Обзор книги митр. Иерофея (Влахоса) «Рай и ад».
Рай и АД глазами отцов церкви
Во все времена тема загробного существования человека была самой таинственной и интересной для человека. Между тем Православная Церковь устами Апостолов и Святых Отцов немного раскрывает для нас эту тайну. Это безусловно необходимо для утверждения людей в истинной вере, для понимания того православного пути, по которым нам следует идти для спасения своей бессмертной души. Однако с развитием схоластического богословия для нас, православных христиан, становится все труднее понять настоящее святоотеческое учение о рае и аде в его чистом и незамутненном виде. Свою, надо сказать, очень успешную попытку показать церковное учение по этому вопросу предпринимает в своей книге известнейший греческий богослов, митрополит Элладской Церкви митрополит Навпакта и Святого Власия Иерофей (Влахос). Его труд «Рай и ад» издается в России как отдельной книгой, так и в составе его фундаментального сочинения «Жизнь после смерти» в виде отдельной главы.
Святой Власий Иерофей (Влахос) о учении
Митр. Иерофей считает важнейшей задачей изучение святоотеческого учения по вопросу загробной участи человека, так как святые отцы являются, по его словам, «носителями незамутненного Предания». Он замечает, что «Церковь – Богочеловеческое Тело Христово – сама пишет Священное Писание и сама толкует его», а «святые отцы являются подлинными учителями Церкви».
Автор напоминает, что в соответствии со святоотеческим учением рай и ад – это не конкретные тварные места, но состояние души человека, для которого Сам Бог будет адом или раем - «раем для святых и адом для грешников».
Говоря об отношениях Бога и человека, митр. Иерофей напоминает, что святые отцы говорят о том, что «Бог никогда не враждует с человеком, но человек сам становится врагом Бога, если не имеет общения с Ним, участия в Его жизни», а следовательно не Бог примиряется с человеком, а «человек примиряется с Богом через Христа», ибо человек «по совершении греха сам представляет себе Бога разгневанным и враждебным».
Разъяснения Исаака Сирина
Автор приводит в пример Исаака Сирина, который говорит, что рай – это любовь Божия, имея в виду Его нетварную энергию: «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами». Но, одновременно, рассуждая об аде преп. Исаак говорит почти тоже самое, только с противоположным знаком: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!».
Получается, что источником мучения грешников в аду является та же самая благодать Божия, которая праведников радует в раю. Эта боль, человека, идущего против любви Божией «страшнее всякого возможного наказания».
Итак, грешники также не лишены любви Божией в аду, но они в силу ожесточенности своего сердца сами, свободно и добровольно, не хотят принимать ее, отвечать на нее взаимностью, они замыкаются в гордой самоизоляции. Подобная трагедия отверженной любви хорошо известна почти каждому человеку в наших межчеловеческих отношениях. «Если сказанное сопоставить с любовью Божией, то можно будет понять и муку ада».
Мера для каждого человека своя
Получается, что в загробном мире не все будут одинаково воспринимать и ощущать любовь Божию. Ясно, что в таком случае говорить о том, что ад – это место, где нет Бога или Его присутствие минимально совсем неуместно. Правильнее сказать, что за гробом «Один и Тот же Бог будет всем в равной мере подавать Свою благодать, но люди будут воспринимать ее в соответствии со своей «вместительностью». «Любовь своею силою действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой».
Пояснения Феофилакта Болгарского
Митр. Иерофей пытается понять, как возникает такое различие и обращает внимание на следующие слова Священного Писания: «Кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею» (Исх. 33:19) и «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18). Он задается вопросами: «Как понимать, что Бог одного хочет помиловать, а другого – ожесточить? Разве у Бога есть лицеприятие?». Митр. Иерофей отвечает на свой вопрос словами блаженного Феофилакта Болгарского, который говорит так: «Как солнце воск размягчает, а глину делает твердой не само от себя, но в силу различия вещества воска и глины, так и Бог, глиняное сердце Фараона, как говорится, ожесточает». Таким образом, благодать Божия любвеобильно распространяется на всех, но действует в соответствии с состоянием каждого человека по-разному.
Святитель Василий Великий о стихе Псалтыри
Святитель Василий Великий также дает подобное объяснение. Когда он толкует стих Псалтыри «глас Господа, пресецающаго пламень огня» (Пс. 28:7), он напоминает нам о чуде с отроками в печи вавилонской и говорит о том, что «хотя это пламя попаляло тех, кто находился вне печи, в то же самое время оно орошало отроков так, как будто они находились в тени дерева… Глас Господа, пресецающего и разделяющего пламень огня, нужен для того, чтобы огнем наказания стало непросвещающее, а светом упокоения осталось несожигающее».
Обращая внимание на последние слова свт. Василия Великого митр. Иерофей говорит, что «огонь геенны будет несветлым, будет лишен своего свойства просвещать. А свет праведников будет несожигающим, будет лишен свойства опалять». Итак, ясно, что человек в любом случае за гробом будет получать нетварную энергию Божию, но воспринимать ее он будет индивидуально, в зависимости от своего состояния.
Слова о рае и аде святого Григория Богослова
Такое понимание рая и ада характерно не только для прп. Исаака и свт. Василия, но и для других святых отцов, которые рассуждали об этом вопросе апофатически, то есть не философски, абстрактно и отвлеченно, как латиняне, но основываясь на своем непосредственном опыте богообщения, чуждом категориям и образам человеческого тварного мира.
Когда свт. Григорий Богослов говорит об этом вопросе, он предлагает иметь в виду, что загробное состояние «для очищенных умом есть свет», ощущаемый ими «в меру чистоты», этот свет называется нами раем или Царствием Небесным. А «для слепых во владычественном» (в уме) он (свет) является тьмой «в меру здешней близорукости».
Тоже самое мы видим и в нашем чувственном мире, в котором слепые не воспринимают свет и он их не радует, а здоровые глазами способны его увидеть и порадоваться.
Таким образом, свт. Григорий также соглашается с тем, что Бог будет адом для одних и раем для других. Вот его слова, которые ярко иллюстрируют это: «О Троица, Которой служителем и проповедником нелицемерным быть я удостоился! О Троица, Которая некогда всеми будет познана, одними в осиянии, другими – в мучении».
Григорий Палама комментирует влияние Божественной энергии
Митр. Иерофей ссылается и на свт. Григория Паламу, который комментируя слова Иоанна Предтечи о Христе «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11; Лк. 3:16), говорит так: «Он, говорит (Предтеча), будет крестить вас Духом Святым и огнем, являя просвещающее и мучающее свойство, когда каждый человек будет получать соответствующее своему расположению». Кроме того, свт. Григорий Палама, как великий богослов и поэт нетварной энергии говорит, что приобщение к ней не будет одинаковым. В максимальной степени оно будет у святых.
Митр. Иерофей замечает, что название самой нетварной энергии, благодати Божией может меняться в зависимости от характера совершаемых ею действий. «Если она очищает человека, то называется очистительной, если просвещает его – просвещающей, если обоживает – обоживающей». Такое деление произведено им на основе святоотеческого разделения стадий духовной жизни – очищение сердца, просвещение ума, обожение всей личности.
Опыт всех отцов церкви
Такое разделение, также, как и учение о нетварной энергии и о пребывании человека за гробом, отцы установили благодаря своему опыту, когда они, пройдя по пути духовного совершенствования, миновали все этапы восприятия нетварной Божественной энергии и достигли обожения. То есть это учение не продукт человеческой фантазии или абстрактного рационального теоретизирования, но плод самоотверженного служения наших святых отцов Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу.
Читайте с нами!
Замечательно, что митрополит Иерофей (Влахос) в своей книге блестяще раскрыл эту тему и поделился с нами, православными христианами XX-XXI вв. святоотеческим опытом богообщения, а также указал нам на наши загробные перспективы в свете учения Святой Православной Церкви.
Автор статьи: Максим Анатольевич Злобин, православный христианский миссионер, публицист, выпускник аспирантуры Московской духовной академии.
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш канал "Просвет-сообщество"!
На канале много интересного и полезного для души!
С любовью к Вам, канал Просвет-сообщество! Любите друг друга!
#Рай #ад #СвятыеОтцы #ГригорийПалама #ВасилийВеликий #ВласийИерофей #ФеофилактБолгарский #ВасилийВеликий #ПросветСообщество #религия