Найти в Дзене
Маркет ЖКХ

Содержание и ремонт лифтов в многоэтажных домах

Оглавление

Требования к работам и обязанности управляющих организаций

С осени 2024 года вступили в силу новые правила, касающиеся обслуживания лифтов, которые изменили ряд требований к таким работам в многоэтажных домах.

В данной статье мы рассматриваем основные нормы и отвечаем на популярные вопросы:

🔸 Какие обязанности по обслуживанию лифтов возложены на управляющие организации, ТСЖ и ЖСК

🔸 Могут ли управляющие организации и ТСЖ самостоятельно обслуживать лифтовое оборудование

🔸 Какие работы включаются в капитальный ремонт лифтов

🔸 Обязанности по обслуживанию лифтов у управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК

Ответственность за установку, демонтаж, содержание и ремонт лифтов несет их владелец.

В многоэтажных домах лифты считаются общей собственностью, и согласно новым Правилам N 1744, владельцем лифта, отвечающим за его обслуживание, является:

- УО, ТСЖ или ЖСК — если управление домом осуществляет одна из этих организаций;

- Специализированная организация, с которой собственники заключили договор на обслуживание лифта — если дом находится под непосредственным управлением.

Содержание лифтов входит в Минимальный перечень услуг и работ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290. Необходимые мероприятия включают:

Обслуживание и ремонт лифтов. Все работы должны соответствовать инструкции по эксплуатации оборудования. Если в инструкции не указаны конкретные мероприятия и их периодичность, собственники обязаны на общем собрании определить необходимые работы и их частоту.

Телеграмм-канал: свежие новости из сферы ЖКХ, нововведения, судебные практики

Кроме проведения работ, УО, ТСЖ и ЖСК также обязаны регулярно осматривать оборудование. Эти проверки необходимы для предотвращения неисправностей и аварий. Частота осмотров может быть указана в инструкциях по эксплуатации, но если там нет такой информации, уполномоченный сотрудник должен проводить осмотры в начале смены.

В случае выявления неисправностей по результатам осмотра или получения уведомлений от жителей, УО, ТСЖ и ЖСК должны незамедлительно устранить проблему.

Обеспечение системы диспетчерского контроля. Эта система включает технические средства для:

- Дистанционного мониторинга работы лифтов.

- Двусторонней связи между пассажирами и диспетчером.

Есть два способа организовать диспетчерский контроль: либо создать диспетчерский пункт, либо нанять сотрудника, который будет следить за оборудованием на месте.

Организация аварийно-технического обслуживания. Оно должно быть доступно круглосуточно и включает в себя:

- Прием и регистрацию заявок о неисправностях и авариях.

- Перенаправление заявок квалифицированным сотрудникам для решения проблем.

- Контроль выполнения заявок.

- Ремонт лифтов.

- Устранение неисправностей, если система связи или диспетчерского контроля выходит из строя.

Если лифт ломается и неисправности не относятся к капитальному ремонту, организация обязана устранить проблему в течение суток с момента остановки лифта, что предусмотрено пунктом 17 Правил N 1744.

Организация, ответственная за аварийное обслуживание лифтов, закрепляет порядок проведения таких работ в своих внутренних документах. В них необходимо прописать:

• правила работы аварийной службы в ночное время, будни, выходные и праздничные дни, а также при авариях, отключении электроэнергии и других чрезвычайных ситуациях;

• численность персонала, необходимую для круглосуточного реагирования;

• требования по обеспечению сотрудников аварийной службы необходимыми запчастями, материалами и оборудованием;

• процедуры эвакуации людей из лифта в случае аварийной остановки.

Также организация должна обеспечивать проведение технического освидетельствования и обследования лифтов. Техническое освидетельствование проводится не реже одного раза в год в течение всего срока эксплуатации оборудования. Обследование выполняется по окончании срока службы. Результаты этих мероприятий помогают определить объем необходимых ремонтных работ.

Вся информация о проведенных осмотрах, техническом обслуживании и ремонте фиксируется в специальных журналах, а данные по освидетельствованию и обследованию заносятся в паспорт лифта.

🔸 Могут ли управляющие организации, ТСЖ и ЖСК самостоятельно обслуживать лифтовое оборудование?

Организации, управляющие многоквартирными домами, имеют два варианта обслуживания лифтов:

1. Заключить договор с подрядной специализированной организацией, которая будет производить эксплуатацию, содержание и ремонт лифтов.

2. Выполнять работы своими силами. Это возможно только при выполнении требований пункта 17 Правил N 1744, а именно:

• Наличие в штате квалифицированных специалистов — минимум ответственных за эксплуатацию лифта, за обслуживание и ремонт, электромеханика, лифтера и диспетчера;

• Разработка и утверждение производственных и должностных инструкций;

• Издание необходимых распорядительных документов, например, приказов о допуске сотрудников к работам и о распределении полномочий.

🔸 Какие работы входят в капитальный ремонт лифтов?

Некоторые виды ремонта невозможно выполнить в рамках текущего обслуживания, так как замена отдельных деталей требует значительных затрат и комплексного подхода. Такие работы включаются в капитальный ремонт и финансируются из отдельного бюджета.

Перечень работ, относящихся к капитальному ремонту лифтов, указан в пункте 7.7.2 ГОСТ Р 55964-2022. Например, это ремонт и замена лебедки главного привода, замена кабины, дверей шахты и противовеса.

_________________________________________________________________

✔️ Хранилище документов для деятельности ТСЖ и УК: более 300 памяток, образцов и инструкций

✔️ Чаты председателей, управляющих и активных жильцов МКД: общение с коллегами со всей России