирляндами с алмазными перетяжками. В них, как в драгоценных рамах, помещены «художественно и тончайше исполненные» миниатюры, писанные акварелью по кости и покрытые пластинами из горного хрусталя. Это семь портретов членов царской семьи — Николая II, Александры Федоровны, их пятерых детей, — а также композиции, изображающие «главные события из царствования государя императора».
Яйцо «Лавровое дерево». 1911 год
В том же 1911 году Николай II преподнес матери-императрице яйцо в виде лаврового дерева, на котором среди зеленой листвы пела «маленькая пичужка», раскрывая клюв, хлопая крылышками и вертясь в разные стороны. После поворота золотого ключика несколько листьев наверху яйца поднимались, и птичка взмывала из его недр, а после исполнения своего номера пряталась обратно.
Придворному ювелиру наверняка было известно, что Мария Федоровна очень любила птиц и в целом «природу и все то, что ее наполняет». В 1900-е годы в Аничковом дворце, ее резиденции, в специальном помещении была установлена огромная клетка «с бесчисленным множеством маленьких пичужек, большой любительницей которых была императрица». Специалисты справедливо отмечали, что прототипом яйца послужили затейливые миниатюрные апельсиновые деревья с плодами и цветами и с заводными поющими птичками. «Высаженные» в квадратные кадки, они особенно удавались французским мастерам ХVIII века, хотя эта традиция более давняя.
Плотные глянцевые листья кроны, постриженной по форме яйца, выполнены из саянского нефрита, обладающего насыщенной шпинатной окраской. Разнообразный и красивый в оттенках, свободный от трещин, нефрит позволял «доводить исполнение до пределов законченности». По свидетельству Франца Бирбаума, нефрит благодаря его качествам и внешности использовали чаще всего. Плотная зелень листьев оживлена розоватыми и желто-оранжевыми плодами из аметистов и цитринов, а также белыми эмалевыми мелкими цветками.
Яйцо «Георгиевское». 1916 год
Последнее яйцо, подаренное Николаем II Марии Федоровне в 1916 году, в период Первой мировой войны, украшено акварельными портретами императора и цесаревича Алексея Николаевича. В отличие от пасхальных подарков мирных лет, яйцо «Орден Святого Георгия» совершенно лишено драгоценных камней, сложных механизмов, вычурных сюрпризов. Придворный ювелир прекрасно знал характер и образ жизни своих августейших заказчиков. В тяжелые для России дни они не считали возможным всякие излишества и роскошь, в том числе и в подарках.
Портреты закрыты крышечками на шарнирах, с накладными знаками ордена Святого Георгия и серебряной медали — наград царя и наследника. Они соединены георгиевскими черно-оранжевыми эмалевыми лентами в цветах «пороха и пламени», которые отчетливо выделяются на нежном фоне матовой эмали, по которому «рассыпаны» георгиевские кресты, как будто тонущие в дымке. Сверху и снизу яйца укреплены монограмма Марии Федоровны и дата, отливающие холодным, стальным блеском.
Получив яйцо, вдовствующая императрица написала Николаю:
«Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе».
Два яйца 1916 года завершают ряд императорских пасхальных шедевров, которые были вручены высочайшим заказчикам и, как всегда, доставили им радость и наслаждение.
Подписывайтесь на канал Музея Фаберже, чтобы не пропустить третью часть нашего рассказа, в которой речь пойдет о трёх неимператорских пасхальных яйцах Фаберже, созданных по заказу герцогини Консуэло Мальборо и купчихи Варвары Базановой-Кельх.