Моя заочная благосклонность к этой стране сформировалась задолго до первого путешествия в Беларусь. Мой муж белорус, как я уже раньше рассказывала. Правда, в раннем детстве покинувший эту страну, т.к. родителей по распределению отправили работать (вернее служить) на Дальний Восток.
Так вот, за время нашей с ним совместной жизни, он часто рассказывал, как в детстве ездил погостить к бабушке в деревеньку Тощица, что неподалеку от Могилева. Всегда он это делал с особым трепетом, особенно когда говорил о какой-то уникальной атмосфере, присущей этой стране, и которую сложно объяснить словами. Тогда я в полной мере не понимала, что значат его слова, пока сама не побывала там впервые.
Помню ту первую поездку, это было в 2019 году, когда мы только-только переехали с Дальнего Востока в Петербург. Первое впечатление от Беларуси оказалось настолько неожиданным, что я ни раз замирала прямо посреди дороги, чтобы насладиться этими мгновениями. Порой легкий аромат свежескошенной травы смешивался с запахом хлеба, который испекли рано утром в одной из кофеен Минска. В другой раз, когда мы бродили по тропинкам крохотной деревеньки Тощица, заглядывалась на высоченные сосны, над которыми лениво проплывали белые облака, а пронзительную тишину нарушал только приятнейший звук легкого ветерка.
Даже столица Беларуси отличается этой поистине умиротворяющей атмосферой. Вроде бы такие же привычные для нас здания, зеленые скверики и даже некоторые названия улиц, ан нет – дышится легче, воздух прозрачнее и чувствуешь себя как-то удивительно гармонично.
Первое, что всегда бросается здесь в глаза – это люди, они здесь какие-то другие... Никуда не спешащие, спокойно шагающие по тротуарам, погруженные в собственные мысли, но не придавленные ими, как это часто считывается на лицах наших людей.
Такой вот парадокс – вроде внешне похожи, говорим почти одинаково, понимаем друг друга без труда, а внутренняя наполненность все же разная. Будто два брата выросли вместе, но пошли потом каждый своей дорогой. Вместо привычного для русского человека постоянного движения и желания успеть все и сразу – здесь расслабленность, отсутствие суеты, движение без какого-то излишнего напряжения.
Люди здороваются чаще, даже с нами нередко здоровались люди в парадных, когда мы жили в этих домах лишь временно, как квартиросъемщики. Такое внимание казалось поначалу непривычным, но сейчас уже я этому не удивляюсь, понимая, что для белорусов это норма.
Норма начать общаться с соседом по купе, как добрые знакомые. Задорно смеяться и веселиться за душевными разговорами с попутчиком в электричке. Улыбаться в ответ на остроумные шутки моего мужа, будучи серьезным банковским работником. Вспоминать о братстве наших народов стоя в очереди в магазине. И можно перечислять и перечислять то, сколько раз мы соприкасались с этой открытостью, приятной простотой, и душевностью местных.
По мере того, как наши поездки стали охватывать все больше и больше городов Беларуси, я поняла, что многие мои представления о ней были поверхностными стереотипами. Например, пресловутый «белорусский порядок» оказался куда более всеобъемлющим. Порядок тут заметен не только внешне, но и ощущается внутренним состоянием людей, отношением к окружающим и к самой жизни.
Никогда не забуду, когда мы в первую поездку с некоторым опасением заселялись в съемные квартиры, а люди, которые нас размещали, все успокаивали и даже иногда негодовали от нашей осторожности. Например, когда в одной из квартир мы проверяли приборы на предмет работоспособности, хозяйка была в недоумении – «Как же я могла бы вам сдать квартиру с неисправностями?».
А в другой раз, помню, хозяйка нам даже вручила небольшой подарочек с местными угощениями.
Такого отношения и гостеприимства мы пока не встречали больше нигде.
А еще здесь чувствуется атмосфера взаимовыручки, отношения людей, кажется, пропитаны теплом и заботой, невидимыми нитями связывая поколения друг с другом. Не могу вспомнить, чтобы где-то видела брошенность и одиночество. Понятно, что это, наверняка, тоже есть, но не бросалось в глаза. У нас же, к огромному сожалению, я вижу подобные картины ежедневно, стоит просто выйти из дома на улицу – одинокие немощные бабушки, беспризорные дети, про неблагополучных представителей общества я вообще молчу, их масса.
В России любят говорить громко, быстро, эмоционально выражаться, искать возможности для личного роста, реализации амбициозных планов. А белорусам, кажется, важнее стабильность, внутреннее равновесие, уверенность в завтрашнем дне и забота благополучии своих семей.
Квинтэссенцией этой народной общности, тепла и единства, стал для меня праздник Масленицы, на который мы как-то случайно попали в Полоцке – вот уж где можно было наблюдать все наши различия. Праздничные гуляния поразили масштабами народной радости, объединяя всех вокруг – люди искренне веселились. Танцы и хороводы, народные костюмы, традиционные забавы и угощения, веселье без алкоголя – казалось, будто мы попали в декорации к фильму, настолько это было непривычно для нас.
Да, Россия и Беларусь – братские народы. Просто у каждого своя дорога, свой уклад и взгляды на жизнь. Мы одинаково любим природу, уважаем стариков, дорожим памятью, нам одинаково близки понятия дружбы, чести, совести, веры в добро. Но там, где один ищет грандиозных достижений и великих целей, другой находит радость в простых радостях повседневной жизни, наслаждается каждым мгновением настоящего момента.
Так что теперь всякий раз, особенно в переполненном метро или пробираясь сквозь толпу прохожих, мысленно возвращаюсь обратно, туда, где тишина слышится громче любых слов, где хлеб печется по старинным рецептам, а любовь и добро измеряется теплотой человеческого взгляда. И здорово, что чтобы снова это ощутить не нужно преодолевать большие расстояния и искать это где-то в дальних странах, а достаточно сесть в поезд вечером и уже утром оказаться на улицах гостеприимной братской республики.