Найти в Дзене

Пасхальные яйца Фаберже. Часть I: от «Курочки» до «Ландышей»

Драгоценные пасхальные яйца составляют самую малую часть того, что фирма создала за всё время своего существования. Но когда мы говорим «Фаберже», воображение рисует прежде всего эти великолепные произведения — драгоценные памятники российской истории, символы непревзойденного мастерства русских ювелиров. В Музее Фаберже в Санкт-Петербурге представлена крупнейшая коллекция произведений фирмы Карла Фаберже. Ядром коллекции является девять пасхальных яиц, которые были выполнены по заказу последних русских императоров Александра III и Николая II для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. В этой статье мы расскажем о тех императорских пасхальных шедеврах из нашего собрания, которые были созданы в XIX столетии. Первое пасхальное яйцо было исполнено Карлом Фаберже в 1885 году по заказу императора Александра III. Оно предназначалось в дар его супруге императрице Марии Федоровне, которая отметила работы «молодого, но уже вполне зрелого, первоклассного ювелира» тремя годами раньше
Оглавление

Драгоценные пасхальные яйца составляют самую малую часть того, что фирма создала за всё время своего существования. Но когда мы говорим «Фаберже», воображение рисует прежде всего эти великолепные произведения — драгоценные памятники российской истории, символы непревзойденного мастерства русских ювелиров.

Императорские пасхальные яйца. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург, 1885-1916. Собрание Музея Фаберже
Императорские пасхальные яйца. Фирма Фаберже. Санкт-Петербург, 1885-1916. Собрание Музея Фаберже

В Музее Фаберже в Санкт-Петербурге представлена крупнейшая коллекция произведений фирмы Карла Фаберже. Ядром коллекции является девять пасхальных яиц, которые были выполнены по заказу последних русских императоров Александра III и Николая II для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. В этой статье мы расскажем о тех императорских пасхальных шедеврах из нашего собрания, которые были созданы в XIX столетии.

Яйцо «Курочка». 1885 год

Первое пасхальное яйцо было исполнено Карлом Фаберже в 1885 году по заказу императора Александра III. Оно предназначалось в дар его супруге императрице Марии Федоровне, которая отметила работы «молодого, но уже вполне зрелого, первоклассного ювелира» тремя годами раньше на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве.

Пасхальное яйцо «Курочка». Санкт-Петербург, 1885. Фирма Карла Фаберже, мастер Эрик Коллин. Собрание Музея Фаберже
Пасхальное яйцо «Курочка». Санкт-Петербург, 1885. Фирма Карла Фаберже, мастер Эрик Коллин. Собрание Музея Фаберже

Яйцо выполнено из золота и покрыто опаковой эмалью — шероховатой на ощупь, как яичная скорлупа. Внутри помещается золотой желток из двух половинок, в него вложена курочка из разноцветного золота, внутри нее — крошечная алмазная императорская корона.

Своего рода куратором заказа выступил великий князь Владимир Александрович, родной брат императора. Когда произведение было готово он отправил его Александру III и снабдил письмом с подробной инструкцией:

«К сему присовокупляю краткую, но по всем вероятиям, ясную инструкцию о том, как следует обращаться с сим замысловатым предметом для извлечения из недр оного скрывающихся в них сокровищ.
Во-первых, повернуть верхнюю половину налево и снять ее. Во 2х, повторить то же самое для желтка. В 3-х, взяв курицу в руки надавить у ней под зобом и одновременно ухватившись ногтями за клюв, приподнять кверху отчего курица раскрывается надвое...
На мой взгляд, работа удалась вполне и своею тонкостью и отделкою деталей заслуживает даже похвалы».
Пасхальное яйцо «Курочка». Санкт-Петербург, 1885. Фирма Карла Фаберже, мастер Эрик Коллин. Собрание Музея Фаберже
Пасхальное яйцо «Курочка». Санкт-Петербург, 1885. Фирма Карла Фаберже, мастер Эрик Коллин. Собрание Музея Фаберже

Император посчитал, что заказ «удался как нельзя лучше». Марии Федоровне подарок понравился настолько, что с тех пор заказ стал традиционным. Каждый год на Страстной неделе Карл Густавович передавал императору очередной пасхальный шедевр с оригинальным сюрпризом.

Яйцо «Ренессанс». 1894 год

Последним пасхальным подарком Александра III «милой душке Минни» стало яйцо «Ренессанс», выполненное по мотивам старинной шкатулки мастера Леруа (Le Roy) из собраний музея сокровищницы саксонских курфюрстов «Зеленые своды» в Дрездене, где Карл Фаберже прожил несколько лет.

Пасхальное яйцо «Ренессанс». Санкт-Петербург, 1894. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин. Собрание Музея Фаберже
Пасхальное яйцо «Ренессанс». Санкт-Петербург, 1894. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин. Собрание Музея Фаберже

Яйцо выполнено из агата и украшено золотой, покрытой полихромной эмалью оправой с золотыми львиными маскаронами и драгоценными камнями. На верхней половине яйца бриллиантами выложена дата его создания. Сюрприз в нем отсутствует, и непонятно, был ли он вообще. По крайней мере, в счете, отправленном в Кабинет Его Императорского Величества, о сюрпризе не сказано ни слова, но среди материалов упомянут жемчуг, которого нет на скорлупе. Можно предположить, что внутри яйца-шкатулки лежало какое-нибудь жемчужное украшение — нитка, кулон, браслет.

В 2004 году перед планировавшейся продажей коллекции на аукционе Sotheby’s Кристофер Форбс высказал предположение, что сюрпризом яйца «Ренессанс» было яйцо «Воскресение Христово», также хранившееся в коллекции Форбс. Причины для этого заявления были следующие: небольшое яйцо, тоже исполненное в ренессансном вкусе, помещается в агатовое яйцо-шкатулку и украшено жемчугом, упомянутым в денежном счете ювелира. Яйцо «Воскресение» действительно находилось среди имущества Марии Федоровны, о чем свидетельствует фотография витрины с ее вещами на выставке художественных произведений К. Фаберже, состоявшейся в марте 1902 года; оно, ко всему прочему, упомянуто в большевистских списках дворцового имущества: «хрустальное яичко с фигурами внутри, на золотой подставке с 8 бриллиантами, розами и жемчугом».

Мог ли Фаберже положить одно хрупкое каменное яйцо в другое без ложемента или каких-либо специальных креплений, — покажут время и дальнейшие исследования. Как бы то ни было, яйцо «Воскресение» было создано в 1890-е годы в мастерской Михаила Перхина, принадлежало императрице Марии Федоровне и ныне украшает коллекцию Музея Фаберже.

Яйцо «Бутон розы». 1895 год

Впервые два больших яйца по заказу Николая II фирма исполнила к Пасхе 1895 года. Для молодой императрицы Александры Федоровны, четвертой дочери великого герцога Гессенского и Прирейнского Людвига IV и принцессы Алисы Великобританской и Ирландской, было создано изящное золотое яйцо в стиле

Людовика XVI.

Оно покрыто ярко-красной прозрачной эмалью по гильошированному фону и украшено алмазными стрелами, лиственными гирляндами и венками из зеленоватого золота, перевязанными лентами. Наверху, под большим плоским алмазом, помещен миниатюрный портрет Николая II, а под нижним алмазом начертана дата создания подарка.

Сюрпризом является бутон чайной розы на коротком стебельке, снабженный механизмом: лепестки открываются при нажатии на маленькую кнопку на стебле. Внутрь была вложена миниатюрная бриллиантовая корона с рубинами-кабошонами (со временем утраченная). Роза — символ любви, равно как и золотые стрелы Купидона, украшавшие яйцо, — недвусмысленно указывали на чувства Николая II к своей «милой дорогой Аликс».

Яйцо «Коронационное». 1897 год

Яйцо, созданное для Александры Федоровны к Пасхе 1897 года, было впервые посвящено важнейшему политическому событию — коронации Николая II.

Император Николай II, императрицы Александра Федоровна и Мария Федоровна во время остановки на Воскресенской площади в день торжественного въезда в Москву. Москва, 9 мая 1896 г. Фотограф Д. М. Асикритов. ЦГАКФФД СПб
Император Николай II, императрицы Александра Федоровна и Мария Федоровна во время остановки на Воскресенской площади в день торжественного въезда в Москву. Москва, 9 мая 1896 г. Фотограф Д. М. Асикритов. ЦГАКФФД СПб

Идею отделки драгоценной скорлупы яйца Карлу Фаберже подсказали золотые парчовые мантии, в которые были облачены царь и царица во время обряда священного коронования. Драгоценная скорлупа яйца покрыта прозрачной желтой эмалью, положенной по гильошированному фону резных лучей, которая сверкает и переливается, как тяжелая златотканая парча. Поверх без малейших зазоров укреплена сетка из накладных черных эмалевых орлов с алмазами, соединенных лиственными ветвями зелёного золота.

Яйцо «Коронационное» содержит внутри сюрприз — крошечную точную копию кареты, в которой 9 мая 1896 года Александра Федоровна въезжала в древнюю первопрестольную Москву. Уникальную модель кареты, настоящий шедевр «ювелирно-экипажного» искусства, создал молодой мастер Георг Штейн, специально посещавший Придворно-конюшенный двор в Петербурге и во всех деталях повторивший конструктивные части экипажа, например поворотный круг. Обе дверцы открываются после поворота крошечной золотой ручки, а изнутри с двух сторон выбрасываются складные подножки.

Яйцо «Ландыши». 1898 год

В 1898 году Александра Федоровна получила от супруга яйцо, выполненное в модном, новейшем, как его тогда называли, стиле модерн. Фаберже прекрасно был осведомлен о сочувственном отношении императрицы к стилю ар-нуво c его флоральной символикой и изысканными прихотливыми линиями.

Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью по гильошировке, украшена вертикальными фризами алмазов огранки «роза» и жемчужными ландышами с алмазными лепестками. Ландыши — символы чистоты, юности и невинности — были любимыми цветами Александры Федоровны. Сюрпризом яйца являются миниатюрные акварельные портреты Николая II и двух маленьких дочек царской четы, Ольги и Татьяны, в виде трилистника, «распускающегося» наверху яйца при нажатии на жемчужную кнопку. Это второе императорское яйцо с портретными миниатюрами: годом раньше

вдовствующая императрица Мария Федоровна получила яйцо с сюрпризом-сердечком, которое при нажатии кнопки превращается в трилистник клевера с портретами сына, невестки и первой внучки Ольги.

Подписывайтесь на канал Музея Фаберже, чтобы не пропустить вторую часть нашего рассказа, в которой мы расскажем о яйце Фаберже без сюрприза, а также о самом последнем пасхальном императорском заказе.

Ждём вас в Музее Фаберже!