1. Валентина Малявина
Валентина Малявина ворвалась в советское кино с ролью в фильме Тарковского «Иваново детство». Хрупкая, с выразительными глазами, она сразу покорила зрителей. За ней закрепился образ тонкой, но сильной женщины — её любили за искренность и глубину.
В 70-х была на пике популярности. Её называли одной из самых красивых и талантливых актрис. Но всё оборвалось после трагедии: в 1978 году погиб её возлюбленный, актёр Станислав Жданько. Малявину обвинили в убийстве, но посадить смогли только в 1983. Срок был 9 лет. Но выпустили по амнистии в 1988 году.
После тюрьмы у нее еще были попытки вернуться в кино. Но страсть к алкоголю погубила ей зрение. Почти ослепнув, она доживала свои дни в доме престарелых. И всё же, даже тогда в ней оставалась та самая внутренняя сила, за которую её когда-то обожали миллионы.
2. Вия Артмане
Королева латышского и советского кино.
Вия Артмане пришла в кино из театра Райниса в Риге — там она стала звездой ещё до съёмок. Её дебют в кино состоялся в 1956 году, но настоящую славу принесла драма «Родная кровь» (1963), где она сыграла Соню.
Артмане восхищала сочетанием внешней строгости и внутренней силы. Её образы были благородными, сдержанными, но при этом трогали до слёз.
Особенно её запомнили по фильмам «Никто не хотел умирать», «Туманность Андромеды», «Емельян Пугачёв», «Театр» — в последнем она сыграла Джулию Ламберт, и это была актёрская вершина.
3. Елена Добронравова
Родилась в театральной семье — её родители были актёрами МХАТа. В кино пришла в 1954 году с ролью в фильме «Большая семья», который получил приз в Каннах. Она сразу запомнилась.
Зрители полюбили её за благородство, мягкий голос, утончённость. Она проживала роль. Передавала эмоции точно и сдержанно. Её образы были всегда интеллигентными и настоящими.
До конца оставалась символом настоящей советской актрисы — с достоинством и внутренним светом.
4. Ирина Мирошниченко
Пришла в кино ещё студенткой МХАТа. Успех пришёл после «Андрея Рублёва» и «Вам и не снилось...» — её героини были живыми, сложными, с драмой в глазах.
Её любили за голос, за стиль, за то, как легко она переходила от трагедии к иронии. В ней было что-то роковое — она притягивала, даже если не играла главную роль. Вспомнить даже её роль в "Я шагаю по Москве".
Актриса до конца оставалась в профессии — сцену не бросала. Умерла в 2023 году. Но её лица, её интонации, её силу трудно забыть — она была настоящей.
5. Дзидра Ритенберга
В кино Дзидра Ритенберга пришла в 1956 году и сразу прогремела: роль в «Мальве» принесла ей международную награду — Кубок Вольпи на Венецианском фестивале. Такой успех для молодой актрисы из Латвии был редкостью.
Личная жизнь — сплошная драма. Муж, актёр Евгений Урбанский, погиб на съёмках, когда Дзидра была беременна. Дочь она родила уже после его смерти. После этого больше не выходила замуж.
Позже занялась режиссурой, но жила замкнуто, почти в уединении. Умерла в 2003 году. Осталась в памяти как актриса с пронзительным взглядом, которая получила и большое признание и большую боль в жизни.
6. Людмила Максакова
Дочь легендарной оперной певицы Марии Максаковой, Людмила с детства жила в мире искусства. В кино пришла в 60-х, и сразу стала заметной — благородная внешность, поставленный голос, внутренняя сила. Особенно полюбилась зрителям по ролям в «Плохом хорошем человеке», «Десяти негритятах», «Летучей мыши».
На сцене Вахтанговского театра играла с королевским достоинством. Её героини — сильные женщины, с драмой внутри и холодной красотой снаружи. Такой типаж был редким и запоминающимся.
Жизнь была непростой. Отец от неё отказался, первую любовь — художника Льва Збарского — потеряла, он уехал из СССР и остался в эмиграции. С дочерью, Марией Максаковой, разругалась после её отъезда в Украину.
Но, несмотря на всё, Людмила осталась в профессии, сильной и независимой. Живёт одна, но на сцене — по-прежнему блистает.
7. Клара Лучко
Клара Лучко пришла в кино сразу после войны — поступила во ВГИК и попала на курс к Герасимову. В 1949 году сыграла Дашу Шелест в «Кубанских казаках» — роль сделала её знаменитой. Яркая, тёплая, с открытой улыбкой — зрители влюбились мгновенно.
Её героини были сильными, честными, жизнелюбивыми. Особую любовь принесли роли в «Цыгане», «Возвращении Будулая», «Карнавале».
В жизни было всё. Пережила смерть первого мужа, актёра Сергея Лукьянова, с которым прожила 15 лет. Дочь Оксана осталась главным близким человеком. Второй брак оказался счастливым — с журналистом Дмитрием Мамлеевым.
Умерла в 2005 году. Осталась в памяти как актриса с душой нараспашку — такая, что выходила в кадр, и сразу становилось светлее.
8. Лионелла Пырьева
С юности мечтала о театре — поступила в ГИТИС, где училась с будущими звёздами. Часто бывала в компании Высоцкого, с которым позже снялась в «Хозяине тайги». Там ей пришлось давать ему пощёчину десятки раз — дубль за дублем, под режиссёрские крики: «Дай по морде!».
В кино Лионелла пришла в 18 лет.. Настоящую славу ей принесла роль в «Вольном ветре», а потом — Грушенька в «Братьях Карамазовых».
Её любили за холодную красоту, сильный характер и голос, в котором была уверенность. На экране она всегда казалась женщиной, к которой нельзя подступиться просто так.
В юности у Лионеллы был роман с Олегом Стриженовым, но он тогда был женат, и она сама решила уйти, чтобы не рушить его семью.
Позже она вышла замуж за Ивана Пырьева. который был старше её почти на 40 лет. Несмотря на сплетни о расчёте, она вспоминала его с теплотой. Брак продлился шесть лет, до его смерти. После этого Лионелла почти ушла из профессии.
После смерти Ивана, Лионелла и Олег снова встретились — и на этот раз были уже свободны. Спустя годы разлуки они сошлись и прожили вместе долгую жизнь.
9. Светлана Дружинина
Светлана Дружинина мечтала стать балериной и даже училась в хореографическом училище при Большом театре, но из-за травмы руки ей пришлось расстаться с танцем.
Тогда она выбрала кино — и не прогадала. В 1955 году дебютировала в фильме «За витриной универмага», а потом была яркой и запоминающейся в «Девчатах», «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах».
Со временем актёрство её перестало устраивать — и она стала режиссёром. Именно Дружинина подарила зрителям сагу о гардемаринах, ставшую культовой для нескольких поколений.
Жизнь не была лёгкой: в молодости — отказ от мечты, позже — смерть старшего сына. Но рядом всегда был муж — кинооператор Анатолий Мукасей. Их союз — редкий пример долгой, крепкой любви в мире кино.
Светлана Сергеевна до сих пор в строю — энергичная, стильная, строгая. Она из тех женщин, которых не сломать — сами кого хочешь сломают.
10. Тамара Сёмина
Тамара Сёмина пришла в кино случайно — хотела стать учительницей, но судьба занесла её во ВГИК. Уже в 1958 году она дебютировала в «Двух Фёдорах», а через несколько лет получила международное признание за роль Катюши Масловой в «Воскресении».
Простая и искренняя. Она привносила особую нежность в каждый образ, и именно за это зрители её сильно полюбили.. Её героини были настоящими — с болью, надеждой, добротой. Особенно ярко это проявилось в «Вечном зове», где она сыграла Анфису.
Была замужем за актёром Владимиром Прокофьевым, прожили вместе до самой его смерти. Детей не было, последние годы она почти не снималась, посвятив себя семье и уходу за мужем.
Сегодня она живёт в Москве, редко выходит в свет. Но для тех, кто помнит её работы, Сёмина остаётся Актрисой с большой душой - искренняя, теплая, умеющая передавать глубокие чувства. Даже её молчание в кадре вызывает эмоции.
На этом все
Удивительные актрисы были и все еще есть из Советского Союза. Удивительным было кино в Советском союзе.
К примеру, моя жена сейчас читает "Братьев Карамазовых". И на вопрос о том, какую экранизацию смотреть, отвечает: "Только советскую". К современным экранизациям даже прикасаться не хочет.
Спасибо, что прочитали!
Вы можете поддержать выход статей: Отправить Донат